Молитвенное делание в египетских обителях

Игумения Викторина (Перминова)
Молитвенное делание в египетских обителях

Выступление игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы на Международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Москва, 17–18 ноября 2018 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братия и сестры! Меня попросили рассказать о том, что мы услышали в египетских обителях о молитвенном делании.

По благословению Святейшего Патриарха, мы оказались в совершенно удивительных местах, и то, что произошло с нами во время поездки в Египет, воспринимается как чудо Божие. Там, где подвизались великие преподобные отцы, многое переживается и чувствуется совсем по-другому. И самое главное – там присутствуют дух и молитва святых. Сами имена преподобных Антония Великого, Павла Фивейского, Макария, Арсения, Пахомия, Паисия Великих, Моисея Мурина, соприкосновение с местами и обстановкой их подвига наполняют душу благоговейным трепетом и побуждают обращаться к Богу.

Условия пустыни, ее атмосфера – это атмосфера не только внешнего подвижничества, но и созидания внутренней, сокровенной пустыни сердца. Эта сокровенная пустыня наполнена Богом, это место подвига и непрестанной молитвы.

Прожить в условиях пустыни без особой помощи свыше невозможно. Молитва там особенно горяча и неотступна, но не только поэтому. «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает» [1]. Подвизающиеся в пустыне стараются все время возгревать в себе это Божественное желание, поддерживать дух отречения от мира, дух молитвы и подвига, любви, смирения и послушания, чтобы подражать древним отцам.

Сложная окружающая обстановка, постоянная и реальная опасность быть убитым, замученным за Христа создают особенный жертвенный дух, который в коптских семьях впитывают с молоком матери. И поэтому приготовление к мученичеству здесь – это образ жизни, а монашествующие ежедневно причащаются. Вместе с такой ревностью по вере, христианам этих мест присущи смирение, детская простота и удивительная для нас радость о Господе. Все это способствует молитве, углубляет ее. На этом основании, а также на опыте, передаваемом от подвижников первых веков и до наших дней, созидается молитва египетских монашествующих. И, поскольку они обращаются к опыту древних отцов – наших общих православных святых и живут этим опытом, думаю, мы можем почерпнуть у них то, что полезно для души.

Преподобный Серафим Саровский, на заданный ему вопрос – почему сейчас нет таких подвижников, какими были древние отцы, ответил, что мы просто не имеем решимости подвизаться, а Христос вчера и днесь Той же, и во веки (Евр.13:8). Решимость начинается не с высоких и неподъемных подвигов, а с малого и повседневного делания. Если проявим решимость, то постепенно изменится наша жизнь, будет происходить духовное возрастание, а с возрастанием изменится и качество молитвы. Каждый из нас искушается от своих страстей. Искусство же трезвения состоит в том, чтобы, несмотря ни на что, продолжать свое духовное делание и хранить его плоды.

То, что мы видели у египетских монашествующих, – это решимость подвизаться не на словах, а на деле. Поэтому на сегодняшний день у них есть те, кто соблюдает правила строгого общежития, есть уединенная скитская жизнь и существуют отшельники. Во время встреч с монашествующими, в процессе обмена опытом, мы задавали друг другу вопросы. Было интересно узнать о том, как сегодня подвизаются в местах, освященных жизнью великих отцов древности.

Египетские монашествующие в своем келейном правиле трудятся над качеством молитвы, над ее внимательным совершением, взращивая в себе понимание, перед Кем они предстоят. Они не ставят своей целью количество молитвословий. В отведенное время они совершают то правило, которое им благословил духовный руководитель. С углублением внимания и молитвенного опыта увеличивается и правило. Келейное время распределяется так, что благочестивые занятия следуют одно за другим в определенном порядке и занимают строго отведенное на них время. К примеру, десять минут подвижник молится, тридцать – упражняется в духовном чтении, еще тридцать – с молитвой занимается рукоделием или необходимыми делами, потом опять сосредотачивается на молитве и так далее. При таком распределении времени и занятости ума врагу-диаволу просто некуда «вставлять» помыслы – ведь между занятиями нет промежутка.

На вопрос, какие бывают искушения у египетских монашествующих, нам ответили, что враг рода человеческого один и тот же в Египте, в России и в любом другом месте. Он действует по одной «программе» и с единственной целью – погубить человеческую душу. Он пытается всеми мерами прервать наше общение с Богом или сделать его бесплодным. Способы борьбы с врагом-диаволом везде одни и те же.

Как и всем духовным деланиям, молитве препятствуют греховные помыслы, которые лучше отвергать сразу же, как только они приходят. Египетские монахи говорят, что «каждый раз, когда монах побеждает помысел, он получает венец победы. Особенно нужно сокрушать каждый горделивый и самолюбивый помысел, потому что он направлен против Бога, и стараться всеми помышлениями быть послушными Христу. Призвание и послушание монаха в том, что он должен любить Христа всегда – и днем, и ночью, что совершается через молитву и все духовные делания. Каждое жизненное испытание, которое преодолевает подвижник, каждая его победа над злыми духами доказывает, что он любит Христа больше и больше». Если помысел навязчив и не покидает подвижника, он исповедует его духовному наставнику.

Духовный наставник, которым является игумен, определяет каждому брату свое правило. Оно состоит преимущественно из псалмов. Также, молитвенный настрой укрепляет совместная молитва братии в Церкви, ежедневное присутствие на богослужениях. Например, в монастыре преподобного Антония Великого каждый будний день служится по 28 Литургий в малых церквях обители, а по воскресным и праздничным дням совершается одна Литургия в большом соборе для всего братства.

На послушаниях братии дается благословение творить Иисусову молитву, чтобы ограждать ум от всего ненужного во время работы. Цель Иисусовой молитвы – занимать ум Христом, а не посторонними вещами, потому что послушания, по преимуществу, связаны с рукоделием и с физическим, а не умственным трудом. Иисусова молитва выражает желание подвижника всегда и везде быть со Христом.

Такова практика современных египетских монашествующих, которая в чем-то перекликается с наставлениями наших русских подвижников – делателей молитвы.

Молитва, как известно, не существует сама по себе, в отрыве от всей жизни подвижника. Какова жизнь, такая и молитва. На каком же основании, по словам египетских монашествующих, созидается молитва?

Преуспеяние в молитве напрямую зависит от послушания духовному наставнику и братству. Молитву возгревает и правильно подобранное духовное чтение. Новоначальным первое время не благословляется читать те аскетические творения, которые превосходят их меру. Они читают Жития святых и преимущественно – святых своего монастыря, к которым молитвенно обращаются, а также наставления святых отцов, непосредственно касающиеся их духовного делания. Особое внимание уделяется чтению Священного Писания. Некоторые святоотеческие книги для уже преуспевших монахов у нас общие – это Лествица, творения преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина и другие.

Более всего разрушает нашу молитву и сводит ее результат на нет гордость и тщеславие. Современный человек зачастую не понимает и не видит своей пользы в том, чтобы быть незаметным и скромным, не говоря уже о смирении, потому что по понятиям современного мира он должен самоутверждаться и быть ярким. На наш вопрос, что такое скромность и смирение, монашествующие Египта нам ответили, что смиренный человек видит себя ниже всех. Он подражает божественному снисхождению Господа, Который сошел с неба, принял образ раба и послужил всем людям. Смиряясь, человек приближает к себе Смиренного Господа и Его благодать. Молитва того, кто смиряет себя и стремится всем послужить, легко восходит к Небу.

Смирение рождается от послушания. «Самое главное – освободиться от самого себя, полностью отдать себя Христу, – говорят египетские отцы. – Отказ от самолюбия, предание себя воле Божией, духовному руководителю и братии – это и есть настоящие скромность и смирение. Смиренный – тот, кто служит всем, кто любит всех».

В совершении молитвы и приобретении смиренного устроения большое значение имеет исполнение монашеских правил, монастырского устава. У братии египетских обителей одинаковая одежда, они строго соблюдают обет нестяжания, в их очень маленьких по размеру кельях ничего нет, кроме самого необходимого. Общая молитва, общая трапеза, совместное несение послушаний – все это поддерживает и укрепляет молитвенный дух.

Действительно, вся наша жизнь – это повод для молитвы, и вся она может быть молитвой, предстоянием перед Богом. В ответ на вопрос: как почувствовать Бога в своей жизни, чтобы молитва была живой, египетские монахи говорят, что нужно подражать Богу в смирении, чувствовать себя никчемным. Тогда человек может ощутить, насколько велик Бог и как безгранична Божия любовь. Как сказал один из игуменов, стяжать молитву и богомыслие можно, имея смиренное о себе мнение и смиренные помыслы. Человек, с благодарностью помышляющий о том, как Единый Чистый и Святой Господь смог войти в его жизнь и грешное сердце, все больше смиряется. То, что Господь настолько нас любит, располагает к большему смирению.

Человек, желающий научиться молиться, должен стремиться к тому, чтобы всем послужить и оказать послушание ближним, и при этом заниматься трезвением. Он не должен осуждать людей и сравнивать себя с ними, а взирать на пример нашего Спасителя. Сравнивая себя с людьми, можно начать гордиться, если кто-то покажется хуже нас. А по сравнению со Христом, человек не может не чувствовать, что он ничего не стоит. И очень важно видеть во всех ближних Христа. Христос посещает нас в лице наших ближних. Именно Господь послал к нам окружающих людей и создал те обстоятельства, где мы сможем проявить любовь к Нему и ближним и духовно преуспевать.

Чтобы чувствовать Бога в своей жизни, нужно подвизаться. И дело не в каких-то невероятных и неудобоисполнимых внешних подвигах. Если в непредвиденных обстоятельствах или по вине ближних крест человека утяжеляется, и он забывает, что все происходящее – от Бога, не соглашается с этим, досадует и винит окружающих, то для описания его тяжелого состояния египетские монахи приводят такое сравнение. Ропщущий человек как бы сбрасывает свой крест на землю и топчет его. Если же человек принимает то, что посылает Господь, исполняет свое послушание без ропота, но с радостью и благодарностью Богу, – это великое благо для него. Отсечение своей воли, смирение, постоянное внимание к себе, отречение от мира даже в малом является самым настоящим и важным подвигом.

Когда мы отвращаемся от мира и смотрим внутрь себя, когда очищаем свое сердце, мы начинаем приближаться ко Христу еще до того духовного видения, о котором говорит Сам Спаситель в Евангелии: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8). Молитва созидается в русле исполнения заповедей Божиих и правильной духовной жизни – вне этого она не может существовать.

Этот опыт, совпадающий с традициями отцов нашей Церкви, мы и можем использовать. Жизнь египетских монахов показывает, что подвизаться можно и сегодня – нужна лишь решимость. Ведь духовное делание, начатое преподобными Антонием Великим, Павлом Фивейским, Макарием, Пахомием, Паисием и другими великими отцами оказалось востребованным в последующие времена и распространилось по всему миру. Оно претерпевало некоторые внешние изменения в связи с местом подвига, конкретными условиями, особенностями того или иного народа, но дух оставался неизменным – это дух Христов. Ученики Христа во все века последуют Своему учителю в смирении, послушании и любви, и потому все узнаю́т, что они – Христовы.

В монашеском и молитвенном делании есть свой «секрет», который на самом деле всем известен. Это трезвение – внимательная жизнь, в которой человек отсекает злые помыслы, не дает развиваться в себе греховным чувствам и страстям и взращивает в себе всё доброе. Этот секрет заключается также в послушании и в принятии воли Божией. Если в нас самих ничего хорошего нет и воля наша ведет не к добру, не лучше ли довериться Богу и духовному наставнику, которого мы избрали для себя и который желает нам добра? Человек, доверяющий Богу, живущий по Его воле, имеет более чистую и быстрее восходящую к Небу молитву.

Самая главная наша Цель – это Христос, к Которому мы можем приближаться верой, любовью и послушанием, обращаясь к Нему с молитвой, ежедневно ставя перед собой и решая пусть небольшие, но важные задачи в борьбе со страстями и греховными помыслами. Преподобный Антоний Киево-Печерский принес это делание на Русь со Святой Горы Афон, преподобный Феодосий утвердил его общежительным уставом, русские подвижники продолжили его, ибо и у преподобных отцов древности, и у святых нашей земли, и сегодня в Православной Церкви, стоящей в истине, действует Один Утешитель, наставляющий на всякую истину – Святой Дух.

Во время поездки мы чувствовали молитвы нашего Первосвятителя, хранящие и ограждающие нас от опасностей. Сердечно благодарны Его Святейшеству за возможность такой прекрасной поездки и обмена опытом, а также всем, кто так радушно нас принимал на египетской земле.


[1] Степенны в неделю на утрени, глас 1. Антифон 1.

Источник

130