«Пойте Богу нашему, пойте»

23 сентября 2021

2.jpg

Едва ли нужно объяснять, как много значит слово в Церкви. А слово произносится голосом. Пение, декламация, обычная разговорная речь – без всего этого невозможно представить богослужение. О том, чем опасно небрежное отношение к голосовому аппарату и как этих опасностей избегать, в интервью порталу «Приходы» рассказала Мария Исаева – научный сотрудник научно-клинического отдела фониатрии Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России, официальный фониатр шоу «Голос» и регент Пантелеимоновского храма при Центральной клинической больнице №1 ОАО «РЖД».


Какие болезни, связанные с голосом, чаще встречаются среди певчих, священно- и церковнослужителей? Есть ли основные причины этих болезней?

– Среди пациентов фониатра регулярно встречаются как певчие и регенты, так и священники с жалобами на проблемы с голосом. В своей практике мы сталкиваемся и с органическими заболеваниями, такими, как ларингиты, узелки голосовых складок, полипы, и с различными функциональными дисфониями и афониями. Особенно много обращений в периоды Рождественских и Пасхальных праздников, когда возрастают количество и продолжительность богослужений. И, к сожалению, в большинстве случаев это ситуации, когда человек дотянул до последнего и практически «потерял» голос.

Многие певчие церковных хоров, помимо храма, заняты и на светской работе: в театрах, хоровых и вокальных коллективах, музыкальных школах. В таких случаях нагрузка на голосовой аппарат многократно возрастает. Профессиональные обязательства и жесткий график часто вынуждают людей петь в больном состоянии, что также приводит к стойким нарушениям голоса.

Необходимо отметить, что, кроме певческого, существует и речевой голос. И есть профессионалы, использующие речевой голос, – это дикторы, актеры, педагоги, работники колл-центров, менеджеры, а в храме это чтецы и священники. Причем священники, как правило, используют и речевой, и певческий голос.

Что вообще оказывает влияние на качество голоса?

– Очень много факторов влияет на голос. Это и состояние всего организма, например наличие каких-то сопутствующих хронических заболеваний, и режим сна (как недостаток, так и избыток сна ухудшают качество голоса), и питание (качество и количество пищи, объем употребляемой жидкости, режим питания), и психоэмоциональное состояние. И есть очень важный момент, с которым мы сталкиваемся в Церкви: в наших храмах часто поют непрофессионалы, которые не очень хорошо владеют своим голосовым аппаратом, поэтому их голоса чаще выходят из строя. Я не говорю о том, что в церковном хоре должны петь только выпускники хоровых и вокальных факультетов. Но у каждого певчего должна быть базовая подготовка – хотя бы минимальные знания о работе голосового аппарата: дыхании, фонации, артикуляции.

Есть факторы, не способствующие здоровью голоса, воздействию которых особенно подвержены церковные певчие, чтецы и священники. Ранние службы, особенно если человек перед этим не выспался, длительные ночные богослужения – это всегда большая нагрузка на голосовой аппарат. Особенности самого храма: деревянный он или каменный, соответственно, разница в акустике, влажности воздуха – все это влияет на качество звука. Неумение подстраиваться к этим особенностям ведет к перенапряжению и возникновению голосовых расстройств.

Дым от ладана и от свечей – к сожалению, тоже раздражающий фактор для дыхательных путей. Синтетические ароматические компоненты, использующиеся при производстве ладана, нередко бывают причиной аллергии. Некоторые священники используют исключительно натуральные смолы, специально их заказывают. Каждение и использование свечей – это часть нашей церковной традиции, и если возникают какие-то ситуации, пагубно влияющие на качество голоса певчих, нужно обязательно обсуждать эти вопросы со священником, искать компромисс.

1.jpg

Но ведь такие факторы, как те же ранние службы и каждение, не отменить.

– Да, мы не можем это отменить. Но в наших силах грамотно распределять свою голосовую нагрузку, готовиться к ней и планировать время на восстановление голосового аппарата. Если на следующий день предстоит ранняя служба, то стоит спланировать свое время таким образом, чтобы был и оптимальный сон, и какое-то время на небольшую распевку или разогрев голоса перед самой службой.

Также нужно понимать, что в разных акустических условиях голосовой аппарат должен работать по-разному. Если вам предстоит петь в новом для вас храме, и вы еще не знаете, как там будет звучать ваш голос, лучше прийти немного заранее и «попробовать» звук, чтобы петь спокойно, без напряжения.

Во многих храмах сейчас используются микрофоны, и может показаться, что это решение всех проблем, но на самом деле правильному пению в микрофон тоже нужно учиться, аппаратура должна быть соответствующим образом настроена, а для ее настройки нужна помощь специалиста.

Что нужно делать для сохранения голоса в первую очередь?

– Необходимо рационально распределять голосовую нагрузку, не петь во время болезни. Обязательно нужно следить за своим питанием – что вы едите, как, когда и сколько. Не рекомендуется перед пением употреблять газированные напитки, крепкий чай, кофе, орехи, шоколад.

Как правило, если человек заболевает и у него появляется осиплость, сначала он пробует лечиться народными средствами. Я иногда захожу на певческие форумы, там встречаются посты «Голос осип, завтра служба. Посоветуйте, что делать». И дальше следует ветка на 300 комментариев с советами попробовать мед, лимон, анис, коньяк и так далее. И только когда уже ни одно из рекомендованных родственниками, друзьями и коллегами средств не помогает, человек идет к врачу. К сожалению, без визуального осмотра невозможно определить, чем вызвана осиплость: это может быть и функциональная дисфония, и ларингит, и узелки.

Залог здоровья – профилактика. Поэтому профессионалам голоса даже при отсутствии жалоб со стороны голосового аппарата необходимо проходить профилактический осмотр у фониатра каждые шесть месяцев.

4.jpg

А есть ли какие-то народные средства, которые помогают? Понятно, что лучше обращаться к врачу, но все же…

– Не существует универсального рецепта на все случаи жизни, даже у одного и того же пациента лечение, помогавшее в одной ситуации, будет абсолютно бесполезно в другой. Когда пациент обращается к фониатру, в нашем арсенале имеется широкий спектр средств, включающий медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, фонопедическую коррекцию (занятия с логопедом-фонопедом, выполнение лечебных упражнений). Сейчас очень большой выбор препаратов, в том числе на растительной основе, но даже на фитопрепараты каждый человек реагирует индивидуально, возможны аллергические реакции. Многие пациенты постоянно применяют различные антисептики, например, делают полоскания горла. Но длительное бесконтрольное применение таких препаратов без соответствующих показаний может вызвать сухость слизистой оболочки, першение в горле.

Каковы основные показатели того, что пора к врачу?

– О заболеваниях голосового аппарата могут свидетельствовать такие симптомы, как осиплость разной степени выраженности, изменение тональности или тембра голоса, чувство «кома» в горле, постоянное желание «прочистить горло», напряжение мышц шеи и болевые ощущения во время речи или пения. Ни в коем случае нельзя ждать, пока эти симптомы пройдут сами собой. Осиплость легкой степени может сохраняться некоторое время после большой голосовой нагрузки или перенесенного респираторного заболевания, но если она не проходит более двух-трех недель, то это повод обратиться к фониатру.

Зависит ли степень опасности тех или иных заболеваний от типа голоса? Кто крепче – тенор или баритон?

– Научно подтвержденных данных о зависимости заболеваний голосового аппарата от типа голоса нет. В церковных хорах мы часто сталкиваемся с тем, что люди вынужденно поют «не своим голосом», чужую партию. Это может происходить как разово, например, во время болезни другого певчего, так и систематически в тех хорах, где не хватает певчих. Естественно, постоянное пение не в своей тесситуре также может приводить к возникновению нарушений голоса. И в такой ситуации очень сложной задачей для регента становится подбор подходящего репертуара и соответствующей тесситуры.

Какие ошибки в вокальной технике часто совершают непрофессионалы?

– Пение – это сложный физиологический процесс, в котором можно выделить несколько частей: дыхание, голосообразование (фонация), артикуляция и резонанс. Без осознанного и слаженного управления всеми этими процессами невозможно добиться красивого звучания. Ошибки могут происходить на любом уровне: неправильное дыхание, пение без опоры, форсирование звука приводит к травмированию голосовых складок, как и постоянное пение на твердой атаке и неконтролируемое вибрато или тремоляция. Плохая артикуляция в пении мешает правильному восприятию текста, и с этим мы очень часто сталкиваемся в храме как у певчих, так и у чтецов. Все это может происходить в результате самостоятельных бесконтрольных занятий пением без педагога.

В разных православных певческих традициях «правильное дыхание» разнится от размеренного и глубокого до частого и короткого, будто после трудоемких физических упражнений. Можно ли сказать, что какой-то из этих вариантов опаснее для голоса?

- В певческой практике принято выделять три типа фонационного дыхания: нижнереберно-диафрагмальное, грудное (боковое) и верхнереберное (ключичное). Различные вокальные школы и отдельные педагоги, как правило, являются приверженцами какого-то одного типа дыхания. Однако привязка к определенному типу дыхания как единственно правильному лишает человека свободы выбора. Вокалист должен владеть разными типами дыхания и выбирать для себя подходящие варианты, во-первых, исходя из своих анатомических и физиологических особенностей, а во-вторых, выбирая необходимые для решения конкретных вокальных задач. Избегать нужно таких неправильных приемов, как поднимание плеч, неестественное положение корпуса, набор излишнего количества воздуха, поверхностное (ключичное) дыхание, напряжение шеи, сопровождающееся набуханием вен.

8.jpg

В некоторых храмах на службах поют дети. На что нужно обратить внимание тем, кто занимается церковных пением с детьми?

– Задача любого хора — создать единый звук, и каждый участник хора тем или иным образом подстраивает свой тембр под общее звучание. Для этого необходим хороший контроль над своим голосом – как слуховой, так и мышечный. Дети не настолько хорошо этому обучены, как взрослые профессиональные певцы, и часто они могут делать что-то неправильно, перенапрягать голосовой аппарат. Педагог-хормейстер, естественно, не может слышать голос каждого ребенка в отдельности и оценить правильность исполнения, как это происходит во время индивидуальных занятий. В своей практике мы часто сталкиваемся с такими заболеваниями гортани, как узелки голосовых складок, ларингиты, именно у детей, поющих в хоре.

Особенно уязвим детский голос в период мутации, когда он меняется. В это время важно аккуратно подбирать репертуар, работать только в пределах имеющегося диапазона. Ключевую роль здесь играет взаимодействие самого ребенка, педагога и родителей. Родители, которые постоянно живут и общаются с ребенком, как правило, не слышат изменений в его голосе, ведь они происходят постепенно. Зачастую именно педагог по вокалу становится тем человеком, который эти изменения слышит и может порекомендовать обратиться к фониатру. Очень важно сформировать доверительные отношения с педагогом. И при возникновении какого-то дискомфорта, болевых ощущений во время пения ребенок обязательно должен сказать об этом педагогу.

В то же время в Церкви немало людей, начавших петь сравнительно поздно, уже в зрелом возрасте…

– Человек может начать петь в любом возрасте. Однако, красивый, ровный, управляемый певческий голос не может появиться как по мановению волшебной палочки. Это результат упорного труда и систематических занятий. Вот сейчас модно вести здоровый образ жизни, и кто-то в 50 лет впервые идет в тренажерный зал. Но если такой человек вдруг без должной подготовки и контроля тренера начнет поднимать тяжелую штангу, у него будет травма. То же самое и с голосом. Гортань – мышечный орган, и голосовая нагрузка является мышечной работой. Поэтому здоровый голос – это результат разумной нагрузки, регулярных занятий и поддержания своего голосового аппарата в тонусе.

В этом году Вы и как певчая, и как лектор приняли участие в фестивале православных певческих традиций «Истоки». Вас часто приглашают на такие мероприятия именно как фониатра для чтения лекций?

– Как научный сотрудник я часто выступаю на различных научных конференциях, но особенности голосовой нагрузки и нарушения голоса именно у священно- и церковнослужителей в нашей стране никогда не освещались отдельной темой. Для специалиста важно учитывать эти особенности при оказании медицинской помощи. В рамках фестиваля «Истоки» по приглашению протоиерея Димитрия Кулигина я уже второй год подряд провожу такие семинары, и с каждым годом круг обсуждаемых вопросов расширяется. Например, в этом году мы сделали отдельный семинар, посвященный детскому голосу.

3.jpg

Учат ли тому, о чем вы говорите, в каких-либо церковных образовательных заведениях?

– В некоторых музыкальных учебных заведениях существуют подобные учебные программы, но именно в церковных, насколько я знаю, их нет. Об устройстве голосового аппарата, о гигиене голоса должны знать как вокальные педагоги, так и студенты. Это очень сложный вопрос о качестве вокального образования, особенно хорового. Многие даже не знают о существовании такого врача, как фониатр, пока не понадобится оформить справку для поступления в музыкальный вуз или колледж либо не случится серьезное нарушение голоса.

Вы поете, в том числе, знаменным распевом. Действительно ли всякий протяженный звук превращается в итоге в нечто среднее между всеми звуками, и потому восприятие церковных песнопений, исполняемых знаменным распевом, в равной степени зависит и от опыта слушателя?

– Многие современные люди не воспринимают знаменный распев. Есть распространенное мнение, что знаменный распев – это когда певчие долго тянут один звук и ничего не понятно. Но ведь в древнерусской богослужебной традиции существовали разные виды распева, как протяженные, так и краткие.

У наших предков был другой ритм жизни, мы же сейчас живем на бегу. Мы не выдерживаем длительных уставных служб, церковные песнопения воспринимаем на эмоциональном уровне. Уже в течение нескольких сотен лет мы воспитываемся в гармоническом партесном пении, и оно тоже стало частью нашей культуры. Безусловно, восприятие прихожанами богослужебных песнопений в немалой степени зависит от качества их исполнения певчими, но сами прихожане не должны быть пассивными участниками богослужения.


Беседовал Игорь ЛУНЁВ



Источник: портал «Приходы»

Возврат к списку

48