Священное Писание и творения святых отцов в жизни монаха

Архимандрит Тимофей (Савчук),
Священное Писание и творения святых отцов в жизни монаха

Доклад архимандрита Тимофея (Савчука), игумена монастыря святого Димитрия Солунского в Саках Варшавско-Бельской епархии (Польская Православная Церковь), произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 21-22 июня 2018 года.

В начале своего выступления прежде всего я хотел бы сердечно поблагодарить за приглашение на эту встречу Высокопреосвященнейшего владыку Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Посредством таких встреч мы имеем возможность познакомиться с опытом монашеской жизни Белорусской Православной Церкви. Верю, что эта встреча будет всем нам очень полезна, так как большинство наших монастырей (я имею в виду белорусские и польские) после долгих лет заново начинают возрождаться или же основываются на новых местах.

Очень важным аспектом в жизни каждого монастыря является его внутренний распорядок и организация суточной деятельности монахов. С древних времен, т.е. с самого начала организованной монашеской жизни существовали некие образцы того, как должен быть организован день жизни монаха в конкретном монастыре. И так очень известным и широко распространенным стало разделение суток на три части – восемь часов молитвы, восемь часов рукоделия и восемь часов отдыха. Время молитвы – это время богослужебной молитвы и келейной молитвы монаха, т.е. так называемое правило.

Также сюда входит отведенное время для чтения святоотеческой литературы, которое является духовной пищей для души монаха и помогает разогреться его сердцу и подготовиться к молитвенному бдению. Следует отметить, что во время расцвета монашеской жизни Церковь испытывала разного рода искушения со стороны ложных учителей и еретиков, что заставляло монахов защищать чистоту Православного учения на основе учения Отцов Церкви, а прежде всего, на основе Священного Писания.

Во всем древнем монашестве Священному Писанию отводилось особо важное место в духовном воспитании и преуспевании иноков. Вообще книжное дело было поставлено на должную высоту. Так, например, в первых Пахомиевых монастырях было достаточное количество опытных писцов, которые усердно переписывали те книги по указанию старшего, которые были особенно полезны монахам. Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя необходимую духовную пищу. Чтение книг в киновии процветало, кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов от этого обогащалась, становилась осмысленнее.

Преподобный Феодор Освященный в одном из своих поучений говорит: «Вы знаете, братия, что жизнь монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу, превышает обыкновенную жизнь людей и есть жизнь ангельская. Люди, вступающие в монашеское звание, умирают для обыкновенной жизни человеческой, живут для Того, Кто умер за них и воскрес, отрекаются жить для самих себя и распинают себя со Христом. Поелику каждый из вас избрал такую жизнь, оставил родителей своих и пришел сюда, то и должен уже жить как жил Христос, и иметь Его образом и руководителем на пути жизни, которой вы посвятили себя. Бог чтобы ввести нас в царствие Свое, открыл нам два пути к тому – Святое Писание и пример жизни рабов своих, которым обыкновенно утверждается вера во Христа».

Также и преподобный Орсисий, один из наследников преподобного Пахомия так учил своих монахов: «Приложим тщание к чтению и поучению в Писаниях и да пребываем всегда в размышлении о них, помня сказанное: От плодов уст душа мужа наполнится благих; воздаяние же устен его воздастся ему. (Притч. 12:14). Сие ведет нас к жизни вечной; сие предал нам отец наш (Пахомий Великий) и заповедал всегда поучаться в сем, чтобы на нас исполнилось слово Писания: Вложите словеса сия в сердца ваша и в душу вашу и навяжите я в знамение на руку вашу, и будут непоколебима между очима вашима. И научите сим чада своя глаголати сия, седящу тебе в дому и идущу тебе в пути, и возлежащу ти и востающу ти. И напишите я на празех домов ваших и врат ваших (Втор. 11:18–21); да научитесь бояться Господа во все дни жизни вашей. И Соломон, означая сие самое, говорит: Напиши я на скрижали сердца твоего (Притч. 5:3). Посмотрите, сколькими свидетельствами слово Господне убеждает нас к поучению в Священном Писании, чтобы сердце наше обрело то, чего желаем на словах.

Углубляясь в писания Святых Отцов, мы видим, что, разъясняя те или иные сложности духовной жизни, они ссылаются на Священное Писание, оно является источником мудрости и основой всякого христианского делания.

В контексте моего доклада, считаю важным отметить, что в суточном распорядке дня наших монастырей должно обязательно предусматриваться время на чтение Священного Писания и вообще святоотеческой литературы. Я здесь специально не рассматриваю широко тему молитвы и физического труда в повседневной монастырской жизни, так как и одно, и другое издавна, точнее, со времен преподобных Антония Великого и Пахомия Великого – основателей монашества и общежительных монастырей – известно какое место должно занимать в жизни монаха. Распределение времени в монастыре на общие богослужения и на разные заботы по содержанию монастыря зависит, конечно, от многих факторов, т.е. от количества насельников данного монастыря, их физического состояния, духовного развития и т.д. Здесь непременно нужно руководствоваться тем, что Святые Отцы называют рассуждением. Однако важно помнить, что это внешняя сторона жизни монастыря и монаха. Самое же важное в монашестве это то, чего не видно – внутренняя жизнь каждой души, ее духовное состояние и развитие.

Неоднократно современные отцы со Святой Горы Афон, такие как преподобный Паисий, старец Иосиф Исихаст и его ученики, старец Емилиан и другие, подчеркивают первостепенность личной частной молитвы – монашеского правила – и чтения святых книг среди других занятий. Во многих монастырях свое молитвенное правило монахи совершают еще до начала утреннего богослужения. Отцы подчеркивают, что то, как мы относимся к своему правилу, с каким усердием его совершаем, влияет на наше непосредственное отношение к Богу. В традиции греческих монастырей, в которых Господь благословил нам побывать и общаться с их духовниками, молитвенное правило состоит с Иисусовой молитвы, акафиста Богородицы и определенного количества поклонов, которое может быть разное, в зависимости от физического здоровья инока и, конечно, всегда исполняемо по благословению игумена. Кроме того, неразрывной частью келейного правила является, как уже было сказано выше, чтение духовной литературы. Оно всегда сопровождается чтением Священного Писания, и добавочно каждый из монахов должен обязательно углубляться в творения монахов-подвижников, которые своим примером и, главное, прожитым опытом многому учат и духовно поддерживают.

В некоторых монастырях установлен такой обычай: монахи или монахини ведут своего рода дневники и вкратце записывают то, что показалось им важным из данного прочитанного фрагмента. По прошествии определенного времени каждый может, вернувшись назад, в дневнике посмотреть, в каком состоянии была его душа, например, год тому назад, как он смотрел на определенные проблемы раньше и как смотрит сейчас. Такой анализ своего личного душевного состояния непосредственно помогает в духовном развитии.

Обращаясь к творениям Святых Отцов, мы можем видеть, с какой точностью они пользуются Священным Писанием, отвечая на разные вопросы и сомнения или убеждая кого-то в правильности избранного им пути. Человек, для которого Священное Писание является повседневной духовной пищей – я имею в виду человека, посвятившего себя Богу – намного легче и проще находит ответы на встречающиеся вопросы и проблемы.

Кроме того, именно Священное Писание не позволяет монаху забывать о том, что главное в его жизни. Конечно, очень важно чтение за трапезой, но пребывание наедине с самим собой помогает не рассеиваться умом и намного глубже проникаться смыслом читаемого.

Хорошо, если существует возможность таким образом с келейной молитвы и чтения начинать день в монастыре, что кажется естественным, так как утром после ночного отдыха и душа, и ум намного лучше и чище могут молиться и предаваться духовному чтению. Такой настрой души, конечно же, будет положительно отражаться на духовном состоянии монаха в течении всего дня. На общих богослужениях монах будет молиться более внимательно, в отношениях с братией или сестрами будет намного меньше конфликтов и недоразумений. По словам Святых Отцов, чем ближе мы к Богу (а именно в этом заключается смысл молитвы и духовного чтения), тем ближе мы друг к другу, тем дальше мы от мирских привычек и суеты.

Это последнее является большой опасностью в монашеской жизни, особенно в сегодняшнее время, когда мир посредством общедоступной техники и средствами такими, как Интернет, проникает в монашество и отрицательно влияет на него. Потому именно чтение Святых Отцов должно быть неотъемлемой составляющей суточного круга в жизни любой обители. Из опыта монастырей с устоявшейся монашеской традицией мы видим, что главное в жизни киновии, особенно тех обителей, которые так, как и у нас в Польше, так думаю, что и здесь, в Белорусской Православной Церкви, начинают свою жизнь – это сделать основой нашей жизни многовековой монашеский опыт Святых Отцов и их современных преемников. 

141