17 сентября завершилась работа конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» [ДОПОЛНЕНО]

17 сентября 2021

ca.jpg

16-17 сентября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Мероприятие было организовано в очно-дистанционном формате.

В конференции приняли участие члены Синодальной библейско-богословской комиссии, представители духовных школ Русской Православной Церкви, профессорско-преподавательского состава вузов, иерархи и клирики Украинской Православной Церкви, гости из Поместных Православных Церквей, иерархи Белорусской Православной Церкви.

В дистанционном режиме в конференции принял участие Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин.

16 сентября, открывая собрание, с приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Затем с докладом на тему «Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви» выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.

Доклады также представили: епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь) («Церковная автокефалия вчера и сегодня»); епископ Белогородский Сильвестр («Отражение учения о первенстве Константинопольского Патриарха в нормативных документах ПЦУ»); митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) («Краткий обзор некоторых вопросов истории автокефалий Грузинской Православной Церкви»).

Доклад митрополита Киккского и Тиллирикийского Никифора (Кипрская Православная Церковь) зачитал клирик Тамассоской и Оринийской митрополии архимандрит Серафим (Гавриков).

В онлайн-режиме выступили иерархи Поместных Православных Церквей: архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимская Православная Церковь), митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь), протопресвитер Георгий Звиададзе (Грузинская Православная Церковь). С приветственным словом к участникам форума обратился иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия.

ed.jpg

Доклад епископа Бачского Иринея был посвящен теме «Церковная автокефалия вчера и сегодня».

Говоря о предоставлении Константинопольским Патриархом автокефалии украинским раскольникам, епископ Ириней подчеркнул: «Автокефалия должна быть подтверждением и укреплением соборности и единства Церкви, а на деле она стала стеной соблазна и камнем преткновения. Она не только не служит укреплению православной веры и росту тела Вселенской Православной Церкви, но прежде всего не служит пастырскому сотериологическому старанию о спасении душ всех верующих, а наоборот, к сожалению, сегодня употребляется как орудие и средство для разрушения единства Церкви с тенденцией редефиниции православной экклезиологии».

«Канонический беспорядок, каноническая анархия, вмешательство и вторжение на каноническую территорию других Поместных Православных Церквей уже получает свое жалкое квазибогословское объяснение и оправдание, — сказал, в частности, владыка Ириней. — Пастырский аспект и сотериологическая перспектива деятельности Церкви в мире становятся неважными или даже игнорируются. Все это происходит на наших глазах, показано в наши дни на печальном примере поведения Константинопольского Патриархата — нашей Матери-Церкви, к сожалению, забывшей, что означает настоящая материнская забота и любовь».

«Ситуация очень трагическая, опасная, но я уверен, что как в день Пятидесятницы, так и через всю историю Церкви Дух Святой руководит в Церкви. Спаситель нас убеждает, что врата ада не одолеют ее, не смогут победить, и я уверен, что найдется какое-то решение. Потому что если этот раскол продлится слишком надолго, то, к сожалению, будет неизбежен новый раскол наподобие того, что был в XVIII столетии, и вина будет на тех, кто вызвал такой раскол. Дай Бог, чтобы такого не было и как-то со временем ситуация уврачевалась», — выразил надежду сербский архиерей.

Среди спикеров конференции был также архиепископ Севастийский Феодосий, который выразил поддержку Русской Православной Церкви. По его словам, на Святой Земле неустанно молятся об уврачевании раскола и признают единственную каноническую церковь на Украине — Украинскую Православную Церковь и ее главу Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

В своем выступлении архиепископ Феодосий вспоминал о совместном богослужении с Его Блаженством у Гроба Господня в Иерусалиме: по его свидетельству, Митрополит Онуфрий «воздел руки и молился со слезами на глазах, чтобы этот кризис прекратился, и Господь принес мир в Церковь Украины». «Нас объединяет любовь, молитва и надежда на общее будущее мирового Православия», — сказал архиепископ Феодосий.

Митрополит Горийский и Атенский Андрей выступил с кратким обзором некоторых вопросов истории автокефалий Грузинской Православной Церкви. В своем докладе митрополит Андрей, в частности, рассказал, что первыми проповедниками христианства на территории Грузии были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Массовое крещение грузин произошло в IV веке благодаря миссионерству святой равноапостольной Нины, которая по праву считается просветительницей Грузии.

Иерарх также заметил, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. «Период становления церковной структуры в истории Грузинской Церкви был связан и с Каппадокией, и с Антиохийским Патриархатом <…> Если церковная линия автокефалии Грузинской Православной Церкви была связана с Антиохийским престолом, то политическая линия, конечно же, всегда была связана с Константинополем», — сказал он.

Митрополит Андрей подчеркнул, что Грузия достигла своего расцвета при иверском царе Вахтанге I Горгаслане. В 455 году он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр.

«С начала церковного кризиса об украинском вопросе было совсем непросто (как митрополиту Никифору, так и мне, и другим Киккским архиереям) писать, говорить и вообще выступать на данную тему, — сказал в приветственном обращении к участникам конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. — Вы знаете, что геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евроамериканской политики со всеми вытекающими оттуда последствиями. Несмотря на это, мы говорим и пишем, а также умоляем Бога просветить нас “право править слово истины” так, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия».

«Надеюсь, что святые и мученики православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезной церковной проблемы, которая не должна была возникнуть», — завершил свое видеообращение митрополит Исаия.

Доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора по видеосвязи зачитал архимандрит Серафим (Гавриков).

«Амбиции Вселенского Патриарха простираются теперь уже на всю Церковь: по сути, он выдвигает претензии на право вмешательства во внутреннюю жизнь всех Поместных Православных Патриархатов и автокефальных Церквей», — отмечает в своем докладе иерарх Кипрской Церкви. При этом с точки зрения истории и священных канонов на вопрос о главенстве в Соборной Церкви может быть только один не подлежащий сомнению ответ: «На протяжении двух тысячелетий своей истории Православная Церковь никого из своих епископов не наделяла титулом и компетенциями Главы Церкви».

«Следовательно, яснее ясного — и это можно обосновать исторически, канонически, догматически, исходя из иконописной традиции и писаний отцов — что ни один из Предстоятелей, Патриархов или глав Автокефальных Церквей не может заменить единственного неизменного Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь в своей соборности и кафоличности не имеет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Высшей канонической властью в Церкви являются Вселенские Соборы, а не кто-либо из Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Издревле в Церкви верили во Вселенский Собор как непогрешимый и высший институт Церкви и экклезиологически трактовали его таким образом», — сказал митрополит Никифор.

Протопресвитер Георгий Звиададзе, ректор Тбилисской духовной академии и семинарии, посвятил свой доклад вопросу первенства в эпоху Вселенских Соборов.

«Единство Церкви на универсальном уровне возможно лишь единством Поместных Церквей в евхаристическом, экклезиологическом контексте, — подчеркнул о. Георгий. — Из святой Евхаристии исходит не только единение всех Поместных Церквей, но и уважение к церковной целостности и кафоличности каждой Поместной Церкви. Единство на универсальном уровне, которое принижает целостность и кафоличность какой-либо Поместной автокефальной церкви противоречит евхаристической экклезиологии. Все воззрения о первенстве святого апостола Петра, которые воспринимаются как примат полномочия папского правления, разрушают принципы евхаристической экклезиологии, что чуждо и неприемлемо для православной традиции».

В докладе отмечалось, что Апостольские правила и правила Вселенских Соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, абсолютизма в церкви: «Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов — Поместному или, если того требует обстоятельства, Вселенскому. Синодальный принцип подразумевает, что высшие органы правления Православной Церкви не носят единоличного характера, как это принято в Католической Церкви». В Православной Церкви высшие органы правления определяются синодальным принципом, который заключен в правилах Первого и Второго Вселенских Соборов.

«Поместная автокефальная Церковь осуществляет управление абсолютно независимо. Нормами канонического права строго определен принцип автокефалии — этот принцип соблюдался еще во времена апостолов: в течение I-III вв. все епископы в пределах своей епархии были независимы. Положение меняется в начале IV века, когда в пределах провинций Римской империи появляются вначале митрополии, а к VI веку формируются Патриархии, основание которых не подразумевало ограничения количества автокефальных Церквей до пяти <...> В комментариях византийского канониста, Антиохийского Патриарха Феодора Вальсамона ко 2 правилу Второго Вселенского собора ясно указано, что за пределами Римской империи также существовали автокефальные Церкви, среди них — Болгарская, Кипрская и Иверийская (т.е. Грузинская)», — отметил выступающий.

«Для церковно-канонической практики совершенно чуждо существование какого-либо административного центра на универсальном уровне, у которого были бы управленческие полномочия», — резюмировал протопресвитер Георгий Звиададзе.

Прозвучали также доклады представителей Украинской Православной Церкви.

Так, епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии и семинарии, представил доклад на тему «Отражение учения о первенстве Константинопольского Патриарха в нормативных документах ПЦУ». В нем епископ Сильвестр отметил, что церковные события, происходящие на Украине в последние несколько лет, стали испытанием для всего мирового Православия: издание Константинополем томоса об автокефалии раскольничьей ПЦУ не только «привело к глубокому кризису во взаимоотношениях между Поместными Православными Церквями», но и актуализировало проблему первенства во Вселенской Церкви.

Выступающий отметил, что Патриарх Варфоломей «последовательно использовал украинскую церковную ситуацию для того, чтобы декларировать свой особый статус среди Поместных Православных Церквей». «Согласно уставу ПЦУ, власть Константинопольского Патриарха выходит за рамки Константинопольской Церкви и имеет универсальный характер. Это ставит Константинопольский Патриарший престол над всеми другими Поместными Церквями. <…> Патриарх Варфоломей в выступлении, посвященном церковной ситуации в Украине, последовательно подчеркивает свой особый статус в мировом Православии. Вполне очевидно, что Константинопольский Патриарх пытается использовать украинскую ситуацию для укрепления своих позиций в мировом Православии, поэтому неудивительно, что в документах ПЦУ эта доктрина сформулирована вполне однозначно», — сказал епископ Сильвестр.

«Константинопольский Патриарх присваивает себе исключительное право издавать томосы об автокефалии Поместных Православных Церквей, принимать апелляции от клириков всех Поместных Церквей на решения церковных судов и осуществлять духовное руководство православной диаспорой. <...> Такое понимание первенства во Вселенской Церкви прямо отвергнуто Русской Православной Церковью», — подчеркнул иерарх.

«Церковный конфликт в Украине в значительной степени коренится в тех глубоких противоречиях, которые накопились во взаимоотношениях меду Поместными Церквями. Вполне очевидно, что Константинопольский Патриарх пытается использовать украинскую ситуацию для укрепления своей позиции в мировом Православии и для продвижения доктрины о своем первенстве во Вселенской Церкви», — сказал епископ Сильвестр.

«Каноническая коллизия во вмешательстве Константинопольского Патриархата в вопросы Украинской Православной Церкви» — так назывался доклад митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Богословско-канонической комиссии при Синоде Украинской Православной Церкви.

«Фактическое признание Константинопольским Патриархом раскольнической "иерархии", состоящей из лиц, рукоположенных раскольническими епископами и отлученными от Церкви, которые подлежат прещениям и анафематствованию Архиерейских Соборов Украинской и Русской Православных Церквей, является открытым вызовом всем Поместным Православным Церквам», — заявил владыка Августин.

По его словам, эта проблема требует оценки также с точки зрения пастырского богословия и морально-этической позиции, так как затрагивает и церковно-практическую составляющую пастырского служения. «Высокая общая религиозность украинского народа при низкой грамотности или даже отсутствии компетентности в вероучении, искусно вплетенные в политический контекст, на бытовом уровне спровоцировали окончательное стирание различий и полное отсутствие адекватного осознания ситуации большинством людей», — подчеркнул иерарх Украинской Православной Церкви. — <...> На ежедневной церковной повестке дня так и остались открытыми и неразрешенными вопросы признания Таинств крещения, миропомазания, брака и священства, совершенные отлученными от Церкви раскольниками, а также использования ими святого мира, получаемого у представителей Константинопольского Патриархата в Америке еще задолго до сегодняшних событий».

«По прошествии некоторого времени, когда канут в лету проходящие социальные и политически-ориентированные приоритеты легитимности и рукопожатности, актуальными для Вселенского Православия останутся лишь вопросы и ценности, находящиеся выше и вне этих категорий. И перед лицом Бога и истории Церкви понесут ответственность все те, кто был причастен к данным историческим событиям и их последствиям: от инициаторов до создающих информационный шум на их фоне», — резюмировал митрополит Августин.

В завершение первой части конференции Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил гостей и участников за содержательные выступления, особо отметив важность данного форума.

«Достаточно прочесть “томос” о предоставлении автокефалии Украинской Церкви, изданный Константинопольским Патриархом, чтобы ужаснуться всем тем новациям, которые в отрыве от всякого канонического предания сформулированы Патриархом Варфоломеем и его советниками, — в частности, сказал Патриарх Кирилл. — Нужно обратить на этот “томос” пристальное внимание, потому что в нем содержатся все те новации, которые Константинопольский Патриарх себе присвоил без всякого одобрения Православных Церквей».

По словам Его Святейшества, если антиканонические действия Константинополя не получат в православном мире должной оценки, то это будет означать появление опасного прецедента, когда вопреки традиции Вселенского Православия Константинопольский Патриарх присваивает себе полномочия, которые ему никто не делегировал.

«Это удивительно: исходя из некоего константинопольского понимания того, что есть первый, создана целая концепция, которую можно назвать неопапизмом и которая абсолютно не соответствует традиции Вселенского Православия. То, что совершил Константинопольский Патриарх, является отступлением от канонической традиции, связанной с определением того, что из себя представляет власть Первоиерарха в любой Православной Церкви», — констатировал Святейший Владыка.

«Я не вижу сейчас никакой другой площадки, кроме нашей с вами, где может и должен быть выработан канонический комментарий ко всему тому, что произошло в связи с предоставлением Константинополем так называемого томоса украинским раскольникам. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть особую важность той работы, которая должна быть совершена на этой конференции», — сказал Патриарх Кирилл.

«Нам предстоит серьезно поработать над синодальным документом, который, думаю, нужно будет представить Архиерейскому Собору. Полагаю, что Архиерейский Собор может быть собран осенью текущего года, и одним из главных вопросов должен быть вопрос нашего отношения к тому нововведению, которое Константинополь сформулировал в связи с предоставлением “автокефалии” украинским раскольникам и в связи с тем огромным соблазном, который это решение посеяло во Вселенской Православной Церкви», — резюмировал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Вторую сессию конференции вели митрополит Смоленский Исидор, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим.

Во второй части форума с докладами выступили: митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин («Каноническая коллизия во вмешательстве Константинопольского Патриархата в вопросы Украинской Православной Церкви»); епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней («Проблема первенства и соборности в свете нынешней ситуации с Константинопольским Патриархатом»); митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор («Современные российские исследования роли Константинопольского Патриархата в развитии кризиса мирового Православия»); доктор богословия, научный сотрудник ОЦАД игумен Арсений (Соколов) («О первенстве в Церкви согласно Новому Завету»); кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ И.С. Вевюрко («Апостол Павел о принципах отношений между церквами»); заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) («Особенности рецепции канонического права в русской традиции: опыт проблематизации»); председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим («Вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии: два взгляда — Москва и Константинополь»); протопресвитер Георгий Звиададзе («Вопрос первенства в эпоху Вселенских Соборов»); доцент МДА протоиерей Валентин Асмус («Первенство чести в Православной Церкви и первенство Петра»); и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов («Попытки Константинопольского Патриархата изменить православную экклезиологию в контексте предоставления автокефалий Поместным Церквам»).

9cf.jpg

17 сентября конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» завершила свою работу.

Пленарные заседания второго дня форума провели ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит, доктор церковной истории, доктор богословия, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле, доктор богословия, главный научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов), доктор теологии, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, заместитель директора высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ игумен Серапион (Митько), проректор ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов).

Первым прозвучал доклад «О недавно принятом решении Константинопольского Патриархата о возможности второбрачия священнослужителей» ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Феодорита.

С докладами также выступили: проректор по научно-богословской работе МДА доцент протоиерей Александр Задорнов («Понятие “автокефалия” в трудах канонистов Московской духовной академии XX века»); заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпук («Изучение истории Константинопольского Патриархата в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX-XX веков»); преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович («О некоторых канонических аспектах текста синодальной грамоты Патриарха Дионисия о передаче в юрисдикцию Московского Патриархата Киевской Митрополии (1686) в свете высказываний Патриарха Константинопольского Варфоломея во время его визита в Киев (20-24 августа 2021)»; член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков («Судебные прецеденты в вопросе о претензиях Константинопольского престола на право апелляции: Халкидонский Собор»); доктор церковной истории, доктор богословия, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин («Экклезиологические воззрения святителя Фотия, Патриарха Константинопольского»); преподаватель Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, преподаватель ОЦАД Е.В. Сильвестрова («Понятие первенства в интерпретации памятника византийского канонического права “Исагога”»); заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ Г.Е. Захаров («Первенство в Древней Церкви: опыт историко-экклезиологического обобщения»); кандидат исторических наук, директор научно-образовательного центра «Большое Средиземноморье» Севастопольского государственного университета П.В. Кузенков («Церковные и политические основания первенства чести. Исторический анализ»); кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова М.В. Грацианский («Понятие первенства: новые интерпретационные подходы в свете новейших исследований»); кандидат исторических наук, доцент ПСТГУ священник Павел Ермилов («Первенство как политический институт»); научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев («Соборность и соборы, автокефалии и юрисдикции»); проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе профессор В.В. Бурега («Проблема статуса православной диаспоры в переписке митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольскими Патриархами Мелетием IV и Григорием VII»); сотрудник отдела уникальных документов РГАДА А.Г. Бондач («“Право апелляции”: правовая позиция сторонников Константинопольской Церкви и возможные способы ее критики»); профессор МДА игумен Дионисий (Шленов) («Выражение 28 правила Халкидона “ἐν τοῖς βαρβαρικοῖς…” и его интерпретации»); член Синодальной библейско-богословской комиссии А.М. Малер («Идеология фанарского папизма»); заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия, кандидат богословия, кандидат философских наук протоиерей Димитрий Кирьянов («Строительные леса Церкви? К критике экклезиологии архимандрита Кирилла (Говоруна)»).

Дистанционно в работе конференции приняли участие митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней.



Источник: Официальный сайт РПЦ

Возврат к списку

152