Митрополит Вениамин: Вызванные глобализацией процессы начинают вторгаться в духовную жизнь человека

26 ноября 2022

ATV01228.jpg

25 ноября в Национальной библиотеке Беларуси прошло пленарное заседание VIII Белорусских Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» – важнейшего мероприятия, которое проводит Белорусская Православная Церковь.

Традиционно оно проходит при поддержке Министерства культуры, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства информации и Национальной академии наук Беларуси.

В центре внимания чтений – проблемы духовно-нравственного выбора человека и всего человечества в условиях всепроникающей глобализации. Форум призван ответить на самые насущные вопросы бытия человека в современном мире, раскрыть роль духовно-нравственных ценностей, непрерывной преемственности духовных традиций в сохранении национальной идентичности белорусского народа, формировании образа будущего нашей страны.

Центральным событием пленарного заседания стало выступление Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

ATV01270.jpg

В своей речи Высокопреосвященнейший владыка обратил внимание на то, что чтения стали значимым событием в жизни страны, открывающим серию предрождественских мероприятий, проводимых Белорусской Православной Церковью совместно с государственными структурами и общественными объединениями.

По словам архипастыря, выбор темы чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» обусловлен назревшей потребностью осмысления сложных и противоречивых процессов, происходящих в мире и непосредственно затрагивающих нашу страну.

«Благодаря современным средствам коммуникации к участию в работе чтений подключились представители всех регионов республики, участники из-за рубежа, – рассказал Патриарший Экзарх. – Это одно из ярких свидетельств изменений, происходящих в современном мире в результате глобализационных процессов, позитивные и негативные стороны которых мы призваны сегодня рассмотреть».

Его Высокопреосвященство констатировал, что в человеческую природу заложена память о рае, которую на протяжении веков люди стремились воплотить в разных формах: религиозных, творческих, философских, социально-политических, которые отвечали бы присущему нам стремлению к гармонии и справедливости, мирному совместному существованию.

Со второй половины минувшего века особые надежды стали возлагаться на глобализацию, которая характеризовалась резким усилением интеграционных процессов в экономике, а затем во всех областях и сферах общественной жизни.

«Изначально это вселяло надежду, что извечные проблемы, сопровождающие человечество на всем протяжении исторического пути, наконец, будут решены. Ожидалось, – и на первых этапах эти ожидания оправдывались, – что главными результатами глобализации будут повышение качества жизни, ускорение научного и технического прогресса, высвобождение времени для культурной и духовной деятельности. А следствием всего этого станет расширение сферы свободы человека, развитие его творческого начала», – напомнил Митрополит Вениамин.

Однако вызванные глобализацией и во многом оправданные процессы стандартизации и унификации в области науки, техники, технологий производства со временем с нарастающей силой стали распространяться на сферу социальных отношений, изменяя быт человека, разрушая межличностные связи, начинают вторгаться в мир культуры и духовной жизни человека. При этом глобализация ведет не к созданию некой сверхкультуры на основе интеграции национальных культур, но упрощает, снижает культурный и духовный уровень общества, подменяя традиционную культуру эрзац-образцами.

«Эти процессы особенно зримо проявляются в информационном пространстве, которое уже стало единым, охватывающим весь земной шар. Но на деле оно обслуживает интересы лишь нескольких развитых государств и транснациональных корпораций, обладающих финансовыми возможностями. В результате народы, подверженные внешнему информационному воздействию, постепенно утрачивают свою идентичность, а затем и присущие им духовные ценности», – отметил Митрополит Вениамин.

По его словам, взамен глобализация предлагает, чтобы человек, какой бы национальности и какого вероисповедания он не был, сформировался как понятный, управляемый исполнитель с унифицированным набором компетенций, как активный потребитель. Но не как свободный, независимый творец, в первую очередь, творец своей души. Не Личность в ее подлинном христианском понимании.

В итоге вместо расширения возможностей для духовного роста личности в процессе глобализации формируется принципиально иное отношение к человеку, к его деятельности и, как следствие, к семье. Деградирует высокое искусство. Его место занимает максимально упрощенная массовая культура, которая апеллирует к животной, низменной составляющей человеческого существа. Теряют подлинный смысл понятия «народ», «патриотизм», «служение», «долг», «ответственность», а вслед за ними – «любовь», «милосердие», «сострадание», «совесть».

«У человека, воспитанного в высокой духовной традиции, возникает острое ощущение безысходности, потерянности. Но есть Тот которому именно такой человек нужен. Тот, который именно так говорит о человеке и именно для этого Он сотворил человека. Человек нужен Богу, как об этом свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19)», – сказал Патриарший Экзарх.

«Только обратившись к Богу, человек снова ощущает внутреннюю потребность в духовном росте, в истинном творчестве, у него вновь появляется призвание, осознание своей нужности, – заметил Митрополит Вениамин. – И это есть одновременное движение вверх и возвращение к себе. Ибо еще раз стоит напомнить, что именно Слово Евангелия определило характер нашей цивилизации. Даже не осознавая этого, мы мыслим христианскими категориями, и система наших нравственных координат стоит на библейском фундаменте. В каждом из нас живет вера, и мы постоянно ищем в себе силы и возможности, с помощью которых можно обрести полноту бытия».

«Реально ли это в мире, в котором правит эгоизм, которому чужда не только проповедь о Христе, но и любое представление о высшем; в мире, который, декларируя мировое единение, утверждает повсеместную раздробленность и одиночество?

Ответ – только Да.

Несмотря на трагичность ситуации у нас не должно быть места унынию. Ибо у нас всегда есть надежда на нашего Создателя. Мы должны всегда помнить, что Господь, имя которому Любовь никогда не оставит человека и, уподобляясь ему, мы должны научиться видеть в каждом сияние этой любви. Только тогда в нас откроются истинные творческие силы, чтобы приблизится к состоянию рая уже здесь, на земле», – заключил архипастырь.


hr.svg.png


В дни работы чтений состоится ряд конференций, круглых столов и семинаров. Будут работать секции, в том числе монашеская секция «Восхождение духа. 1030 лет Православия на Белорусских землях», которая состоится 15 декабря в Успенском Жировичском митрополичьем монастыре.

С детальной программой Рождественских чтений можно ознакомиться по ссылке для скачивания.



Источник: Официальный портал БПЦ

Возврат к списку

109