Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года: перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк

Евдокия (Левшук), игумения

IMG_3537.jpg

Доклад настоятельницы Спасо-Евфросиниевского митрополичьего женского монастыря в г. Полоцке игумении Евдокии (Левшук) на заседании монашеской секции «Восхождение духа. 1030 лет Православия на Белорусских землях» Восьмых Белорусских Рождественских чтений (Жировичи, 15 декабря 2022 года).


1030-летие Православия на белорусских землях, по словам митрополита Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, – «одно из определяющих событий Года исторической памяти»[1].

Историческое прошлое каждого народа – это не просто факты и события, эпизоды и даты, а реальная жизнь каждого человека, от которого зависит и история, и благосостояние всего общества. Ценно, когда государство имеет выдающуюся легендарную личность, но еще важнее, когда Господь являет в народе Своих святых, которые сохраняли, преумножали, прославляли Церковь и, стяжав Дух Святой, спасали тысячи людей.

Святые всегда с нами, это «соль земли» (Мф. 5:13) и «свет мира» (Мф. 5:14). Господь удивительным образом являет их мощи, которые, по словам преподобного Ефрема Сирина, «и по смерти действуют как живые… Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа»[2].

Именно такой «чудодействующей благодатью» наполнена сегодня святая Полоцкая обитель, в которой почивает своими нетленными мощами преподобная Евфросиния – основательница Спасо-Евфросиниевского монастыря, заступница и покровительница Белой Руси. Родившись в далеком XII веке, она всей своей жизнью устремилась к Единому Богу, и, по свидетельству ее Жития, была «помощницей обиженным, скорбящим – утешением, нагим – одеянием, больным – посещением, и, просто сказать, для всех была всем»[3].

Закончила свою земную жизнь преподобная Евфросиния 23 мая (5 июня по н. ст.) 1173 года в Иерусалиме, куда совершила паломничество на склоне лет, и была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого. Спустя четырнадцать лет, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, иноки русского Богородицкого монастыря, покидая Святую Землю и не желая оставить нетленные мощи Полоцкой княжны в руках неверных, перенесли их в Киево-Печерскую Лавру. Преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в Киевских пещерах. Всеблагим Промыслом Божиим цельбоносные мощи святой угодницы более семисот лет находились в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобная Евфросиния одна из немногих жен вошла в плеяду Печерских святых.

Жители Полоцка не оставляли надежды иметь у себя мощи преподобной Евфросинии. С 1580 года Спасский монастырь находился в ведении католического ордена иезуитов, затем – пиаров, и когда в 1832 году Спасо-Преображенский храм был возвращен православным, начались долгие ходатайства о перенесении дорогой святыни в родной край, продолжавшиеся в течение 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей угодницы Божией, главным образом, из-за господствовавшего иноверия в Полоцке. Для утешения православной паствы в 1870 году в Киево-Печерской Лавре от мощей святой была отделена частица «в благословение и духовное ограждение Полоцкой обители»[4] . Ковчег с частицей среднего перста правой руки был принесен в Витебск и хранился там до весны 1871 года, после чего был перенесен в Полоцкий Спасский храм.

И только 3 июля 1909 года Государь Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на возвращение святыни в Полоцк[5]. Указом Святейшего Синода от 28 ноября 1909 года епископу Полоцкому и Витебскому Серафиму (Мещерякову) было поручено на месте разработать весь церемониал перенесения святыни из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь[6]. На основании представленного проекта Святейший Синод составил подробный чин перенесения мощей преподобной, который был удостоен Высочайшего Императорского утверждения 29 января 1910 года[7].

Из Киева святыню перевозили по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км, а от Орши до Полоцка через Витебск окружным путем 201 км раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств и длилось в течение месяца, с 19 апреля по 23 мая 1910 года. Перед отправлением из Киева мощи угодницы Божией были переложены в новый кипарисовый гроб. Затем святыню перенесли крестным ходом из Благовещенской церкви Дальних пещер в Великую Лаврскую церковь, где она пребывала почти двое суток. Все это время, днем и ночью, киевляне и паломники прикладывались к мощам. Праздничные богослужения в Великой лаврской церкви совершали Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков) в сослужении архиереев других епархий, приглашенных на Торжество, братии Киево-Печерской Лавры и прибывшего из Полоцкой епархии духовенства. 22 апреля после литургии раку с мощами перенесли крестным ходом на казенную пристань и поставили в носовой части парохода «Головачев» в специально устроенной для святыни часовне. На мачте был установлен крест из электрических лампочек, а вся наружная верхняя часть парохода была обвита гирляндами из живых цветов. Под звон колоколов и звуки военного оркестра Киев провожал Полоцкую княжну. Киевский епархиальный миссионер священник Михаил Митроцкий в своей речи к киевлянам отметил, что избрав преподобную «орудием спасения, укрепления в вере и утешения жителей Полоцкой страны, Господь повелевает ей оставить многолюдный и славный Киев с его великой Лаврой и переселиться в скромный монастырь в отдаленном и уединенном Полоцке… “Не потому ухожу от вас, что хочу оставить вас, – как бы так нам говорит на прощание преподобная Евфросиния, – но потому, что хочу спасти близких и родных мне жителей моего удела Полоцкого... Хочу напомнить им о былой их славе и могуществе, об их исконной принадлежности к православной вере и тем укрепить их в тяжелой борьбе с теми, кто посягает на их веру, язык, обычаи…” Гряди, преподобная, во свой удел Полоцкий!.. Вразуми заблудших, обрати отпавших, утверди колеблющихся и укрепи ослабевших»[8].

Святыню на всем пути ее шествия до Полоцка сопровождали Великий князь Константин Константинович, благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеимон (Рожновский), игумения Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители Илариона (Черных) с двенадцатью монахинями, начальница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища игумения Нина (Боянус), священник Полоцкого монастыря протоиерей Николай Черепнин, представитель Киевского Свято-Владимирского братства протоиерей Михаил Митроцкий, а также специально командированные представители гражданской власти[9].

Глубина народной веры была настолько сильна, что люди, увидев пароход еще издали, с благоговением вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Со слезами на глазах они взывали: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас!» Священник Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Николай Черепнин писал: «Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения святым мощам преподобной Евфросинии. Массы народа не обращали внимания ни на какие стихийные препятствия. Когда пароход после непродолжительных остановок продолжал плавание, стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, хватали в бутылки воду из волн от парохода, промывали ею себе глаза… Можно было подумать, что к берегам Днепра стеклась вся Русь Православная»[10].

Пароход совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Везде улицы были украшены флагами, гирляндами, коврами, арками из ветвей и цветов, а путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, устланы хвоей, цветами, полотнами, полотенцами и платками. Окна домов, балконы, а нередко и крыши были заполнены людьми, желавшими видеть святыню[11]. В одном только маленьком Рогачеве мощам святой поклонилось около 50-ти тысяч человек, в Могилеве – 75 тысяч, в Орше – 40 тысяч. В местах остановок преподобную встречали крестным ходом под звон колоколов и пение величания. В сельских и городских церквах совершались праздничные богослужения: всенощные бдения, литургии и молебны. Нередко из-за огромного стечения народа службы проходили под открытым небом.

Преосвященнейший Стефан (Архангельский), епископ Могилевский и Мстиславский, в первый день пребывания мощей преподобной Евфросинии в Могилеве, обращаясь к народу, сказал: «…И кому из земных, самых могущественных владык и царей, оказывались когда-либо такие почести, какие ей и ее нетленным останкам оказывались в течение более чем 700 лет, оказываются и теперь при шествии сих останков к месту ее самоотверженных подвигов и будут впредь оказываться, пока не окончится время земли нашей, пока ее святое тело не воскреснет для еще большей славы на новых небесах и новой земле…»[12].

Последняя остановка со святыней была сделана в селе Струнь, в пяти верстах от города, откуда ее крестным ходом понесли в Полоцк.

В это время в городе на кадетском плацу собралась огромная процессия: Полоцкий епископ Серафим, наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Амвросий (Булгаков), Великий Князь Константин Константинович с сыном Игорем, Королева Эллинов Ольга Константиновна, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, генералитет, местные власти, представители всех учреждений города, учащиеся и тысячи верующих.

Под колокольный звон они двинулись навстречу крестному ходу со святыми мощами, и на месте их торжественной встречи был отслужен молебен. Горожане Полоцка с усердием украсили город цветами и флагами, устроив несколько изящных арок: военного ведомства, Риго-Орловской железной дороги и Николаевской железной дороги. На одной из арок находился герб города (воин-всадник) с надписью на полукружии: «Благословен Грядый во Имя Господне». Святыню принесли в Николаевский кафедральный собор, где было отслужено всенощное бдение. Всю ночь верующие могли прикладываться к мощам. 21–22 мая в Николаевском соборе совершались праздничные литургии. И, наконец, наступил самый важный момент – перенесение святых мощей в основанный ею Спасский монастырь[13].

На железнодорожном переезде соорудили колоннаду из четырнадцати высоких мачт, обвитых зеленью и украшенных флагами, хоругвями и щитами. Перед въездом в березовую аллею, ведущую к святым вратам монастыря, около часовни сестрами обители была воздвигнута арка с надписью “Гряди, Радость Наша, Преподобная Мати Евфросиние”. На поле установили пятьдесят палаток для богомольцев: тысячи паломников прибыли в город с крестными ходами из Невельского, Полоцкого и Дриссенского уездов.

Монахини усердно готовились к встрече своей покровительницы. Древний храм Спаса был украшен гирляндами из зелени. Все блистало чистотой, везде был виден образцовый порядок. Около недавно сооруженного колодца был совершен водосвятный молебен, а затем – освящение серебряной раки для мощей, средства на изготовление которой жертвовали все епархии Северо-Западного края.

В четыре часа раздался колокольный звон во всех церквах города, и начался торжественный крестный ход. Только священства участвовало в нем более двухсот человек. Гробницу со святыми мощами несли архиереи и архимандриты. За ней протоиерей Николай Околович нес Крест преподобной Евфросинии, далее шли многочисленные богомольцы и паломники. Процессия направилась по Рижской улице к Красному мосту[14]. Хоры пели тропарь преподобной. Их громкое пение сливалось с музыкой гимна «Коль славен» и звоном колоколов. Шествие замыкали войска, за которыми на целую версту растянулась живая стена богомольцев. За Красным мостом к крестному ходу присоединились учащиеся кадетского корпуса[15].

У монастырской часовни процессию с мощами ожидал митрополит Флавиан с архимандритом Амвросием и сестрами Спасо-Евфросиниевской обители. Здесь было совершено краткое молебствие, после которого все направились по березовой аллее к святым вратам обители. С правой стороны на поле стоял коленопреклоненный народ и горячо молился. По обеим сторонам дороги, растянулись полоцкие железнодорожные роты с военным оркестром[16].

Сестры Спасо-Евфросиниевской обители с зажженными свечами в руках вышли навстречу своей небесной покровительнице. Осеняя себя крестным знамением, земным поклоном приветствовали они прибытие святой игумении. С глубоким благоговением и сознанием величия переживаемого момента вступили участники процессии в ограду монастыря. Здесь их также встретили сестры обители и множество народа[17].

Участники крестного хода с иконами и хоругвями расположились полукругом на монастырской площади между храмами. Здесь же стояло множество крестьян, державших иконы преподобной Евфросинии. В половине шестого вечера святые мощи были внесены Августейшими Особами и высшим духовенством в монастырский собор Воздвижения Креста Господня и поставлены на помосте. В шесть часов вечера началось всенощное бдение, на котором присутствовали Царственные богомольцы[18].

Всенощные, в которых участвовали 88 священников и 6 архимандритов, одновременно совершались во всех храмах обители, а также на плацу между новым и древним храмами. Вместо второй кафизмы с боковой паперти собора архимандрит Макарий (Гневушев) говорил богомольцам вдохновенное слово о значении настоящих Торжеств для святого Православия всей России[19].

По окончании богослужения в Кресто-Воздвиженском соборе, в одиннадцать часов вечера, святые мощи были переоблачены монахинями вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Она провела при мощах всю остальную часть ночи до ранней литургии, на которой приобщилась Святых Христовых Таин[20].

Великое событие возвращения преподобной княжны Полоцкой в ее родную обитель было ознаменовано и чудесным исцелением одной монахини, страдавшей тяжким и неисцелимым недугом. Приложившись к святым мощам, она без всякой поддержки и помощи сошла с помоста и самостоятельно вышла из храма, благодаря Господа и святую Евфросинию за неизреченную милость.

23 мая литургию в Кресто-Воздвиженском соборе совершал митрополит Флавиан с четырьмя епископами. К молебствию вышли архиереи и многочисленное духовенство. Торжественный звон колоколов возвестил о начале молебствия, а в середине его из собора вышел крестный ход со святыней. Мощи преподобной несли священнослужители и сестры обители. За высшим духовенством следовали Августейшие Особы, генералитет и богомольцы. Процессия со святыми мощами останавливалась на четырех сторонах собора, где служились благословенные литии. Крестный ход, обойдя храмы Воздвижения и Спаса, вошел в последний, и там гроб с мощами был поставлен в приготовленную серебряную раку[21].

Молебствие завершилось многолетием Царю и игумении Иларионе с сестрами. Ее Королевское Величество Ольга Константиновна, Великий Князь Константин Константинович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, приложились к святым мощам и направились в Спасский храм, чтобы помолиться в келии преподобной.

Утром 24 мая Полоцк покинули архипастыри и паломники, прибывшие из Москвы и Петербурга. Необыкновенный подъем молитвенного настроения многочисленных богомольцев (их было более 55-ти тысяч человек за дни Торжеств 20–23 мая), красота и великолепие богослужений оставили много незабываемых впечатлений[22].

На пути следования святых мощей на родину, по молитвам преподобной княжны Евфросинии, совершались чудесные исцеления душевных и телесных недугов. Впоследствии эти рассказы о полученных исцелениях легли в основу брошюры протоиерея Николая Черепнина под названием «Чудесные знамения от Святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой», изданной в 1912 году.

Участники Свято-Евфросиниевских Торжеств оставили нам свои воспоминания об этих праздничных днях. Среди них – дневники Великого Князя Константина Константиновича, воспоминания игумении Нины (Боянус), заметки протоиерея Николая Черепнина, протопресвитера Георгия Шавельского и других.

Свято-Евфросиниевские Торжества не оставили равнодушными сердца верующих. Киевляне подарили Полоцкой обители драгоценную лампаду, чтобы она всегда теплилась у святых мощей. Дамы высшего общества во главе с супругой киевского генерал-губернатора вышили пелену для мощей угодницы Божией. Воспитанницы Минского Духовного училища в дар преподобной преподнесли шитые золотом и жемчугом воздухи собственной работы, а представители московских обществ хоругвеносцев подарили обители серебряную лампаду и иконы преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобéнского, Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

Некоторые участники перенесения мощей святой игумении на родину были удостоены звания почетных членов Полоцкого Церковного братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии: Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), епископ Могилевский и Мстиславский Стефан (Архангельский), тайный советник Петр Михайлович Кошкин и многие другие. Необходимо отметить труды Преосвященных Нестора (Фомина), епископа Новгород-Северского, и Михаила (Темнорусова), епископа Минского и Туровского, которые в дни Свято-Евфросиниевских Торжеств в своих епархиях доставили утешение верующим вдохновенными проповедями и праздничными богослужениями.

Многие из участников тех памятных Торжеств впоследствии были причислены Православной Церковью к лику святых, претерпев различные страдания и приняв мученическую кончину. Среди них преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна; священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский; священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский; священномученик Николай Околович, пресвитер Витебский, и другие.

Торжества 1910 года навсегда остались в памяти полочан и всего белорусского народа. Они вызвали духовный подъем в сердцах многих почитателей преподобной Евфросинии: «это был великий, чисто духовный, но в высшей степени отрадный и знаменательный праздник… всей Русской земли… Этот праздник показал, что жив Бог, жива в народе и вера в Него, что народ любит Бога и ищет Его, что народ хочет и жаждет духовных радостей и Божьей правды»[23].

Современник тех событий протопресвитер Георгий Шавельский писал: «Имя преподобной Евфросинии было тем именем, которое никогда не сходило с уст западнорусских верующих людей. Последние видели в ней свою небесную покровительницу, к ней спешили мысленно и в горе, и в радостях. Любовь к преподобной переносилась и на основанную ею обитель: доселе Спасо-Евфросиньевская обитель в известные дни собирала в своих стенах тысячи богомольцев, спешивших приложиться к Кресту преподобной и помолиться на месте ее земных подвигов. С того же времени, как преподобная почиет в обители, обитель сосредоточит на себе взоры и думы всех верующих людей. И станет она для края благодатным источником, к которому бесконечною цепью потянутся все жаждущие обновиться духом у раки с нетленными мощами и укрепиться исходящею чрез нее Божественною благодатию»[24].

Эти слова подтвердились временем. По великой милости Божией многоцелебные мощи святой угодницы Божией вновь сияют «яко светозарная звезда, во обители Спаса»[25] на древней Полоцкой земле. Своим таинственным и благодатным присутствием преподобная Евфросиния привлекает множество паломников из нашей родной земли и других стран, помогая каждому, кто обращается к ней с верой и молитвой. Сегодня мощи преподобной Евфросинии почивают в Кресто-Воздвиженском соборе в новой серебряной раке, сделанной по образцу раки 1910 года. В обители ведется летопись чудес, совершающихся по молитвам нашей святой.

Подводя итоги Торжеств 1910 года, можно сказать, что эти знаменательные события дали заметный толчок развитию почитания преподобной Евфросинии на всей территории Российской Империи. Это был своеобразный переломный момент, когда ее признание вышло далеко за пределы Полоцкой епархии. Как утверждает исследователь Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Ильич Короневский, в 1910 году были изданы тысячи статей и больше сотни брошюр об этих событиях, например, в Ярославской газете «Русский народ», Нижегородской газете «Козьма Минин», в периодическом издании Холмской и Люблинской епархии «Холмская церковная жизнь», в газетах Москвы, Минска, брошюрах Риги и Тулы[26]. Перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк послужило укреплению Православия на Руси, а для Беларуси преподобная Евфросиния стала бесценной жемчужиной Православия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший в этом году в день памяти преподобной Спасо-Евфросиниевский монастырь, в своем Первосвятительском слове подчеркнул, что преподобная Евфросиния являет яркий пример того, как просвещенный и знатный человек может достичь святости. Патриарх отметил, что «жизненный путь преподобной, ее глубокая вера поразительны, и неслучайно она прославлена в веках. Назовите еще кого-то, кого так почитает народ в Беларуси, пред кем преклоняют колена, к кому обращают свои молитвы. К той самой Евфросинии, которая совершала великие добрые дела, потому что “чистые сердцем Бога узрят” (Мф. 5:8)»[27].

Благодарю всех за внимание и приглашаю в древнюю Полоцкую обитель, помолиться преподобной Евфросинии и поклониться ее святым мощам.


______________________

[1] Митрополит Вениамин о сохранении исторической памяти и праздновании 1030-летия православия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belta.by /regions/view/mitropolit-veniamin-o-sohranenii-istoricheskoj-pamjati-i-prazdnovanii-1030-letija-pravoslavija-498568-2022/

[2] Цитаты святых. Ефрем Сирин. О мощах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svyatye.com/citata /Efrem-Sirin-O-moshchakh/3005.html

[3] Житие прп. матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Полоцк, 2014. С. 23.

[4] Титов, Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 525.

[5] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 4.

[6] Полоцкие епархиальные ведомости. 20–27 декабря 1909. № 51–52. С. 576.

[7] Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 8. С. 62–63.

[8] Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 г.). Киев, 1913. С. 8–13.

[9] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 9.

[10] Черепнин, Н., свящ. Путевые заметки при перенесении святых мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Витебск // Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 31. С. 684–688.

[11] Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 18. С. 434–436.

[12] Могилевские епархиальные ведомости. 1910. № 8–9. С. 256.

[13] Отчет о состоянии Полоцкого Церковного Братства во имя св. Николая и прп. Евфросинии… с 1 июня 1909 г. по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 30–32.

[14] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 50–53.

[15] Отчет о состоянии Полоцкого Церковного Братства во имя св. Николая и прп. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 33–34.

[16] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 53–54.

[17] Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 61–62.

[18] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 54.

[19] Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 26. С. 633.

[20] Отчет о состоянии Полоцкого Церковного Братства во имя св. Николая и прп. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 35.

[21] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 54–56.

[22] Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 26. С. 635.

[23] Шавельский, Г., протопресвитер. На торжестве перенесения мощей прп. Евфросинии в гор. Полоцк // Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 33. С. 741.

[24 Шавельский, Г., протопресвитер. К истории Полоцкого женского Евфросиньевского монастыря // Прибавления к церковным ведомостям. 1910. № 18. С. 772–777.

[25] Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 г.). Киев, 1913. С. 6–7.

[26] Виктор Короневский о культе Евфросинии Полоцкой – главной святой Белоруссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cultbiography.mave.digital /ep-2

[27] Архив Спасо-Евфросиниевского митрополичьего женского монастыря в г. Полоцке.


145