Беседа с епископом Лидским и Сморгонским Порфирием, Председателем синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата о посещении Святой Горы Афон.
– Владыка Порфирий, Вы регулярно посещаете Святую Гору Афон, живете в Афонских монастырях. Весной этого года Вы снова посетили Святую Гору. Расскажите, пожалуйста, об этих поездках.
– Первый раз я попал на Святую Гору Афон в 2005 году. Для нас была организована поездка от Свято-Жировичского мужского монастыря. Ехали мы с отцом Иоасафом, который был ректором Минской духовной академии и семинарии. Для меня это было настоящее монашеское счастье – первый раз попасть на Святую Гору, соприкоснуться с афонским монашеством, почувствовать молитвенную атмосферу Святой Горы, увидеть, что евангельские заповеди воплощаются и сегодня, а не в какие-то далекие времена. Афон – это особый удел Божией Матери, там подвизалось много святых, прославленных Церковью. И все там располагает именно к внутренней жизни, к молитве и безмолвию. И, конечно, каждый человек, который ступает на Святую Гору, чувствует духовное обновление. А если ему посчастливится и пообщаться с опытными в духовной жизни отцами, то он через это общение очень и очень много приобретает. Это оставляет такой неизгладимый след в душе. Недаром говорят, что если кто-то побывал один раз на Святой Горе, его душа опять будет тянуться туда. Конечно, может создаться впечатление, что ты погружаешься в мир абсолютной благодати, испытываешь восторг, но надо трезво оценить обстановку, потому что там тоже, как и везде, идет и брань, и искушения различные. Съездить для духовного обновления на Святую Гору – это очень хорошо как для начинающих, так и для опытных монахов. Архиепископ Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, который часто посещает Святую Гору Афон, на одной из монашеских конференций сказал, что хорошо посещать монашествующему Афон два раза в год. Видя жизнь афонских монахов, их светлые, добрые лица, участвуя в богослужениях, общаясь с ними, через это прикасаешься к афонской монашеской традиции. Чувствуешь, что эти люди наполнены этой благодатью и способны поделиться ею с другими.
– С чего, как правило, начинается паломничество на Святую Гору Афон?
– Для начала нужно найти афонский монастырь, который согласиться оформить демартирион. Это такой документ, который является своеобразным «паспортом» на тот период времени, на который я решил посетить Святую Гору. Он может выдаваться на три дня, на неделю, на месяц. Это зависит от того, на какой срок я прибываю на Афон. В демартирионе написано, на сколько дней монастырь меня принимает. По прибытии в город, который находится на пути на Святую Гору – Уранополис – я получаю этот документ на руки, и уже с этим документом я отправляюсь на Афон, в первую очередь в тот монастырь, который мне этот демартирион оформил. Для того, чтобы я мог посетить и другие Афонские монастыри, необходимо заранее бронировать места, созваниваться с этими монастырями и указывать дату, в которую я планирую туда прибыть.
– Какие Афонские монастыри Вы посетили в свою последнюю поездку на Афон весной этого года?
– Монастырь, в который я всегда еду по прибытии на Святую Гору Афон – это Ватопедский монастырь. Мы относительно давно знакомы с отцом Ефремом, и нас всегда очень тепло там принимают. Когда я был монахом Жировичского монастыря, с целью более близкого знакомства с жизнью Афонского монашества, в Ватопеде я прожил около двух месяцев. Во время жизни в Ватопеде я хожу на богослужения, общаюсь с братией и отцом Ефремом. Отец Ефрем проводит регулярно с братией монастыря духовные беседы. Это очень содержательное духовное общение, которое, благодаря харизме и богатому монашескому опыту, которые имеет игумен монастыря Ефрем, действует на души братии вдохновляюще. Ватопедский монастырь посещают многие архиереи Русской Православной Церкви и находят там много утешения. Впрочем, они посещают не только этот афонский монастырь. Путешествуя по Афону, часто приходится встречать наших епископов и монашествующих.
В последнюю поездку я посетил Ватопедский монастырь, монастыри Симонопетра, Дохиар, Хилендар, Иверон, Каракал. В среднем получалось по полтора дня на каждый монастырь. Мне кажется, что очень важно в монастырях не только рассматривать природу, архитектуру, достопримечательности, но и помолиться, причаститься. Мы почти в каждом монастыре молились, причащались, это очень много дает душе. Раньше мне было интересно пройти как можно больше монастырей, а сейчас остановился на том, что в этом тоже хороша умеренность.
– Афонские монастыри отличаются друг от друга?
– Да, конечно, они все очень разные. Например, в Симонопетре большое внимание уделяется красоте Богослужения, вся братия присутствует на всех службах, все очень чинно.
В монастыре Дохиар братия много трудятся. Два основных послушания в настоящее время – это огород и стройка. В этом монастыре находится Чудотворная икона Божией Матери Скоропослушница. После повечерия Матери Божией поется Акафист, на котором присутствует вся братия. С виду они уставшие, но в их глазах прочитывается радость, здесь особенно чувствуется присутствие Божией Матери. Братия этого монастыря очень простые, они как дети вокруг своего игумена и геронды отца Григория.
В сербском монастыре молодой и активный игумен Мефодий. Отец Мефодий старается руководить братией не строгостью, а любовью. Более ценится то, что делается из любви, а не из страха. Сербский монастырь Хилендар восстанавливается после пожара, который случился, кажется, в 2004 году, когда большая часть монастыря сгорела. От одного монаха этого монастыря при общении мы услышали такую фразу: «Греки спасаются милостью, русские спасаются верой, а сербы спасаются страданием».
В монастыре Иверон находится Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Есть такая пословица: «Кто не был в Ивероне, тот не был на Афоне». Известно, что к этой Иверской пристани прибыл корабль с Божией Матерью. Она впервые высадилась на Афон, когда плыла на Кипр к Лазарю, бывшему тогда епископом, но по Промыслу Божиему поднялась буря, и корабль прибило к пристани. Там сейчас стоит маленькая часовенка, находится источник. Мы ходили по этим святым местам, вспоминали это дивное событие, когда Божия Матерь Своими стопами ступила на эту благословенную святую землю и услышала от Своего Сына дивные слова о том, что это Ее удел.
Монастырь Каракал – это прекрасное место с дивной природой и отшельническим исихастским духом. Все здесь располагает к внутреннему деланию. Число паломников, посещающих это место, весьма ограничено. Это место населяет очень хорошая, добрая и гостеприимная братия. Посещая Афонские монастыри, мы общаемся с игуменами монастырей, братией. Афонское гостеприимство особое, монашеское.
– Благодарим Вас за беседу, Владыка Порфирий!
Материал подготовлен редакцией сайта Монастырский хронограф