День памяти:
12.04 ст.ст./25.04 н.ст.
Акакий Новый, Кавсокаливит, преподобный – возобновитель монашеской жизни на Кавсокаливии, прославился чудесами прозорливости, а также подвигами постничества и старчества. Удостоился дара непрестанной умной молитвы и Божественных откровений.
Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. В крещении был назван Анастасием. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но он бежал из родительского дома и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским, где принял монашеский постриг с именем Акакий.
В тот же день он удостоился видения: в руках его был светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий.
Вскоре он удалился на Святую Гору Афон и в течение года подвизался в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками.
Затем Акакий обосновался в местности Кавсокалива, поселившись в келье при Преображенском храме, где прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру, где когда-то подвизался святой Максим Кавсокаливит, который многократно являлся подвижнику. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества.
Подвиги преподобного Акакия были чрезвычайно суровы: вместо хлеба он ел сушеные травы, смешанные с толченым мрамором. На вопрос, сколько должен спать монах, преподобный отвечал, что для истинного монаха достаточно и получаса, и сам, несмотря на старость и болезни, показывал в этом пример.
В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы, прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим, со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Акакий дал благословение и святому Пахомию Русскому принять мученическую смерть ради любви ко Христу.
Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Лавры Неофита, который занимался строительством церкви в скиту. Святой Акакий подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.
Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова, святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира.
12 апреля 1730 года, достигнув почти столетнего возраста, преподобный отошел ко Господу. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца.