Крещение Господне в Спасо-Евфросиниевской обители

20 января 2021
Крещение Господне в Спасо-Евфросиниевской обители

19 января Православная Церковь празднует второй после Рождества Христова двунадесятый праздник – Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Он совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные Святками, составляют одно знаменательное и душеспасительное торжество.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «При крещении Своем Христос приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих. Радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий. Освящается полетом Духа Святого воздух. Освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души. И вся тварь земная ликует [1].

18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в Полоцкой обители была совершена Божественная литургия, праздничная вечерня и великое освящение воды. Затем клирики монастыря освятили монашеские корпуса и монастырскую территорию с садовыми и огородными насаждениями.

Вечером в Кресто-Воздвиженском соборе духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик возглавил всенощное бдение. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

19 января, в праздник Крещения Господня, в обители были отслужены две Божественные литургии.

Раннюю литургию в Свято-Евфросиниевском храме совершил игумен Афанасий (Ванкевич). В конце службы, поздравив всех молящихся с праздником и обратившись к ним с проповедью, он рассказал об истории праздника и призвал всех к покаянию и доброделанию.

Позднюю Божественную литургию, которая проходила в Кресто-Воздвиженском соборе, возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

По запричастном стихе отец Иоанн произнес проповедь:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы торжественно празднуем Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Этот праздник еще называется Богоявлением, так как на реке Иордан в этом величайшем событии явилась на земле людям вся полнота Святой Троицы: Бог Отец, свидетельствующий о Своем Сыне с Небес, и Дух Святой в виде голубя, Который сходил на крещающегося Господа Иисуса Христа. Этот праздник еще называют днем Святого Просвещения, потому что Господь явился для того, чтобы просветить нас, грешных, Светом Своего Богопознания, чтобы воссиял Его неизреченный Свет для всех, “сидящих во тьме и тени смертной” (Лк. 1, 79), для всех, кто находится во тьме неведения и греха.

Сегодняшний праздник прежде всего призывает каждого из нас вспомнить о своем крещении, о том, к чему оно нас обязывает и к чему оно нас призывает.

Господь наш Иисус Христос крестился не ради Себя. Ему, как безгрешному Богу, не нужно было крещение. Он крестился ради нас и нашего ради спасения. А мы порой не придаем никакого значения тому, насколько важно хранить обеты крещения и к чему нас обязывает наше крещение.

Сегодня мы слышали песнопение: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). Вот к чему обязывает каждого из нас крещение: облечься в свойства Христа, стремиться жить так, как заповедал Христос в Святом Евангелии, исполнять Его святые заповеди, следовать Его заветам, Его Божественному учению и Его примеру. Вот что значит “облечься во Христа”. Именно к этому мы все с вами призваны.

Но мы порой даже не задумываемся и не размышляем о том, что мы крещены и часто нарушаем и даже попираем обеты, данные нами при крещении, не помня о них.

История Церкви хранит случай, который ярко показывает, какое огромное значение имеет Таинство Крещения для человека.

В III веке, в царствование императора Диоклетиана, гонителя христиан, произошло такое событие. Возвращаясь с победой в Рим, император повелел устраивать в честь победы в Риме различные торжества. На сценах театров показывали различные представления в честь императора.

В то время в Риме жил один известный актер по имени Генезий, который был противником христианской веры и на сцене высмеивал христианское богопочитание. С этой целью актер выучил все христианские обряды и Таинства и научил этому других актеров.

Когда император со своими приближенными прибыл в город, Генезий решил показать ему на сцене Таинство Крещения. Изображая себя больным, лежащим на одре смерти, Генезий, окруженный другими актерами, сказал: “Я при смерти, скоро умру, и мне нужно принять крещение, чтобы мне были прощены грехи. Я хочу, чтобы призвали священника”. Актер, который играл роль священника, подошел и спросил: “Что случилось?” И Генезий ответил: “Я хочу, чтобы ты меня крестил”. Актер, играющий роль священника, начал читать все последование крещения, которое читалось в настоящем крещении действительным священником. Все молитвы и действия он совершал правильно. Наконец, мнимый священник погрузил его в купель и прочитал: “Крещается… во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, – то есть во имя Святой Троицы. И когда Генезий вышел из купели, он весь преобразился даже внешне, что было замечено всеми.

После этого он сошел со сцены и объявил императору и всем присутствующим о том, что когда он вышел из купели, он увидел ангела Господня, стоящего рядом и перечисляющего все его грехи от юности до настоящего времени. Он сказал, что был настолько изумлен этим чудным явлением, которого никак не ожидал, что мгновенно переоценил всю свою жизнь. И если раньше он был гонителем христиан, презирал их и высмеивал со сцены, то теперь твердо уверовал, что Господь Иисус Христос действительно Сын Божий, Владыка и Спаситель мира. “И теперь никто меня не разубедит в христианской вере,” – сказал Генезий.

После этих слов император Диоклетиан пришел в ярость и приказал заключить его в темницу. Как ни уговаривал он отречься Генезия от веры Христовой, предлагая ему различные богатства, почести и высокое положение в обществе, но Генезий остался твердым и непоколебимым. Тогда по приказу императора ему отрубили голову мечом.

Вот, братья и сестры, какое поразительное изменение произвело крещение в человеке, несмотря на то, что это Таинство совершалось с поруганием христианской веры.

Поэтому нам, всем крестившимся, нужно придавать огромное значение этом Таинству и благодарить Бога за Его великое благодеяние, которое Он совершил, указав нам путь ко спасению. И если мы утеряли благодать крещения, если мы через грехи и неправильную жизнь отошли от Бога, нарушили обеты, данные нами при крещении, то постараемся, братья и сестры, с искренним покаянием и стремлением исправить свою греховную жизнь и, с Божией помощью, возвратить утерянную благодать крещения. Аминь».

По традиции, после каждой литургии совершалось великое освящение воды. Об этом древнем обычае упоминал еще святитель Иоанн Златоуст: «Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников» [2].

[1] Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне.

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. II. Кн. 1. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении.

Источник

Фоторепортаж

Возврат к списку

131