Заброшенные русские обители на Афоне

18 ноября 2016
Заброшенные русские обители на Афоне

Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келлейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие святогорские монастыри.

Так русская келлия Иоанна Златоуста насчитывала более 90 человек братии. Русская келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек.

Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келлейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы.

Говоря о русских келлейных обителях на Афоне, важно помнить, что наше традиционное представление о келлиях существенно отличается от афонского. В нашем понимании келлия – это небольшая отдельная монашеская комната в монастыре. На Афоне же под «келлией» подразумевается небольшая обитель с собственным парклисом (храмом). Отличие келейной обители от монастыря в том, что она не имеет самостоятельных прав, расположена на территории одного из монастырей и является его собственностью.

После того, как Русик в середине XVIII века перешел к греческим монахам и русские святогорцы остались без собственного монастыря, именно отшельнические келлии, разбросанные по горам и лесам Афона, долгое время были единственным прибежищем для русских иноков на Святой Горе.

И позже, в XIX веке, именно келлиоты и отшельники возродили русские общежительные обители Русик, Ильинский и Андреевский скиты.

Келлиотами долгое время были прп. Иоанн Вишенский Святогорец и прп. Паисий Величковский, создавший в последствии знаменитый Свято-Ильинский скит. Келлиотом был и духовник всех русских святогорцев старец Арсений. Его ученик, тоже келлиот старец Иероним (Соломенцов), по благословению старца, оставил отшельническое жительство и возглавил русское общежительное братство Свято-Пантелеимонова монастыря, что постепенно привело к возрождению обители как общерусского святогорского центра. Другие келлиоты, отцы Варсонофий и Виссарион, по благословению старца Арсения образовали общежительный русский Свято-Андреевский скит. Еще один ученик старца Арсения, о. Митрофан, подвизался в келье свят. Василия, а затем перешёл с братством в Златоустовскую келлию, где после был настоятелем уже его ученик, знаменитый иеросхимонах Кирилл (Абрамов)– основатель «Братства русских келлий Афона».

Таким образом, мы видим тесную духовную связь между Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем и другими русскими келлейными обителями Афона.

К сожалению, когда количество русских иноков на Афоне сравнялось с количеством греческих монахов, последние стали предпринимать усилия для вытеснения русского монашества со Святой Горы. И наиболее уязвимыми в этом отношении оказались русские келлиоты, подвизавшиеся на территории греческих монастырей.

Яркими примерами враждебного отношения греческих националистов к русским келлиотам может служить изгнание русского братства во главе с иеросхимонахом Кириллом из келлии Василия Великого, трагический погром в Крестовоздвиженской обители и некоторые другие. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, несмотря на неоднократные попытки защитить русских келлиотов, не имел возможности обеспечить им полноценное содействие, поскольку те находились на территориях греческих монастырей и русский монастырь не имел права вмешиваться в их внутренние отношения.

В этой ситуации русские келлиоты, чтобы выжить в сложившихся условиях, нашли невиданный до этого, но оригинальный выход. Они решили объединить свои усилия для укрепления русского монашества на Афоне и в 1896 г. создали «Братство русских обителей (келлий) Афона».

Инициатором этого начинания был старец келлии святителя Иоанна Златоустого иеросхимонах Кирилл (Абрамов), немало пострадавший от притеснений со стороны греческих националистов.

Братство ставило перед собой целью оказывать помощь всем бедным русским обителям, пустынникам и отшельникам. С этой целью предполагалось также создавать приюты и лечебницы для престарелых иноков. Братство намеривалось потрудиться и на ниве духовного просвещения: — планировалось создать монашескую школу для молодых иноков, издавать книги, брошюры, гравюры.

Объединение русских келий лишило возможности нерадивых монахов, используя противоречия между келлиотами, перебегать из обители в обитель, нарушая покойное течение иноческой жизни.

Уже в 1902 году Братством была открыта школа для детей бедных русских жителей Константинополя. Кроме того, келлиоты совместно с Пантелеимоновым монастырем приняли участие в постройке и содержании русской монашеской больницы в Салониках, выстроенной по инициативе русского посольства.

А в 1904 году четыре келлии, входившие в состав Братства, явились основателями еще и Сан-Стефанской школы в Константинополе. Позже, когда старец келлии святителя Иоанна Златоустого, иеросхимонах Кирилл, стал игуменом Свято-Троицкой Дечанской Лавры в Сербии, эта школа послужила и в миссионерских целях на сербской земле.

Обучение в школе длилось три года. В 1-ом классе изучали богослужение, греческий, русский, славянский языки, арифметику, географию и церковное пение, во 2-ом — Священное Писание Ветхого Завета, историю Русской Церкви, русскую гражданскую историю, греческий, русский, славянский, французский языки, арифметику, географию и церковное пение, в третьем классе — Священное Писание Нового Завета, общую церковную историю, общую гражданскую историю, греческий, русский и французский языки.

Но самым главным результатом создания Братства было объединение русских святогорских келлиотов с целью защиты и представления их интересов.

Членами Братства были разработаны «Устав Братсва русских обителей (келлий) на Афоне» и «Устав или правила иноческого общежития русских на Афоне кллейных обителей с приложением краткого руководства для пустынножителей-каливитов и кавиотов» (1915 – 1922 гг.) (последний так и не издавался, сохранился в рукописном виде в единственном экземпляре).

Благодаря объединению русских келлиотов в Братство их, в отличие от крупных русских обителей, практически не затронуло искушение имяславских споров.

Противостояло Братство и оккупации Афона греческими войсками. Когда на Лондонской мирной конференции 1913 г. обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, «Братство русских келлий Афона» выступило с инициативой, чтобы Святая Гора оставалась автономной монашеской республикой под покровительством православных государств, издревле имеющих свои обители на Афоне: России, Греции, Сербии, Болгарии и Румынии. Тогда же Братство пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам – статуса монастырей, а крупным русским келлейным обителям – статуса скитов.

К сожалению, против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившиеся с протестом к участникам Лондонской конференции. В своем меморандуме греки писали:

«Свобода есть создание эллинизма и, если в настоящее время варварские и дикие народы пользуются этим благом под греческим знаменем, то неужели мы, афонские монахи, будем порабощены властью народа менее либерального, менее прогрессивного и менее цивилизованного? Никогда!».

В результате, предложения Братства так и не были реализованы, а многочисленные русские обители так и не смогли получить статус скитов.

Когда в годы Первой мировой войны на Афоне наступает голод и положение русских келлиотов оказалось критическим, Братство русских обителей через консула в Салониках ходатайствует перед русским правительством о ссуде в 50 тыс. франков.

К сожалению, после трагических событий 1917 г., когда всякая связь с Афоном в пределах советской России была утрачена, многие русские обители на Афоне запустели и пришли в упадок. Большинство из них, не имея поддержки из родного Отечества, и вовсе прекратили свое существование.

В годы Второй мировой войны русские монахи Афона оказались на грани вымирания от голодной смерти. В обращениях к предстоятелям Болгарской, Русской Зарубежной и других поместных православных Церквей «Братство русских обителей» сообщало, что если 234 насельникам малых русских обителей Афона не будет оказана помощь, их ждет голодная смерть. Благодаря братскому заступничеству Болгарской Православной Церкви русским святогорцам тогда было выделено необходимое количество продовольствия, что спасло им жизнь.

Однако с конца 1940-х годов уже ничего неизвестно о существовании Братство русских обителей Афона.

В 1962 г. Архиепископ Аверкий (Таушев), настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) и ректор одноименной духовной семинарии в докладе Архиерейскому Собору РПЦЗ сообщал, что к этому времени на Афоне полностью прекратили свое существование 70 русских келейных обителей, которые, из-за вымирания своих насельников, перешли в руки греков. По его словам, на Святой Горе на 1962 год оставалось всего 14 русских келлий, в которых оставалось не более 30 насельников.

К 1970-м годам и эти русские обители опустели. Многие из них навсегда исчезли с лица земли, а некоторые до сих пор стоят в заброшенном и полуразрушенном состоянии.

Сергей Шумило,
директор Международного института афонского наследия

Возврат к списку

137