В Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12–13 мая прошла монашеская конференция «Духовное руководство в монастырях»

19 мая 2016
В Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12–13 мая прошла монашеская конференция «Духовное руководство в монастырях»


В Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12–13 мая прошла монашеская конференция «Духовное руководство в монастырях». В дни проведения конференции было зарегистрировано 97 участников, в том числе 2 архиерея, 8 архимандритов и игуменов, 25 игумений и исполняющих обязанности игумений, а также насельники и насельницы монастырей. В конференции приняли участие все игумены и игумении монастырей Белорусского Экзархата.

Среди участников и докладчиков − гости с Кипрской Православной Церкви; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, игумения Иулиания (Каледа).

Конференция была посвящена вопросам духовного руководства в монастырях, одной из самых важных и актуальных тем современной монашеской жизни. Обмен монашеским опытом, живое общение, практический характер докладов и выступлений – главные принципы работы конференции.

С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий.

На пленарном заседании по теме конференции было заслушано 4 доклада:

епископ Амафунтский Николай, викарий Лимассольской митрополии (Кипрская Православная Церковь): «Духовное руководство в монастырях: опытЛимассольской митрополии»;

игумения Иулиания, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель Председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Русской Православной Церкви: «Взаимное довериемежду сестрами монастыря и игуменией: значение и необходимые условия»;

игумения Продромия, настоятельница монастыря святого Ираклидия (Кипрская Православная Церковь): «Организация внутренней жизни монастыря святогоИраклидия Лимассольской митрополии»;

архимандрит Амвросий, наместник Свято-Никольского мужского монастыря г. Гомеля, благочинный монастырей Гомельской епархии: «Взаимное доверие вотношениях игумена и братии».

Во время заседания круглого стола было заслушано 4 кратких выступления:

архимандрит Серафим, наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря Брестской епархии: «Игумени духовник в одном лице»;

игумения Евдокия, настоятельница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г. Полоцке: «Монашескаяжизнь под руководством архимандрита Иоанна (Маслова)»;

игумен Михей, наместник Свято-Зосимо-Савватиевского мужского монастыря Новогрудской епархии: «О необходимости духовного руководства»;

игумен Лавр, наместник Благовещенского мужского монастыря Борисовской епархии: «Духовное руководство в современном монастыре».


Объединяя доклады и выступления участников конференции относительно духовного руководства в монастырях, можно сделать следующие выводы: 

  • В монастырской жизни есть основы, на которых зиждется все «здание» обители. И одно из таких оснований – это доверие к игумену (игумении). Святые отцы пишут об игумене (игумении) как о лице, которому оказывается полное доверие. Доверие, выражаемое в чистосердечном откровении помышлений и движений сердечных, имеет многообразное положительное действие: учит искусству духовной брани, очищает от страстей, помогает сохранять духовную ревность, уберегает от ложного духовного состояния, удерживает от грехов и помогает исправлять жизнь.

  • Поскольку доверие определяет отношения личностные, то большое значение имеет личность игумена (игумении), которому монах (монахиня) вручает себя ради Бога. Игумен (игумения) как духовный отец (мать) должна быть для братии (сестер) не строгим судьей, но образом всепрощения и милости, чтобы, идя к нему (ней) со своими трудностями, недоумениями, скорбями, они чувствовали защиту и понимание. Игумен (игумения) монастыря как духовный отец (духовная мать) должны поддерживать, наставлять и руководить духовно, прежде всего, своим примером. Для того, чтобы являть истинный пример монашеской жизни, игумен (игумения) должен обращаться за духовным наставлением и советом к духовно опытным наставникам, постоянно возрастая духовно.

  • Доверие между игуменом и братией (игуменией и сестрами) не данность, не наличный факт, а задача – труднодостижимая, решаемая годами непрестанных трудов. Братство (сестричество) созидается десятилетиями кропотливым трудом нескольких поколений монахов (монахинь) – не только игумена (игумении), но каждого брата (сестры).

  • Большой помощью и духовной поддержкой для женского монастыря является присутствие духовного отца, который опытен в монашеской жизни и является действительно подлинным водителем душ, хорошим пастырем, имеющим рассуждение, зрелым в духовной жизни. Игумениям тех монастырей, в которых нет духовного отца, необходимо озаботиться тем, чтобы такового обрести для духовной пользы обители. Духовный отец, находясь в духовном единстве и согласии с игуменией, не касается вопросов распределения послушаний и всего остального, из-за чего может возникнуть в монастыре смущение, ослабление роли игумении и выдвижение духовного отца. В его компетенции находится только исповедь и духовные наставления, способствующие духовному совершенствованию монахинь.

  • В мужских монастырях в идеале желательно иметь такое устройство внутренней жизни, при котором игумен соединяет в себе и духовную, и административную власть. Однако так исторически сложилось, что для русской традиции более характерен тип монастырского устройства, когда обязанности духовника и игумена несут разные лица. Преподобный Моисей Оптинский нес в этой обители игуменское служение, в то время как старчеством, то есть духовным окормлением в этой обители занимались другие оптинские старцы. Все, над чем трудился преподобный Моисей, было созданием условий для духовной жизни братии. Игумен Моисей пригласил в Оптину старца Льва и поддержал его преемника старца Макария. При нем Оптина пустынь прославилась на всю Россию и даже на весь мир, расцвела и внешне, и духовно.

  • В зависимости от того, как изначально, естественным образом организовывалась духовная жизнь в обители, обязанности игумена и духовного отца в мужском монастыре может исполнять как один человек, так и разные лица. Показателем же монашеского «благополучия» и подлинным критерием духовного здоровья монастыря, его естественного развития является возрастание общины во взаимной любви.

Подводя итоги, участники конференции выразили благодарность митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси за благословение на проведение конференции, а также выразили благодарность организаторам конференции – Синодальному отделу по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата, Спасо-Евфросиниевскому ставропигиальному женскому монастырю в г. Полоцке и всем выступавшим за содержательные доклады и плодотворное обсуждение важных тем монашеской жизни. 

Итоговый документ

Фоторепортаж: день первый

Фоторепортаж: день второй

 

Возврат к списку

141