Опыт Афона дан на все времена

Игумен Пимен (Ивентьев)
Опыт Афона дан на все времена

Без малого тысячу лет теплится лампада русского монашества на Святой Горе Афон. Однако сама монашеская традиция, восходящая к первым отцам-пустынникам не прерывается на Афоне уже многие века. И каждый побывавший в этом дивном саду Пресвятой Богородицы и сегодня может воочию увидеть христианских аскетов – подвижников, главной добродетелью которых является, как и тысячу лет назад, – послушание.

О том, как сегодня устраивается монашеская жизнь в России и мире, как изменился Афон за последние десятилетия, и что осталось неизменным, рассказывает настоятель Казанского Кизического монастыря игумен Пимен (Ивентьев), принявший участие в собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию русского монашества на Афоне.

– Батюшка, на съезде Святейший Патриарх сказал, что подобные мероприятия становятся важной частью Церковной жизни. В чем именно важность прошедшего съезда?
– Такие съезды дают нам, представителям епархиальных обителей, возможность ощутить, что мы востребованы, мы нужны. И что священноначалие в лице Святейшего Патриарха, Священного Синода уделяет внимание развитию монашеской жизни не только в ставропигиальных, центральных монастырях, но и в монастырях по всей канонической территории Русской Православной Церкви.

На съезде были представлены монашеские обители не только из России, но и из Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана. Впервые была серьёзно представлена делегация Русской Православной Зарубежной Церкви во главе с игуменами и игуменьями. И это было очень полезное общение, поскольку опыт, которым располагают представители зарубежных монашеских обителей, был для нас сокрыт до времени, теперь же мы имеем возможность что-то для себя почерпнуть из этой сокровищницы духовной жизни.

– На съезде были приняты какие-то важные документы, касающиеся монашеской жизни?
– Съезд был приурочен к тысячелетию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон, и в этой связи официальных документов на съезде не было принято. Данный съезд, или как он скромно именовался – собрание игуменов и игумений – не предполагал принятия концептуальных документов.

При этом стоит отметить, что монашеские собрания становятся регулярным явлением в жизни нашей Церкви не только в рамках юбилейных событий. Практически те же лица можно встретить на Рождественских чтениях и на ряде других форумов, что, конечно, ведет к взаимному общению, обсуждению ряда вопросов. Какие-то вопросы можно обсудить с братией обители, что-то самому осмыслить, а что-то ляжет в основу указаний для управления монастырями на месте.

– СМИ, освещавшие съезд, говорят о том, что одной из основных тем собрания стала добродетель послушания...
– Все мы, игумены и игумении, собравшиеся на этом съезде, давали при постриге монашеские обеты. И обет послушания, обет пребывания в монастыре – в том, котором будет указано священноначалием – не снимается до конца жизни. Игумены являются послушниками правящих архиереев, братия через игумена также получает необходимые направляющие распоряжения.

Конечно, игумен мыслится, особенно на Афоне, на Православном Востоке, как духовный руководитель и отец братии, вокруг которого собирается община единомышленников. К сожалению, не все наши обители могут этим похвалиться, и все-таки хотелось бы, чтобы даже самые малые монастыри были бы общинами подвижников, общинами монахов-единомышленников.

Конечно, есть своя специфика региональная, специфика мужского и женского монастыря, специфика тех монастырей, которые находятся в России и за рубежом. Всё это нужно обсуждать и находить общие ориентиры для дальнейшего развития. И всё же, если Господь соблаговолил, чтобы снова более 800 монастырей открылось в Русской Церкви, в этом есть замысел о спасении душ и тех, кто приходит в монастырь навсегда, и тех, кто является прихожанами и паломниками в обителях.

– Единый устав, который обсуждался на съезде – это и есть те общие ориентиры, о которых Вы упомянули?
– Устав – это, скорее всего, административный документ, который регулирует как внутреннюю жизнь обители, так и её отношения с внешним миром. Обсуждение данного документа уже проходило на епархиальном уровне, он будет также обсуждаться на комиссиях Межсоборного присутствия. В будущем он будет принят Архиерейским Собором. Документ этот очень нужен, очень востребован, и, слава Богу, что впервые в истории при его составлении обращаются к представителям всех монастырей нашей Церкви, даже самых географически отдаленных.

Конечно, проблемы у многих схожие, и всё же при этом у каждого монастыря своя специфика. Таким образом, каждый из игуменов мог отправить свой отзыв, чтобы документ получился качественным, и самое главное – руководил бы жизнью монастырей Русской Церкви не короткое время, а давал бы возможность видеть перспективу развития. Хотя, конечно, перспектива у нас одна – достижение вечной жизни и Царствия Небесного.

– В связи с юбилейным характером съезда обсуждалось наследие Афона: афонское монашество, афонские традиции...
– В наше время мы имеем возможность получать сведения о том, как строится монашеская жизнь на Святой Горе и в других местах, где монашеская традиция не прерывалась. XX век был непростым – как для русского монашества на Афоне, так и для греческого. По Божией милости это духовное расстройство к концу прошлого века было преодолено. И что особенно замечательно, все монастыри на Афоне за последние 25 лет вернулись к общежительному уставу, который наиболее приемлем для монаха, желающего совершенного жития.

Сегодня многие из духовенства, мирян, монашествующих имеют возможность бывать на Святой Горе и воочию видеть, как устроена жизнь афонских обителей: богослужебный уклад, быт и самое главное – духовная жизнь, которая строится вокруг игумена, духовного руководителя братства. Опыт Афона дан на все времена, чтобы обогащать духовную жизнь во всех уголках света. Потому что Афон – единственное в мире монашеское государство, в котором всё строится на исполнении монашеских обетов.

– Батюшка, Вы ведь и сами были на Афоне?
– По Божьей милости я несколько раз побывал на Афоне. Впервые в 2003 году, когда был ещё мирянином. Трудно передать словами те ощущения, которые испытывает человек, оказавшись на Святой Горе. Это особая атмосфера – атмосфера молитвы, послушания, взаимной любви, которая существует между братией, и особая радость подвизаться в Саду Божией Матери, как называют Афон живущие там монахи. Сама Царица Небесная является Игуменьей и Управительницей этого святого места. И те, кто получил благодать подвизаться на Афоне, оставив Святую Гору, принесли опыт монашеской жизни в свои страны, в свои города. Как это сделал некогда Антоний Печерский в XI веке или Ефрем Аризонский, основавший десятки монастырей в Америке XXI века.

– Изменился ли Афон с тех пор, как Вы в первый раз его посетили?
– Изменения происходят не только во внешнем облике обителей. Растёт братство, многие сподобились ангельского чина, кто-то переступил черту вечности, как это случилось совсем недавно с отцом-игуменом русской обители. Это был удивительный человек, и мне посчастливилось несколько раз в жизни получать его благословение. Это новый молитвенник за всё русское монашество, в послушании, кротости и смирении своего сердца он был верен Господу и среди испытаний, и среди ныне переживаемого расцвета и благоденствия. И как раз символично, что Господь призвал его в юбилейный год присутствия русского монашества на Афоне. Это новый молитвенник за все русское монашество.

Будем молиться и трудиться по мере своих сил, усваивая все лучшее из многовековой сокровищницы монашеской жизни Святой Горы и России. Уповаем, что милость Божия, Покров Царицы Небесной и молитвенное предательство святых земли нашей не оставят нас и на будущее время.

Беседовал Алексей Павлов.


132