«Благодарю Бога за то, что он собрал нас вместе»

Игумения Дария (Альховик)


22 августа 2021 года Елисаветинскому женскому монастырю в городе Минске (Минская епархия) исполняется 22 года. Поделиться воспоминаниями о годах, проведенных в монастыре и о своем пути к Богу попросили настоятельницу женского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Слониме (Новогрудская епархия) игумению Дарию (Альховик), которая начала свой монашеский путь в Елисаветинской обители.

big.jpg

Игумения Дария (Альховик) родилась 14 апреля 1955 года. Работала художником-оформителем. В 1996 году пришла в Минское сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Несла послушания в церковных лавках монастыря в Минске, 2-й городской клинической больнице. В 2005 году стала насельницей монастыря. Трудилась на православных выставках в Беларуси и за рубежом, проводила беседы с братьями на подворье в деревне Лысая Гора. Постриг в мантию приняла 31 марта 2010 года. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 4 февраля 2011 года является настоятельницей Слонимского Благовещенского монастыря.


— Я думаю, можно написать большую книгу о каждой сестре, которая пришла в монастырь, у каждой была своя история прихода к Богу, — говорит матушка Дария. — Мой путь начался с того, что в какой-то газете я увидела объявление о наборе на курсы катехизаторов. Поскольку голод духовный был у всех страшный (это были 1990-е годы), то, конечно, очень хотелось что-то узнать о Боге. Я позвонила туда, и меня спросили, давно ли я исповедовалась, есть ли у меня духовник, и если есть, то пусть он даст направление на эти курсы. Я ответила, что, вообще-то, у меня духовника нет и исповедовалась я единственный раз в Свято-Петропавловском соборе г. Минска. Мне посоветовали еще раз съездить туда и спросить, может, священник, который принимал исповедь, даст это направление.

Я приехала, нашла батюшку, который меня исповедовал, но отец Владимир Яркович — а это был он — сказал: «Простите, я вас совсем не знаю. Если вы хотите получить направление, приходите в Сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Сестры по воскресеньям собираются в соборе, подойдите к ним, поговорите, может, они дадут вам эту рекомендацию». Я пришла в воскресенье, постояла, помолилась на акафисте святой Елисавете. В это время отец Андрей Лемешонок, духовник сестричества, был в отпуске, а старшей сестрой была Елена Сысун. Она посмотрела на меня с недоверием, но сказала: «Через воскресенье должен прийти батюшка, наш духовник, с ним поговорите и что-то решите».

Я пришла в назначенное время и впервые увидела о. Андрея. Он спросил: «А что бы вы вообще хотели?» И когда он узнал, что я хочу быть катехизатором, то сказал: «Если хотите потрудиться, берите скарбонку и идите стоять на Червенский рынок. Вот и все ваши катехизаторы». Такое было первое благословение. И я пошла. Это было мое первое послушание.

Еще как-то очень быстро меня подхватила сестра Ксения Вербицкая, старшая сестра по 2-й больнице г. Минска, где мы окормляли больных. Сначала я стала помогать ей в ее отделении, гинекологии и онкологии, а потом она мне говорит: «Знаешь, осталось свободным отделение гнойной хирургии. Поэтому иди туда». И в этом отделении я потрудилась 8 лет. Конечно, это была великая радость, потому что душа была иссохшая от голода по Богу, от того, что не получала достаточно духовной пищи.

Я пришла в сестричество на Успение Божией Матери. Думаю, что Царица Небесная Сама меня сюда привела на Свой праздник. А через полгода, 7 декабря, нас посвящали в сестры милосердия — как раз в день св. великомученицы Екатерины. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) вручил первым сестрам образки с изображением св. прмц. Елисаветы. Запомнилось его слово к сестрам, когда он сам одевал на нас эти образки. И еще — я понимала, что совсем недостойна, чтобы быть в сестричестве, что это всё взаймы. Всё Господь давал взаймы.

2.jpg

Очень яркий момент был, когда батюшка (о. Андрей) приехал из Иерусалима и привез частицу мощей прмц. Елисаветы. Как раз было воскресенье, мы пропели акафист, и пришел батюшка. Я помню, с каким благоговением он доставал иконочку с частицей мощей. Мы ждали, чтобы приложиться к этой частице, с таким трепетом, как будто это была сама святая Елисавета.

Много было встреч, очень запоминающихся и глубоких, на моем послушании в церковной лавке, где я стояла — Червенском рынке. Мы же были первыми сестрами, до этого никого не было. Поэтому, когда мы только начинали наше служение, люди относились с недоверием, вызывали милицию даже… Потом уже нам дали удостоверения, и я помню, что номер удостоверения был 50 — и ровно в 50 лет я пришла уже в монастырь. Я даже не обратила сначала на это внимания, а потом посмотрела — как раз номер 50.

Конечно, очень тяжело было стоять на рынке… хотя, наоборот, было очень легко, но было тяжело тем людям, которые не принимали Бога и не принимали нас. Наверное, так солдат стоит на посту. Сейчас всё по-другому. Нет того дерзновения, которое было в первых сестрах. Первые иконочки надо было выбрать, о них нужно было что-то рассказать — ты постоянно был в работе. Не было просто стояния — ты просто стал и стоишь. Нет, нет и нет. Это была постоянная молитва. Батюшка говорил: «Молитесь!» — и мы молились, молились… Я не думала даже, что мы должны получать какие-то деньги за то, что стоим со скарбонкой. Несмотря на то, что у меня была семья, я оставила работу в миру (я работала художником-оформителем, оформляла витрины магазинов). Даже все инструменты, материалы я принесла в монастырь. Мне казалось, что мне это больше не нужно.

Хотя я и стояла со скарбонкой на Червенском рынке, но всё радела о Серебрянке — районе Минска, где жила. Батюшка в конце концов благословил стоять там. И я помню, как пришла туда на рынок в первый раз. Зашла за киоск, надела сестрическое облачение и скарбонку и стала думать, к кому бы мне подойти. Смотрю, продают газеты. Я подошла, разговорились, люди стали подходить, спрашивать, подавать записки…

3.jpg

Хочу рассказать два случая, которые мне особенно врезались в память за то время, пока я несла это послушание.

Первый случай был следующий. Вначале ко мне каждый день приходил человек и говорил, как он меня ненавидит за то, что я тут стою, и что в конце концов он всё сделает, чтобы стереть меня с лица земли. Он приводил милицию, делал еще что-то, в общем, всячески стремился насолить. Однажды он вновь приходит ко мне, смотрит прямо в лицо с ненавистью и говорит очень грязные, оскорбительные слова. И вдруг лицо его меняется, он бледнеет, а из-за моей спины выходит просто огромный человек с жгучими черными волосами, немножко узковатыми глазами, берет его за ворот и говорит — тихо так: «Если ты еще раз подойдешь к этой сестре…» — и дальше пауза. Потом ставит его на место, и тот пятится, пятится назад… Следом уходит мой спаситель, а я вслед ему кричу: «Простите, а как ваше святое имя?» Он поворачивается, улыбается и говорит: «Михаил». И пошел дальше. Я думаю: это точно архангел Михаил. Оказалось, что это цыган, который жил рядом с рынком и потом долго ходил в монастырь, Михаил. Но в тот момент он действительно стал для меня Ангелом.

Второй случай был связан с одной женщиной из церкви пятидесятников или баптистов. В Серебрянке был их молитвенный дом, в который она шла на собрание. И тут увидела меня, остановилась и стала говорить о том, что в Библии написано давать десятину на храм, и если бы у православных все отдавали десятину, то незачем было бы и стоять со скарбонкой целый день. Я, помню, ответила, что у нас никто не требует пожертвований, каждый может просто прийти в храм… В общем, был разговор. Потом она что-то спросила на богословскую тему, по Писанию, я что-то ответила (причем очень сомневалась в том, что сказала правильно), и она ушла.

Через какое-то время эта женщина возвращается и говорит: «Собрания не было, но я десятину должна отдать, и я решила: отдам ее вам». И опустила в скарбонку свои деньги. Уже когда я пришла домой, быстренько открыла Библию и нашла то место, о котором она меня спрашивала. Самое удивительное, что я сказала так, как должно быть, совершенно не помня этого места в Писании. После я спросила у батюшки про этот случай, и он ответил: «Господь же сказал: Когда поведут вас на собрания, не думайте о том, что вам сказать… Дух Святой будет говорить в вас (ср.: Мф. 10:19-20). А у вас есть благословение стоять. Естественно, если вы молитесь, то Господь дает это слово, даже если его нет у вас»…

Я хочу поздравить монастырь. И в первую очередь, наверное, поблагодарить Бога за то, что Он собрал нас вместе. Я благодарю Бога за то, что у нас есть отец Андрей. Если бы, наверное, в нем была хоть какая-то жалость к себе, саможаление, в которых он всегда себя укоряет — а я не верю, что это есть, — то не было бы нашего монастыря вообще, не было бы стольких сестер. Я понимаю, что враг везде и всюду вклинивается для того, чтобы хоть какую-то овцу поглотить. И, конечно, это боль, это ужасная боль, в первую очередь для духовника и для каждой сестры. Ведь если мы говорим, что каждый из нас — это член Тела Господня, то, когда отнимается этот член, ты это ощущаешь, ты понимаешь, что в тебе уже чего-то не хватает, что-то отрезано.

4.jpg

Я хотела бы пожелать батюшке крепости духа, чтобы Господь возгревал то дерзновение, которое было у него с самого начала и которое есть и сейчас. Чтобы сестры все-таки опирались в первую очередь не друг на друга, а на Самого Господа, понимая, что не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (ср.: Пс. 145:3), а спасение единое — от Бога. И чтобы никогда не думали о том, что если кто-то упал, то и они могут упасть, и боялись этого. Этого бояться не нужно. Нужно понимать, что да, мы все слабые, но есть Господь, Который поднимет, если ты решительно встаешь, если не будешь валяться. Очень хочется пожелать всем быть единым целым, как были мы, первые сестры и первые монахини монастыря, на которых действительно и до сих пор монастырь держится. Поэтому желаю радости, которой мы всегда просим у Матери Божией, и этого единения. Единого духа.


Записала инокиня Ольга (Великая)



Источник: сайт Елисаветинского монастыря


135