Алтарные преграды были уже в раннехристианских церквях IV-V веков, и, надо сказать, что с момента появления эпистилия их форма не слишком изменилась в последующие годы.
Алтарная преграда Базалики IV века в Локриде. Реконструкция Орландоса.
Поначалу это было невысокое ограждение из мраморных плит с рельефом, помещенных между столбиками. Подобные ограждения широко использовались в римской архитектуре.
Рельеф на пьедестале Обелиска Феодосия, Стамбул.
Реконструкция алтаря из Israel Museum, Иерусалим.
Раннехристианская базилика в Олимпии.
В более развитом варианте над ограждением появляется второй ярус из тонких колонок, несущих архитрав-эпистилий.
Алтарная преграда Базалики IV века на острове Фасос. Реконструкция Орландоса.
Реконструкция раннехристианской церкви из Ливии, Athrun
Именно эта форма сохранилась на века и менялась прежде всего в зависимости от размера церкви.
Самый простой ее вариант для крошечной церквушки выставлен в музее Монемвасии.
Алтарная преграда Церкви Осиос Лукас на острове Евбее. IV век. Реконструкция Орландоса.
Аналог из статьи Лазарева.
На этом фото виден размер церкви, в которой находился этот темплон.
Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.
В широком пространстве базилики и темплон растянулся в ширину.
Алтарная преграда Базалики Афентелли на острове Лесбос. Реконструкция Орландоса.
Очень похоже на темплон из Торчелло.
Церковь Св. Апостолов в Афинах. X в. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Athens_-_Church_of_the_Holy_Apostles_01.jpg Алтарь с тремя конхами потребовал соответствующей алтарной преграды.
Алтарная преграда Соборной церкви монастыря Хиландар на Афоне. Конец XII века. Фасад и план. Реконструкция Орландоса.
Трехчастная алтарная преграда, разделенная подкупольными столбами.
Кафоликон монастыря Осиос Лукас, ХI в.
Церковь Митрополия, Мистра, XIII-XV вв. Здесь та же схема, но столбы художественно обыграны, на них появились фрески. (Простите за качество фото)
Алтарная преграда храма в Дафни. XI век. Реконструкция Орландоса.
Схема темплона Дафни абсолютно идентична предыдущему.
Декор подкупольного столба, включенного в темплон Митрополии.
Вот, кстати, про церковь Богородицы из монастыря Осиос Лука забыла.
Церковь св. Софии в Монемвасии во многом повторяла формы церкви Дафни, и алтарная преграда, вероятно, была аналогичной. К сожалению сохранились только ее фрагменты.
Плутео.
Эпистилий.
Арка над фреской на столбе.
Источник: сайт Богослов.ru