Патриарший Экзарх всея Беларуси 11 января 2019 года совершил Божественную Литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре

12 января 2019
Патриарший Экзарх всея Беларуси 11 января 2019 года совершил Божественную Литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре

В эти святые дни Рождества Христова, когда ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы, в Спасо-Евфросиниевском монастыре встречают митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. По сложившейся традиции, Его Высокопреосвященство прибыл в обитель преподобной Евфросинии, чтобы разделить с духовенством, насельницами и прихожанами радость великого Праздника.

Главным событием дня стала Божественная Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе, которую возглавил митрополит Павел в сослужении архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия. Архипастырям сослужили управляющий делами Минской Экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

Проповедь перед Причастием произнес клирик обители архимандрит Никодим (Генералов).

По заамвонной молитве архипастыри и сослужащие им священнослужители совершили славление Рождеству Христову.

По отпусте Божественной Литургии митрополит Павел обратился к молящимся с архипастырским словом:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Феодосий, дорогие отцы, всечестная матушка игумения, дорогие братья и сестры!

Всех вас поздравляю с праздником Рождества Христова! Мы с вами сегодня в этой святой обители прославили родившегося в Вифлееме Христа Спасителя. Думаю, что каждый из нас обратил внимание на радость этого праздника. На землю сошел Сын Божий, наш Творец и Спаситель Господь Иисус Христос. И, казалось бы, должна вся вселенная радоваться, торжествовать, потому что пришел на землю Господь для того, чтобы всех нас возвести на Небо.

И вот сейчас, оглядываясь на историю пришествия в мир Богомладенца, читая Священное Писание, слушая повествование о Рождестве Христовом, каждый из нас, думаю, удивляется: как так могло случиться, что Бог пришел на землю, а Его не приняли. Читая об этом, нам хочется всех осудить, особенно, Ирода, который по своей жестокости, по своему властолюбию уничтожил не только младенцев в возрасте до двух лет, но даже самых близких своих: и братьев, и жену, и мудрецов. В чем дело? Почему такая жестокость? Мы бы, наверное, поступили иначе, правда? Если бы мы жили в то время, мы бы поступили по-другому.

Я вспоминаю, когда однажды, беседуя с детишками воскресной школы, стал спрашивать, как бы мы поступили, если бы увидели, что по нашей улице идет Иисус Христос. Они говорили, что, конечно, все бы пошли к Нему под благословение, пригласили бы Его в свои дома, предложили бы Ему самые вкусные яства. Но так говорят дети. А взрослые – совершенно по-другому.

Слушая сегодняшнее послание апостола и Евангелие, мы должны поразмышлять, почему в эти дни святок, спустя несколько дней после Рождества Христова, нам предлагают притчу о виноградаре, который устроил свой виноградник и отдал виноградарям, чтобы они возделывали его и возвращали в свое время выращенный урожай. И какова же была их реакция? Виноградари трудились и получали за это плату, но вскоре поняли, что если они этот виноградник присвоят, тогда все, что вырастет, будет принадлежать им. И когда отлучившийся хозяин виноградника направил к ним своих слуг, они их побили и прогнали. Хозяин послал других слуг. С ними работники поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Что же сделает хозяин этого виноградника?

Размышляя об этом, думаю, что подвижники благочестия предлагают нашему вниманию эту притчу для того, чтобы мы никогда никого не осуждали: ни Ирода, ни тех, кто жил в то время. Потому что как в те времена, так и сегодня в каждом из нас бушуют те же самые страсти: и зависть, и самолюбие, и властолюбие, и стремление обогатиться. Мы нисколько не лучше тех жителей – современников Иисуса Христа. Но вот сегодня Церковь предложила нам очень страшное событие: избиение огромного количества младенцев. И до сегодняшнего дня, надо сказать, что в сознании многих людей это событие вызывает неоднозначную реакцию и отношение. Кто-то осуждает Бога, говоря: «Ангелы воспели “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение” а тут вдруг кровопролитие ни в чем неповинных детей. И где же Бог, Который пришел на землю? Где же этот мир на земле? Где же благоволение Божие?»

Размышляя об этом только лишь с точки зрения жизни земной, не веря ни в Бога, ни в потусторонний мир, конечно, все, что происходит с нами, никогда не поддастся логике. Все становится бессмысленным, если в нашей жизни и в нашем сознании не будет Бога. Но как только мы примем в наше сознание веру в Бога, в будущую жизнь, тогда все, что происходит с нами, будет приобретать совершенно другой смысл.

И сегодня мы, оглядываясь на историю христианской Церкви, говорим, что это были первые мученики за Христа. Пришел на землю Господь, Сын Божий, а враг рода человеческого, пытаясь погубить душу каждого человека, внушил Ироду совершить это страшное преступление. И как тогда, спустя уже несколько десятилетий, враг рода человеческого осудит Иисуса, Сына Божьего, на страшную крестную смерть, думая, погубить Его, уничтожить и завладеть всем миром. Он не подозревал, что покусился на Творца видимого и невидимого мира и праздновал временную победу, пока Христос находился на Кресте. Но как только Он умер, то сошел во ад и разрушил двери адовы, уничтожив зло, как таковое, и смерть, как таковую. Враг не ожидал такого оборота, такого хода действия.

Сегодня мы, оглядываясь на историю христианской Церкви, понимаем, что Господь нас всех ведет не к жизни земной, а жизни небесной. Жизнь на земле – это временное явление для каждого человека. Ведь мы каждый день слышим о смерти, или сами хороним своих близких и понимаем, что жизнь человеческая устроена так, что, сколько бы человек ни жил на земле, он все равно должен умереть. Грехопадение прародителей Адама и Евы положили начало тлению, болезни и смерти. А ведь Господь нас всех создал для жизни, но для жизни в Своем Небесном Царстве, куда Он нас всех и призывает. И мы, по слову апостола, должны быть благоразумными и в родившемся Христе Спасителе познать свет разума, благоразумно относясь ко всему, что происходит с нами и вокруг нас.

Нужно стремиться рассудительностью стяжать терпение. Стяжав терпение, следует стремиться к другим добродетелям и, упражняясь в них, стяжать самую главную добродетель – любовь. Подлинную христианскую любовь к Богу и ближнему. И тогда мы, упражняясь в этих добродетелях, поймем, что любовь – это действительно высочайшая добродетель. Не случайно апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал Бога Любовью. Потому что Господь есть совершеннейшая Любовь. По Своей неизреченной Божественной любви Он даже Сына Своего единородного не пожалел, а отдал Его для того, чтобы Он всех жителей земли привел в Свое Небесное царство.

Когда мы начинаем рассуждать таким образом о том, что было более двух тысяч лет тому назад, мы понимаем, какой Господь милосердный, любвеобильный. Глядя на нас и зная наши слабости, Он нас продолжает призывать в Свое Царство, прощая нам все наши прегрешения. Мы должны осознать это и примириться со своими ближними, не иметь ни на кого зла, упражняться в рассудительности, братолюбии, терпении и стяжать подлинную благодатную Божественную любовь. Глядя на святых вифлеемских мучеников, обращаясь к ним, хочется попросить их молитвенного предстательства пред Богом о каждом из нас, живущих на земле и чтущих их память.

И сегодня хочется вновь и вновь, прославляя родившегося в Вифлееме Христа Спасителя и воздавая Ему честь, славу, хвалу и благодарение, просить Его, чтобы Он, придя на землю спасти всех жителей земли, коснулся наших сердец и умиротворил их, примирил нас с враждующими и помог нам стать на путь евангельский и спасительный, который приведет всех нас в Его Небесное Царство. Аминь. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры.

Митрополит Павел особо отметил многолетнее служение архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия и во внимание к его усердным трудам во славу Святой Церкви Христовой и в связи с 75-летием со дня рождения вручил ему орден святой преподобной Евфросинии Полоцкой.

Патриарший Экзарх сердечно поблагодарил всех за совместную молитву, поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Тайн и преподал всем архипастырское благословение.

По сложившейся традиции Высокопреосвященнейший Владыка принял участие в праздничной трапезе. В теплой обстановке митрополит Павел еще раз поздравил игумению Евдокию с сестрами с праздником Рождества Христова, пожелал крепости духа и помощи Божией в избранном иноческом пути. В ответном слове матушка игумения сердечно поблагодарила Владыку за архипастырский визит и от лица сестер преподнесла в подарок просфору и икону Спасителя.

По окончании праздничной трапезы митрополит Павел посетил и поздравил старейших насельниц обители, преподал им благословение, вручил подарки и пожелал многая и благая лета!

Источник

Возврат к списку

5