Статьи

Старец Евмений (Саридакис), святой из Лепрозория

Геворг Казарян
Блаженной памяти старец Евмений (в миру Константин Саридакис) родился 1 января 1931 г. в критской деревне Эфья, в семье благочестивых Георгия и Софии Саридакисов. Он был восьмым и последним ребенком неимущей семьи, рано потерявшей своего кормильца.

«Я от милой Родины никуда не поеду»

Любовь Владимировна Пьянкова

Прошло уже более года со дня преставления ко Господу великого русского старца дорогого нашего Батюшки – архимандрита Кирилла (Павлова). Не зарастает тропа к его могиле в Лавре, люди по-прежнему идут к своему Старцу и Духовному Отцу за помощью, поддержкой и утешением. И получают их – Батюшка не оставляет нас, сирых, без своей отеческой молитвы и заботы.

Божественная благодать и свобода человека. Архимандрит Георгий (Тертышников)

Архимандрит Георгий (Тертышников)

Слово «благодать», означая вообще благодатный мир, употребляется в Священном Писании в различных значениях. В Новом Завете благодать иногда означает любовь, благоволение, милость Божию, проявляющуюся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям. Но чаще всего благодатью называется полнота любви Божией, явленная в искуплении, изливающаяся в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления.

Образы богослова и пастыря в духовном наследии преп. Паисия Святогорца

Фетисов Тимофей, протоиерей

Преподобный старец Паисий Святогорец — один из самых уважаемых и широко почитаемых святых XX века. Он известен не только своей святой жизнью, но и творениями, в которых затрагивает разные аспекты духовной жизни. Темой своей статьи протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии, избрал образ пастырства в наследии старца. Пользуясь отсылками к книгам афонского подвижника, автор рассказывает, чем стоит руководствоваться, выбирая для себя путь священства, и каким должен быть современный священник, чтобы заслуженно именоваться пастырем.

Что такое аскетизм?

Святитель Василий Великий
Аскетизм – вот явление человеческой жизни, которое в одно и то же время может быть названо явлением старым и новым: старым потому, что начало его истории теряется в глубокой древности рода человеческого, еще за несколько веков до Рождества Христова; название же нового ему усвояется за то, что толки о нем продолжают существовать и до сего времени, все более и более усиливаясь и все сильнее и сильнее затрагивая головы как простолюдинов, так и лиц с философским складом ума.

Православное монашество Могилевской епархии в первые годы советской власти

В статье представлена социодемографическая характеристика монашеских общин Могилевской епархии в первые годы установления советской власти. Могилевская епархия занимала лидирующую позицию из пяти белорусских православных епархий, существовавших к 1917 г., по численности монастырей и содержала в своих границах 13 из 27 православных обителей.

Преподобный Савватий и пятисотлетняя традиция соловецкого отшельничества

Преподобный Савватий, подвизавшийся в Кирилло-Белозерском монастыре, а затем на Валааме, увенчал соловецким пустынничеством свой монашеский и вообще земной путь. Житие сообщает, что когда он впервые пришел на берега Белого моря и стал расспрашивать о Соловках, его голову уже украшали «седины многолетные», а поморы, видевшие его старость, всерьез опасались, что на необитаемом и холодном острове он попросту погибнет, «яко ничтоже могыи тружатися». 

Ставропигиальный женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Богуши

Монахиня Елисавета (Сысун)
Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала свое существование в 2000году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши недалеко от Сморгони с благословением строить небольшой скит. Само место, удаленное от городов, затерянное в тиши полей и лесов, ей очень понравилось, «легло на сердце».

Хоры, нартекс, крещальня, придел в системе богослужения и в обиходе православного храма. Гордиенко Э. А.

Гордиенко Э. А.
Чтобы уяснить происхождение и роль хор, других компартиментов в конструктивной системе церковного здания, необходимо уяснить их роль в системе христианской дисциплины. С этой целью обратимся к трудам русских историков-литургистов, раскрывающих назначение отдельных частей храма, где для каждого из трех разрядов – клириков, верных и оглашенных – было определено свое место, и, соответственно, пространство храма делилось на три части.

Афонское монашество в XX веке: упадок и возрождение. Родионов О. А.

Родионов О. А.
История греческого афонского монашества XX в. достаточно необычна. В 1910-е гг., после долгожданного «освобождения» Афона от турецкого владычества и последовавшего за ним присоединения к Греции (что, впрочем, противоречило международным соглашениям…), многим казалось, что наступает новая эпоха, в которую греческие монастыри, несомненно, расцветут и принесут обильный плод.

Страницы: 1 2 3 След.
11