«Начальница над всем здесь – Царица Небесная»

Игумения Сергия (Конкова)

3.jpg

В феврале 2022 года по благословению митрополита Георгия Нижегородского и Арзамасского, председателя Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялось совещание, на котором сестры обители, занятые информационным послушанием, и сотрудники Информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ обсудили вопросы целесообразности присутствия монастырей в социальных сетях. Совещание под руководством пресс-секретаря СОММ архимандрита Мелхиседека (Артюхина) проходило в рамках работы Комиссии над документом «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов».

На вопросы «Монастырского вестника» о том, на каких принципах основаны взаимоотношения насельниц Дивеевского монастыря с миром, ответила настоятельница обители игумения Сергия (Конкова). Матушка также поделилась своими размышлениями, помогают ли документы профильной Комиссии Межсоборного присутствия в организации монастырской жизни.


7.jpg

Матушка Сергия, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре многолюдно в любое время года. Кажется, что в обитель приезжают люди со всего света. С одной стороны, лучшую проповедь Православия трудно себе представить, но, с другой, мы понимаем, что монах оставляет мир ради молитвы, а вам приходится круглый год принимать гостей. Расскажите, пожалуйста, как строятся отношения монастыря с миром? Как найти оптимальное соотношение между монашеской жизнью и евангельской проповедью паломникам?

Монашеская проповедь заключается в нашей правильной духовной жизни. Именно молитву святые отцы называли царицей добродетелей. Молитва совершает все. Если мы будем как следует молиться, то нам не придется слишком много говорить с людьми о том, как им нужно жить, потому что Господь Сам устроит все наилучшим для них образом.

Преподобный авва Дорофей очень наглядно предлагал представить эту взаимосвязь. В центре круга находится Господь. Прямые линии, идущие от центра к окружности, – это люди. Желая приблизиться к Богу, они приближаются к центру круга. Но, становясь ближе ко Господу, они становятся ближе и друг к другу.

Казалось бы, в таком большом монастыре, как наш, где всегда много паломников, трудно бывает найти место для уединения, однако я уверена, что, если есть желание молиться, подходящие условия для этого всегда найдутся. В 2009 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл первый раз после интронизации посетил Дивеево, он прошел по святой Канавке. Поток людей, казалось, был нескончаемым, но ни один человек не помешал Патриарху, не побеспокоил его, не подошел под благословение, настолько все были включены в молитву. Мы еще раз увидели, что наша Верховная Игумения все может устроить, как надо.

Сегодня для монашеской жизни у нас созданы очень хорошие условия, лишь бы только мы сами всем сердцем устремлялись к Богу. Всё нам дала Царица Небесная. У нас в обители даже есть затвор. В течение недели две сестры живут в отдельном помещении, совершают суточный богослужебный круг, постятся, ни с кем не общаются. Через неделю затворницы приходят на воскресное богослужение, за Литургией причащаются.

Для сестер на территории монастыря устроен небольшой сквер, куда нет доступа паломникам. В теплое время года можно молиться там. Ну, и конечно, на Канавке Пресвятой Богородицы и насельницы монастыря, и паломники могут побыть в тишине наедине с Царицей Небесной.

1.jpg

Матушка, часто приходится слышать о том, что для развития монашества очень важно создавать скиты, где иноки могли бы молиться в тишине. Насколько это важно для женского монашества? Полезна ли инокиням скитская жизнь?

Уединение необходимо человеку, избравшему иноческий путь, и скиты дают такую возможность. Наши скиты создавались в 90-е годы потому, что поступающим в обитель сестрам в Дивееве просто негде было жить, все монастырские здания занимали мирские организации. По Промыслу нашей Верховной Игумении в окрестностях нам передавали церкви на восстановление, давали землю, мы брали их, создавали скиты и налаживали монашескую жизнь. Теперь в летнее время, когда у нас бывает много паломников, сестры из монастыря могут на несколько дней уехать в скиты на отдых. Тишина, общение с природой возвращают душевное равновесие.

Дивеевский монастырь часто выбирают в качестве стажировки игумении открывающихся монастырей. Как Вы думаете, чему они хотят у вас научиться, какие именно традиции Дивеевской обители стремятся перенять?

Дивеево – это Четвертый удел Божией Матери. Верховная Игумения и Начальница над всем здесь – Царица Небесная. Через батюшку Серафима Она дала нам Свой устав, такого устава нет больше нигде. Все наши традиции сформировались на основании того, что мы получили от Царицы Небесной через преподобного Серафима. В свое время все это было записано в летописных тетрадях, которые вели сестры монастыря, а позднее эти записи систематизировал священномученик Серафим (Чичагов) и отразил в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

4.jpg

По заповеди преподобного Серафима мы придаем очень большое значение уставной жизни монастыря. Если иноки живут уставной жизнью, то сам Ангел Хранитель руководит ими. И чем больше сестер в монастыре это понимает, тем сплоченней становится монашеская община, и наша соборная молитва звучит как единый голос, обращенный ко Господу, обретает силу. Только Бог может определить, что действительно важно для человека. Ничем другим, никакими словами или увещеваниями нельзя заменить богообщения, и это становится очевидным для всех, кто хотя бы несколько дней поживет уставной жизнью обители. Вероятно, именно это и привлекает в наш монастырь тех, кто изъявляет желание приехать к нам на стажировку.

Еще одно важное дело, которому, наверное, хотели бы научиться руководители открывающихся монастырей, это – добрым отношениям игумении с правящим архиереем. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, расскажите, каким должно быть это общение, чтобы монастырь развивался правильно?

Наш владыка – постриженник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и знает монашескую жизнь изнутри. Имея такой опыт, митрополит Георгий возглавляет Комиссию Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. Как правящий архиерей он заботится обо всей нашей большой монашеской семье, о том, чтобы не было разделений, чтобы все были единого духа.

6.jpg

Принципы устроения монашеской общины очень похожи на принципы организации жизни семьи. Архиерей – глава нашей монастырской семьи. Я советуюсь с митрополитом Георгием по всем важным вопросам. Владыка молится за нас, он в курсе всех монастырских дел.

Когда в 2001 году, перед столетием прославления батюшки Серафима, скончался наш правящий архиерей митрополит Николай, а его преемник архиепископ Евгений всего год пробыл на Нижегородской кафедре и тоже отошел ко Господу, нам предстояли значительные труды по подготовке к юбилею: были запланированы большие строительные работы, предстояло принять огромное количество людей. Сестры меня просили обратиться в Троице-Сергиеву лавру и попросить кого-нибудь нам в помощь. Но это было невозможно. Я предложила всем сестрам обратиться с этой просьбой к нашей Верховной Игумении. Посмотрите, что может совершить молитва! Господь дал нам эконома Троице-Сергиевой лавры, который очень хорошо разбирался в хозяйственных вопросах! Сразу же после архиерейской хиротонии владыка прибыл в Дивеево, даже сорокоуст проходил у нас в монастыре. Утром и вечером служил, а днем руководил работой по подготовке юбилея прославления батюшки Серафима.

Митрополит Георгий очень любит нашу обитель, часто к нам приезжает. Уже сложилась традиция, что первую неделю Великого поста он проводит в Дивееве, молится на всех уставных богослужениях, проходит с нами по святой Канавке, совершает постриги сестер.

5.jpg

Матушка Сергия, Вы являетесь членом Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, которую возглавляет митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Помогают ли монастырям документы, которые разрабатывает Комиссия?

Очень помогают. Комиссия предлагает нам сегодня содержательные тексты, которые понятны монашествующим и удобны в применении. Из них можно почерпнуть много полезного, многому можно научиться. Бережно сохраняя традицию Церкви, составители стараются учитывать опыт современной монастырской жизни. В прежних документах, принятых в Синодальный период, многое уже перестало быть актуальным, а рекомендации профильной Комиссии Межсоборного присутствия, изложенные в разрабатываемых сегодня документах, помогают нам получить представление о том, как должна строиться жизнь современного монашества. Например, не так давно я познакомилась с последней редакцией документа «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Рабочую группу составителей возглавляет архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Оптинского подворья в Москве. Все, что надо знать монашествующим по этой теме, изложено в подготовленном документе очень доступно и емко. Даже добавить нечего. Взять хотя бы аспект, касающийся присутствия монашествующих в соцсетях. Там ясно сказано, что, если ты хочешь быть монахом, не сиди в Интернете. Но в то же время необходимость присутствия монастырей в информационном пространстве очевидна, только этим послушанием должны заниматься либо насельники монастырей, имеющие соответствующий духовный и профессиональный опыт, либо церковные люди из числа мирян, сотрудники, прихожане или паломники монастырей.

Церковь никогда прежде не имела возможности жить столь насыщенной и полной жизнью, как сегодня, и мы должны своей молитвой поддерживать ее и благодарить Бога за то, как она сейчас организована.

Матушка игумения, у Дивеевского монастыря история возрождения насчитывает уже тридцать лет. За эти три десятилетия какие события Вам особенно запомнились?

Конечно, особо памятным можно назвать 2003 год, когда мы праздновали столетие прославления батюшки Серафима. Это событие имело всемирный масштаб. Представители всех Поместных Церквей приехали тогда в Дивеево.

Памятным был приезд в наш монастырь в 2002 году представителей всех земных уделов Божией Матери. В Дивееве одновременно на праздник Успения оказались монахи с Афона, семинаристы и насельники Киево-Печерской лавры, представители Грузинской Православной Церкви. И так было красиво, когда все гости вместе с нашими сестрами шли по Канавке и затем в Троицком соборе каждая делегация на своем языке прославляла Царицу Небесную. Все, кто присутствовали при этом, были очень впечатлены.

10.jpg

Знаковым событием можно назвать закладку и строительство Благовещенского собора. Батюшка Серафим говорил о том, что на одной оси с Троицким собором внутри Канавки должен быть собор, посвященный Божией Матери. Когда Святейший Патриарх Кирилл впервые приехал к нам, я рассказала ему об этом пророчестве. Сообщила и о том, что сейчас на этом месте находится коррекционная школа-интернат. Его Святейшество сказал, что докладывать о таких вещах надо, когда все готово к строительству. Каково же было удивление Патриарха, когда, приехав на следующий год, он увидел на этом месте залитый фундамент. Это казалось невозможным, но Царица Небесная все устроила так, что нашлись помещения для интерната и мы могли начать работы.

Матушка, скажите, в чем самая большая радость для монаха и в чем состоят самые большие трудности его жизни?

Жизнь монашеская, конечно, непростая, можно сказать даже, трудная. Как сказал на проповеди один приехавший к нам батюшка, если быть монахом, то надо быть или железным, или золотым. Железным – значит, иметь большое терпение, а золотым – значит, иметь большое смирение.

Поскольку у каждого человека есть ангел, который приставлен к нему от сатаны и научает всяким неправильностям, то, как говорят святые отцы, требуется большая борьба. Наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). А мы должны в своей жизни все упование возлагать на Бога. При этом стараться препобедить в себе всё плохое с помощью Божией, а не искать одной лишь радости.

Радость – это один из даров Духа Святого, и только подвизающимся, только молящимся и обращающимся к Богу Он может ее даровать.

9.jpg



Источник: «Монастырский вестник»

154