Священномученик Макарий, митрополит Киевский (†1497)



 Священномученик Макарий, митрополит Киевский (†1497)

День памяти 1/14 мая

О жизни и деятельности священномученика Макария известно крайне мало, но и из того, что дошло до нас, можно заключить, что человек этот был в высшей степени достоин славы, которой его сподобила мученическая смерть. Нам не известно, когда он родился, как пришел к служению Богу, когда был пострижен в монахи. Впервые на арену истории этот человек выходит уже в сане архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря – главного монастыря в государстве.

Макарий был известен своей высокой подвижнической жизнью, примерным благочестием, непоколебимой преданностью Православию и тщательным выполнением возлагавшихся на него обязанностей. Когда он был избран архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, то привел обитель в цветущее состояние, построил странноприимный дом, неустанно следил за укреплением дисциплины среди монахов и благочестия среди мирян. Именно поэтому, когда в 1494 году умер митрополит Иона, собором православных епископов Великого княжества Литовского (ВКЛ) архимандрит Макарий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси.

Служение митрополита Макария выпало на очень тяжелое время. Страна находилась в состоянии постоянной войны с татарами, которые каждый год врывались в пределы ВКЛ, грабя, разоряя и сжигая все на своем пути. Владыка не просто сочувствовал своей пастве. Страдания народа и бессилие правительства он принимал очень близко к сердцу. С момента основания отдельной митрополии для ВКЛ резиденция митрополитов Литовских и Русских находилась в Новогрудке под защитой неприступных стен замка. Но престол должен был находиться в Киеве, и потому митрополит Макарий стремился именно туда, чтобы пастырским словом поддержать отчаявшихся, утешать страдающих, вселить веру в души своей паствы. К моменту восшествия святителя на престол, Киев уже не посещался митрополитами более ста лет (!), а город представлял собой жалкое подобие былого величия. Владыка хотел положить конец практике, когда Предстоятели Православной Церкви ВКЛ, нося титул «митрополит Киевский», жили не в своей столице, а в Новогрудке и Вильно, что нарушало каноны.

Уладив самые неотложные дела, митрополит Макарий назначил свое путешествие в Киев на весну 1497 года. Но зимой обострились отношения с великим князем московским Иваном III, союзниками которого были татары. В то время, когда армия ВКЛ двинулась к восточным границам государства, чтобы предотвратить возможное нападение московских войск, неожиданно и вероломно с юга в пределы ВКЛ вторглись несметные полчища татар, которые, как саранча, набросились на незащищенные южные земли государства, грабя и уничтожая все на своем пути. Вскоре, первые татарские отряды появились у стен Мозыря и других городов на юге Беларуси. 

Паника и ужас охватили всех (от простых крестьян до первых сановников государства), ведь защищать страну в этот момент было просто некому. Великий князь Александр и правительство абсолютно растерялись и укрылись за стенами мощных замков на северо-западе Беларуси. Вся надежда была на южные замки, которые в своей массе были небольшими и деревянными. В первую очередь, это был Мозырский замок, так как недалеко от Мозыря был Овручский брод – одна из главных транспортных артерий, связывавших север и юг ВКЛ. Быстрое падение Мозыря открывало татарам путь в пределы Литвы-Беларуси.

Единственным человеком, который не растерялся и подхватил знамя борьбы, выпавшее из рук растерявшегося правительства, был митрополит Макарий. Несмотря на все предостережения и предсказание, что это путешествие будет для него последним, владыка отправляется в путь по охваченному войной югу Беларуси, говоря: «Я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Народ был покинут армией и правительством. И главной целью служения святителя было поднять дух и волю к борьбе и продемонстрировать, что простой народ не покинут – его духовный отец рядом. Этой борьбе митрополит своим присутствием придавал характер священной войны.

Плывя со своими спутниками по Припяти, святитель остановился в селе Скриголов (Скрыгалов) для совершения Божественной литургии. Во время богослужения стало известно, что из-под стен осажденного Мозырского замка на перехват митрополита отправлен отряд татарской конницы. Предложение жителей спасаться владыка отверг, отвечая им и своим спутникам: «Спасайтесь, детки, а мне нельзя. Я отдаю себя воле Божьей», и продолжил совершать литургию. Вскоре татары ворвались в местечко. После непродолжительной, но яростной схватки малочисленные спутники митрополита были убиты. Ворвавшись в храм, татары схватили святителя и, выведя его на берег реки, предложили сделку. Как повествуют народные предания и жития других святых, смысл сделки был в следующем: митрополит приказывает сдаться защитникам Мозырского замка, и татары сохраняют ему жизнь.

 Другие источники говорят о иных условиях, но смысл их один и тот же – ради спасения собственной жизни святитель Макарий должен был предать людей, которых его присутствие воодушевляло и вселяло веру и надежду, которые видел в нем посланника Божия, духовного защитника в трудную минуту. Не задумываясь ни на секунду, митрополит отверг предложение врагов Отечества и с истинным смирением и надеждой на Вседержителя принял мученическую смерть от рук неверных, не изменив своему пастырскому долгу.

С таким истинно христианским самоотвержением и апостольской ревностью скончался святитель Макарий. Во время своего кратковременного управления митрополией ВКЛ он принес большую пользу преданным служением делу Церкви, униженной при его предшественниках, стремился улучшить положение своей паствы и клира, терпевших большие «обиды и унижения» от воинствующего католицизма. Его мученическая кончина не была напрасной – Мозырский замок отбил все яростные приступы и штурмы «басурман», и татары в тот год так и не смогли прорваться вглубь Беларуси. Но не только этим определяется значение митрополита Макария для нашей Церкви. Память его драгоценна для нас еще и потому, что этот святитель, прославленный вскоре после мученической кончины, является постоянным нашим ходатаем перед Богом. Нетленные мощи его служили и служат великим утешением для всех православных.

Текст приводится по материалам Официального сайта Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:

http://piligrim.by/content/view/350/503/

148