Свято-Рождество-Богородичный Юровичский мужской монастырь: история и современность

Игумен Авксентий (Абражей)
Свято-Рождество-Богородичный Юровичский мужской монастырь: история и современность

Интервью с наместником Свято-Рождество-Богородичного Юровичского мужского монастыря игуменом Авксентием.

– Отец Авксентий, расскажите, пожалуйста, об истории Вашего монастыря. Как начиналась монашеская жизнь на этом месте в наше время?

– Когда в 1864 году этот комплекс был передан Православной Церкви, где-то до 1930 года здесь был просто приходской храм. С 1930 года до Великой Отечественной войны храм не функционировал, его закрыли, здания были национализированы. После Великой Отечественной войны здесь открывают приют, сначала для беспризорников, а потом, в 50-х годах, здесь создают интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, причем, сюда помещали детей с самыми тяжелыми нарушениями ПФР. Благодаря этому здание корпуса уцелело и тогда же в нем был произведен даже небольшой ремонт. А собор? Как говорят старожилы, Великую Отечественную войну территория монастыря пережила хорошо, здесь не упал ни один снаряд, не пострадало ни одно строение, хотя во время войны здесь размещался немецкий штаб и конюшня. И даже, когда здесь были ожесточенные бои по освобождению Мозыря и Калинкович, на территории монастыря не было никаких разрушений. И только в 60–70 годы, точно не могу сказать когда, произошел такой случай: пропало несколько детей из интерната на территории собора. Следует сказать, что с комплекса был подземный ход. Это была винтовая лестница, ведущая очень глубоко вниз. Потом стали засыпать эти ходы. Кто-то говорит, что их было два, но скорее всего он был один и шел за речку… Это предстоит нам еще открыть, и предстоит еще много узнать.

Интернат закрыли, здание собора начали разбирать на частные строения. Здесь кирпичи такие мощные, им триста лет, а они все еще крепкие. Пустовал только собор, а в здании корпуса всегда что-то было. Одно время была больница. Но 1986-й год внес свои коррективы: здесь была территория повышенной радиации. Недалеко находился пионерский лагерь, всех отсюда выселили. Здесь до сих пор есть места, которые нельзя посещать. С 86-го года здание стояло пустое, а с 1994 года приняли решение передать его Туровской епархии, когда она образовалась. Владыка Петр был уже здесь. Работы по передаче Юрович начинал еще владыка Аристарх, тогда это была еще общая епархия. Я знаю, что он принимал участие в этом.

– В 1996 году на этом месте при владыке Петре был организован женский монастырь, он просуществовал около 10 лет. Потом женский монастырь был перерегистрирован в мужской, и с 2006 года здесь уже официально находится мужской монастырь. Непросто складывалась здесь монашеская жизнь. Число братии всегда было немногочисленным, было все сложно, потом почти все разбежались и несколько лет здесь был только один иеромонах Илья. Я здесь с 2013 года. На сегодняшний день я считаю самым важным, чтобы у каждого брата было свое послушание, причем, желательно такое, чтобы не осталось времени для праздности.

Распорядок дня на сегодняшний день упрощенный. Вызвано это отсутствием поющей братии, было время, когда у нас был один брат и со слухом и даже со специальным образованием, тогда мы служили ежедневно и утром, и вечером, тяжело ему было, вот и не выдержал. Подъем в 6 часов. Молиться начинаем в 7. Мы каждый день утром служим братский молебен, потом – полунощницу, потом мы читаем акафист Божией Матери Юровичской. Этот акафист недавно нам написал один из братии Бахчисарайского монастыря, инок Евгений. До этого было много попыток, но все они были неудачные. Последний акафист писали два года. Он кратенький, но очень емкий. После акафиста все расходятся по своим послушаниям. Это если не служим литургию. Если служим литургию, после полунощницы сразу начинаются часы и Божественная литургия и заканчивается она в районе 10-ти часов. Литургию служим в среду, пятницу, субботу, воскресенье и в праздники. В 9 часов завтрак. Если литургия есть, то завтрак сразу после литургии. Потом – послушания до 14.00, обед. После обеда для трудников выделяется келейное время – час-полтора. Братия приходят в 17.00 на повечерие, если это не праздник и всенощная не служится. На повечерии читаются положенные, согласно иноческого правила, каноны, акафисты. Затем ужин. После вечернего богослужения – обязательно крестный ход с иконой Юровичской, с пением тропаря. Это традиционно. После ужина – келейное время и отдых.

Нас немного, пять человек братий-монахов и два послушника. С постригами стараемся не спешить, необходим более продолжительный испытательный срок, послушников в подрясник одеваем месяца через два. Послушания традиционные: трапезная, огород, коровник. Раз в неделю, а зачастую и чаще, но обычно, по воскресеньям провожу общие беседы с братией. Сейчас мы читаем Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты». Была тема скорбей, несение скорбей. Тоже обсуждали.

– Отец Авксений, Вы занимаетесь духовно-просветительской деятельностью?

– Да, занимаемся, у нас есть два основных места: это детский сад № 15 в Калинковичах и гимназия Калинковичская. Мы с ними регулярно сотрудничаем. Это Республиканские инновационные площадки Министерства образования по духовно-нравственному воспитанию. Раз в месяц я в гимназии обязательно бываю, иногда чаще, владыка Леонид тоже любит туда заезжать. В области проводился конкурс по кабинетам по основам православной культуры, и гимназия заняла 2-е место. Мы все сообща делали, владыка освящал этот кабинет. В основном, это старшие классы. У них у всех есть факультатив, и некоторые преподаватели проводят интегрированные уроки. Например, директор школы преподает русский язык и литературу, и когда проводит уроки по творчеству Достоевского, Булгакова, она интегрирует христианскую нравственность. И еще она проводит факультатив МХК, который совмещает с православием. А вообще нам очень повезло с руководством района и структурных подразделений Калинковичского исполкома, максимально поддерживают наши начинания и в сфере образования и социальной сфере и даже в культурной, сейчас, например, идет работа по организации что-то вроде фестиваля приуроченного к Дню празднования Юровичкой иконы Божьей Матери 13-го сентября и Дню Божьего творения 14-го сентября, думаем, что это будет музыкально-просветительское мероприятие и, надеюсь, станет традиционным. Пока сложно сказать, получится ли у нас это уже в этом году, но намерение такое есть.

– Ваш монастырь сотрудничает с университетом в плане изучения истории монастыря. Как происходит этот процесс? В каком формате Вы с ними сотрудничаете? С чего все началось?

– Началось с того, что я сам заинтересовался историей. Все-таки люди приезжают, и чтобы проводить экскурсию, надо рассказать так, чтобы им захотелось вернуться сюда паломниками. Начал искать какую-то информацию. Оказалось, что информации много, что она противоречива. И мне захотелось просто узнать правду. Так как Сыманович Татьяна Николаевна историк, заведующая кафедрой «Истории и методики преподавания истории» Мозырского педагогического университета, наш большой помощник, я предложил ей эту идею. То есть, как предложил? У университета с епархией заканчивался договор, а я давно вынашивал эту идею. Владыка ей посоветовал, чтобы для заключения нового договора она обратилась к отцу Авксентию. И вот мы случайно встретились в Калинковичах, каждый со своими, но встречными предложениями. Мы с ней обсудили и решили, что она начнет исследовать именно документально, то есть научно.

Взаимодействуем мы официально, по договору. Вот мы провели первую конференцию как раз на эту тему. Мы запросили у тех людей, которые занимаются Юровичами, информацию, чтобы в голове сложилась какая-то определенная картина. К слову сказать, Юровичи не только ценны этим местом. Мало того, что мы знаем из учебников истории, что здесь была стоянка первобытного человека, на сегодняшний день уже открыто 4 эпохи. А вообще обнаружено порядка десяти. И на этих же местах обнаружили замчище древнего города. По древности, по размерам этот город не уступает Полоцку, то есть, в принципе, он даже ровесник Полоцка. И самое удивительное, что в летописях нигде этот город не упоминается. Искали сравнительно с Юровичами что-то и ничего не находят, только несколько косвенных улик. Есть точка зрения, что здесь мог быть древний Туров. То есть он зарождался здесь и потом уже отсюда в XI или XII веке перекочевал. Потому что находят здесь артефакты IX–X века, а уже более древних – нет. А в Турове наоборот, находят артефакты только с XII века и моложе. Возможно, это и был древний Туров, который потом переехал вверх по течению на 150 км. Конечно, это очень интересный момент. Возможно, тут все и начиналось, может, именно тут Кирилл Туровский и похоронен?

Ваш монастырь постепенно благоустраивается и, конечно же, не будут лишними помощники. Если кто-то захочет приехать и потрудится во славу Божию в вашем монастыре, есть условия, где можно остановиться?

– У нас есть домик для трудников, для мужчин. Женской гостиницы нет. Но есть одна комната на 4 человека. Можно приехать и помочь, например, летом на огороде и т. д.… Женской работы хватает и мужской всегда много. Дрова нужно заготавливать – это первостепенное на сегодня. Любая помощь приветствуется и очень важна для нас.

– Благодарим Вас, отец Авксентий, за беседу!


Интервью подготовлено редакцией сайта Монастырский хронограф

141