В 2015 году у стен древнего Спасо-Преображенского храма в рамках большого цикла реставрационных работ, при непосредственном участии преподавателей и студентов Полоцкого государственного университета, а также специалистов Государственного Эрмитажа, были начаты архитектурно-археологические исследования. Одной из первых задач, стоявшей перед археологами, было определение конструкций фундамента церкви и его технического состояния.
В ходе археологических работ 2015 года удалось выявить фрагменты древней деревянной церкви, предшествовавшей каменному Спасскому храму. Тогда же был сделан и еще один важный вывод: в древности ныне существующий храм был окружен каменными пристройками (галереями), которые составляли с ним единую архитектурную композицию. Кроме того, стало понятно, что для выполнения реставрационных работ на фасадах здания необходимо проведение археологических исследований по всему периметру Спасского храма.
В 2017 году был сделан раскоп у южного фасада. Исследования показали, что к стене церкви примыкала древняя постройка – галерея, возведенная одновременно с основным объемом Спасского храма. Галерея была разделена на несколько помещений. Помещение, располагавшееся в восточной части галереи, завершалось небольшой апсидой, в которой, вероятно, в древности располагался престол, что позволяет трактовать эту часть галереи как придельный храм.
Летом 2018 года исследования были продолжены у южной части западного фасада и у юго-западного угла храма. Было установлено, что с западной стороны к храму примыкал экзонартекс[1], стены которого сложены в той же технике, что и стены основного объема.
В юго-западной части галерей, окружавших храм, была выявлена заглубленная в землю постройка, перекрытая сводом. Дальнейшие исследования показали, что это сооружение являлось подземной церковью. Размеры подземного храма небольшие: в длину – 3,6 м, в ширину – 1,4 м. Он был перекрыт цилиндрическим сводом. Алтарная апсида представляет собой прямоугольную нишу глубиной около 1,4 м. В центре ее сохранились остатки древнего престола, сложенного из плинфы на цемяночном растворе. Верхняя часть престола утрачена. Справа и слева от престола в стенах обнаружены две ниши.
Подземный храм предположительно является нижним ярусом отдельно стоящей постройки, возведенной одновременно с галереей Спасской церкви из того же кирпича (плинфы), что и стены основного объема. Верхний ярус этого сооружения был полностью утрачен в ходе позднейших перестроек.
По мнению специалистов, подземный храм – это уникальное сооружение, аналогов которому на территории Древней Руси в настоящее время неизвестно. Вполне вероятно, что этот храм использовался как усыпальница. Об этом свидетельствует глубокая ниша в северной стене, перекрытая аркой (сводом). Такие ниши называются аркосолиями и предназначались для размещения в них погребений или мощей.
Стены подземного храма сильно пострадали от влаги, которая проникала внутрь помещения. Из-за намокания их поверхность оказалась практически полностью разрушена. На небольших сохранившихся фрагментах штукатурного слоя не было обнаружено следов фресковой росписи. Это позволяет предполагать, что подземный храм не был расписан.
В подземной церкви сохранился первоначальный плинфяной пол, на который позже был положен новый деревянный. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках полуистлевшие бревна и доски.
Снаружи в храм вела узкая каменная лестница, устроенная в южной стене. Лестница была сооружена в два марша с поворотом. Перекрытия над ней не сохранились.
Свод подземного храма был почти полностью уничтожен поздним кладбищем, располагавшимся на месте разобранных галерей.
Внутреннее пространство подземной церкви было заполнено обломками плинфы, большими кусками раствора и фрагментами фресок. На основании первоначального анализа можно предполагать, что найденные фрески (на некоторых сохранились фрагменты изображений ликов, на одном – буквы) располагались на стенах галерей, окружавших Спасскую церковь, и были выполнены теми же мастерами, которые расписывали основной объем храма.
При раскопках в интерьере подземной церкви были обнаружены фрагменты керамической иконки, на которой сохранилась часть надписи и изображения великомученика Георгия Победоносца, в честь которого, по мнению некоторых специалистов, мог быть освящен этот подземный храм.
Найдены три небольшие детали хороса[2] XII века, а также большое количество фрагментов керамической посуды, большинство из которых датируется XII-XIII вв., но есть и отдельные экземпляры XVI-XIX вв.
При раскопках выявлены отдельные куски кладки XII в., большое количество фрагментов плинфы[3], многие на торцевой поверхности имеют знаки, а один из них имеет знак на постелистой стороне[4]. Среди находок попадалась и лекальная плинфа[5]. Кроме этого, было найдено достаточно большое количество плиток пола, а также смальты различной формы.
На месте раскопа было обнаружено большое количество свинца, как расплавленных кусков, так и отдельных фрагментов кровельных листов. Вероятно, сооружение, располагавшееся над подземной церковью, имело свинцовое кровельное покрытие.
Исследования 2015-2018 гг. показали, что под современным крыльцом, расположенным у западного входа в Спасский храм, а также у юго-западного угла храма хорошо сохранились участки стен галерей, окружавших храм в древности. Программа реставрационных работ предполагает проведение дальнейших архитектурно-археологических исследований, которые позволят выявить новые участки древних построек и уточнить многие вопросы, стоящие перед специалистами-реставраторами. Материалы этих исследований помогут определить важные моменты истории Спасского храма и составить представление о его первоначальном облике.
«Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря благодарят Петра Леонидовича Зыкова, старшего научного сотрудника сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, за помощь в написании этой статьи».
[1] Экзонартекс – внешняя паперть, располагавшаяся с западной стороны храма. В византийских и древнерусских храмах экзонартекс, наряду с нартексом, служил для совершения различных вспомогательных богослужений.
[2] Хорос – подвесной светильник, в форме обода, по краям которого располагались подсвечники.
[3] Плинфа – древний кирпич.
[4] Постелистая сторона плинфы – плоская сторона, на которую укладывался кирпич.
[5] Лекальная плинфа использовалась для выкладки декоративных элементов здания, таких как полуколонны, бровки (декоративные пояски над окнами) и т. д.