10 декабря ― 200 лет со дня рождения настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович; 1822–1900)


1д-Игумения Евгения (Говорович).jpg

Игумения Евгения (в миру – Говорович Екатерина Константиновна) родилась 27 ноября (10 декабря по н.ст.) 1822 года в селе Новохованске Невельского уезда Витебской губернии в семье священника Константина Григорьевича Говоровича и Татьяны Федоровны Овсянкиной. В церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Новохованска преемственно настоятельствовали дед и отец будущей игумении. Примечательной чертой семьи Говоровичей была непоколебимая стойкость религиозных убеждений: среди предков их семьи не было примера увлечения унией.

В семье, кроме Екатерины, были еще два старших брата и сестры. Редкая доброта и неизменное благодушие снискали Екатерине всеобщее расположение и любовь семьи. Живая, общительная, жизнерадостная, она утешала своих родителей, а ее благочестивая настроенность и самостоятельный характер оказывали самое благотворное влияние на братьев и сестер. Когда Екатерине исполнилось семнадцать лет, она вместе со своей тетей пешком совершила паломничество в обитель преподобного Нила Столобенского. На обратном пути паломницы зашли в Осташковский женский монастырь, где в то время жила праведная схимница Мария. Народ глубоко почитал ее за благочестие и много говорил про ее дар прозорливости. Обратилась за советом к схимонахине и Екатерина Говорович. Уважаемая народом подвижница, благословив просфорой будущую настоятельницу, дала ей решительный совет посвятить себя иноческой жизни и в кратких намеках предсказала ей будущую судьбу. Через два года, вторичным путем в ту же Нилову пустынь Екатерина вновь оживила в себе благоприятные впечатления об обителях благочестия, подвижничества и молитвы, однако в Осташковском монастыре праведной схимонахини Марии уже не было в живых.

Между тем жизнь готовила для Екатерины такие удары, которые имели решающее значение при выборе ею пути иноческого самоотречения. В один и тот же год и месяц скончались сначала ее старший брат Сергей Константинович, преподаватель Нижегородской Духовной Семинарии, затем – старшая сестра Параскева Константиновна, бывшая замужем за священником села Молохов Себежского уезда Федором Смирновым. С этого времени мысли о краткости человеческой жизни, о превратности мирских радостей и надежд не покидали Екатерину до тех пор, пока Божий Промысел не привел ее в Спасо-Евфросиниевскую обитель.

2-Спасо-Евфросиниевский монастырь.Открытка начала XX века.jpg
Спасо-Евфросиниевский монастырь. Открытка начала XX века

В 1841 году последовал Высочайший Указ о возрождении древнего Полоцкого монастыря «у церкви Спаса». Молва о восстановлении княжеской обители, пользовавшейся искони благоговейным почитанием белорусов и знаменитой по своей древности и историческому значению для края, привлекла в Полоцк большое количество паломников. Благоговейное почитание преподобной Евфросинии побудило и Екатерину посетить ту обитель, в стенах которой Промысел Божий готовил ей высокий жребий. 14 сентября 1844 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, Екатерина в первый раз молилась в древней церкви Спаса.

По возвращении в Новохованск дочь открыла матери свое намерение поступить в монастырь. Отцу Константину такое решение дочери стало известно не сразу, поскольку в это время распоряжением епархиального начальства он был переведен на лучший приход в село Топоры того же уезда. Около года Екатерина жила в доме родителей, желая испытать, по их совету, свои молодые силы и зрело обдумать столь важный шаг в своей жизни. Когда оказалось, что решение принято бесповоротно, она была отвезена в монастырь преподобной Евфросинии, откуда вскоре уведомила родителей о своем желании навсегда остаться в ней. Так, возложив свою руку на рало (Лк. 9:62), она не возвращалась уже вспять ни мыслию, ни желанием: ни тяжелые труды иноческого послушания, ни недостаток средств монастыря, ни любовь к родителям – ничто не могло ослабить ее ревность, поколебать ее решимость и совратить с избранного пути в Царствие Божие.

Монастырь к 1845 году, когда в него поступила Екатерина Говорович, находился в запустении: древняя церковь Спаса еще носила на себе следы повреждений, произошедших в период владения монастырем иезуитами. В центре обители возвышался старинный игуменский корпус, в то время переполненный обитателями. Здесь было и местопребывание игумении, и трапеза, и классы воспитанниц, и кельи старших инокинь. Монастырское хозяйство едва зарождалось. Древняя обитель жила только надеждами на помощь Божию и преподобной Евфросинии.

В 1845 году в Спасской обители подвизалось 13 сестер. Через три года после поступления в монастырь Екатерина была облачена в рясофор с наречением имени Евпраксия, а в 1854 году по благословению священноначалия была назначена на послушание церковницы в Витебский Свято-Духов монастырь. Вернувшись через два года в родную обитель, она продолжила исполнять обязанности церковницы и в течение двенадцати лет неустанно трудилась на этом нелегком послушании. Вставая с зарей, она еще задолго до начала богослужения приводила в порядок храм, с началом богослужения участвовала в клиросном чтении и руководила звоном, по окончании занималась изготовлением свечей в своей келии, за неимением подходящего помещения. Тяжелые постоянные труды в бедной, еще неблагоустроенной обители, подорвали силы церковницы, которая все и всегда любила делать сама, без посторонней помощи. В минуты душевной скорби у нее появилась мысль перейти в Осташковский монастырь, где она надеялась получить удовлетворение своей жажде молитвенного созерцания и душевного мира. Но Господь судил иначе: во время горячей молитвы перед древней иконой преподобной Евфросинии ей было дано таинственное указание навсегда остаться в Спасо-Евфросиниевском монастыре и пребывать в твердой уверенности не быть забытой его небесной покровительницей. 3 августа 1859 году инокиня Евпраксия была пострижена в мантию с наречением имени Евгения.

3-Спасский храм со звонницей.Фото 1866 года.jpgСпасский храм со звонницей. Фото 1866 года

В 1868 году монахиня Евгения была назначена казначеей Спасского монастыря. За десять лет ее казначейства произошли значительные перемены в ведении монастырского хозяйства: отремонтирован древний храм Преображения Господня и некоторые монастырские здания; выстроен новый сестринский корпус на берегу реки Полоты; исправлена монастырская ограда; увеличилась доходность земли и более успешно пошло полевое хозяйство, возросли средства монастыря. Созидательная деятельность казначеи доставила ей неограниченное доверие игумении Евфросинии, глубокое уважение старших инокинь и признательность высшего начальства. В 1875 году за ревностное исполнение казначейских обязанностей она получила синодальное благословение с грамотой, а через три года была награждена наперсным крестом.

В 1878 году после кончины игумении Евфросинии (Сербинович) старшие сестры монастыря выразили Преосвященному Викторину (Любимову) единодушное желание иметь монахиню Евгению своей настоятельницей ввиду ее высоких нравственных качеств и выдающихся способностей по управлению различными сторонами монастырской жизни, и их просьба была удовлетворена.

Период игуменства матушки Евгении стал настоящей славной эпохой в развитии Спасо-Евфросиниевской обители: монастырь достиг своего расцвета как в духовном, так и в материальном отношении. Игумения Евгения обладала истинным иноческим смирением, благодушной кротостью, терпеливой снисходительностью и глубокой сердечностью. По словам клирика Спасо-Евфросиниевского монастыря священника Владимира Альбицкого, она была бодра и неутомима как в молитвенных подвигах, так и в заботах о своей дорогой обители. Сестры, воспитанницы монастырского училища и многие знавшие ее священнослужители почитали игумению Евгению как любвеобильную духовную мать большой семьи. «Руководительство игумении Евгении внутренней жизнью инокинь носило на себе печать мира и благости. Игумения Евгения избегала крупных преобразований в своей обители и не склонна была к мерам излишней строгости и взыскательности. Она старалась вводить желательные улучшения в иноческую жизнь без нарушения ее естественного течения. Любовь, соединенная с глубоким смирением перед Богом и людьми, была источником снисхождения, сердечной доброты и благости игумении Евгении, которые рождали умиление во всех, знавших ее. Она была не только настоятельницей и начальницей, но именно матерью, которая с милосердной и нежной любовью спешила на помощь нуждающимся в ее советах сестрам. Вместо того чтобы повелевать и учить, на что давало ей право ее старшинство, она руководила примером собственного трудолюбия, бдительности, умеренности и самоотвержения»[1], – так отзывались о дорогой матушке знавшие ее современники.

Подражая преподобной Евфросинии, игумения Евгения совмещала строго аскетическую жизнь с активной деятельностью на благо обители. Трудами и молитвами матушки Евгении в 1882 году вместо убогой деревянной звонницы была построена каменная колокольня, под которой устроили книжную лавку и четыре жилые келии. В 1891 году рядом с колокольней был возведен новый деревянный жилой корпус для насельниц обители. В 1885 году в Спасо-Преображенском храме был переделан иконостас и устроен новый престол. В Евфросиниевской церкви с 1883 года по 1898 четырежды проводился капитальный ремонт. В 1897 году близ Невельского тракта, на расстоянии около 400 метров от монастыря, была построена часовня в память восшествия на престол императора Николая II.

4-Кресто-Воздвиженский собор. Фото конца XIX века.jpg
Крестовоздвиженский собор. Фото конца XIX века

Венцом строительной деятельности игумении Евгении стал величественный Крестовоздвиженский собор, воздвигнутый в византийском стиле по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в 1897 году. Нужда в обширном и вместительном храме на протяжении многих лет ощущалась в обители не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни и, особенно, в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь стекалось множество богомольцев из самых отдаленных уголков Беларуси. Благодаря неутомимой энергии и пламенным молитвам игумении Евгении, не щадившей своих сил для храмоздательства, грандиозный пятикупольный собор был воздвигнут всего за четыре года. Когда 23 мая 1893 года Преосвященный Антонин (Державин) совершал закладку нового храма, то не было и половины средств, необходимых для его строительства, однако уже через четыре года собор был готов к освящению. Духовник обители священник Владимир Альбицкий в своем очерке «Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь» писал: «Первоначальная сумма, с которой было приступлено к постройке, не превышала 30 000 руб. Ввиду недостаточности ее для выполнения намеченного плана (стоимость храма исчислена в 60 000 руб.) епархиальное начальство разрешило произвести сбор добровольных пожертвований, с какой целью были посланы из монастыря в столицы и другие города России сборщицы и им выданы установленные сборные книжки для записи поступающих пожертвований. Не напрасна оказалась надежда на благотворительность православного русского народа, в сердце которого всегда находит себе сочувственный отклик всякое доброе начинание: собранная сумма дала обители возможность благополучно окончить начатое дело»[2].

В строительстве и оформлении собора принимали непосредственное участие лучшие мастерские не только Полоцка, но также Смоленска, Москвы и Вильнюса. Из «Полоцких епархиальных ведомостей» за 1897 год известно, что, по мнению современников, Крестовоздвиженский собор, как по своей архитектуре, так и по изящной внутренней отделке может быть отнесен к лучшим храмам Полоцкой епархии.

5-Интерьер Кресто-Воздвиженского собора. Фото 1910 года.jpg
Интерьер Крестовоздвиженского собора. Фото 1910 года

В 2000 году в благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении (Говорович) и к столетию со дня ее блаженной кончины коллективом авторов был изготовлен барельеф с изображением матушки, держащей в руках воздвигнутый ею храм. Барельеф был установлен в Крестовоздвиженском соборе.

Во время управления Полоцкой обителью игуменией Евгенией особого расцвета достигло и Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, начальницей которого она была на протяжении 22 лет. В эти годы в жизни училища произошло много благих перемен: построены два учебных корпуса, больница и другие здания. Значительных успехов училище достигло и в обучении и воспитании девиц, которые относились к своей наставнице с полным доверием и искренностью. Так, в 1896 году с согласия и одобрения игумении Евгении для преподавания в училище были приглашены учителя с академическим образованием. Также были расширены программы русского языка, дидактики и введены новые предметы: иконопись, история русской литературы, физика, первоначальная медицинская помощь и гигиена, обучение игре на скрипке. Отношение игумении Евгении к воспитанницам училища было проникнуто духом патриархальной простоты и бесконечной сердечности. В нем не было и тени того формализма, который создает непроходимую пропасть между жизнью детей в семье и жизнью их в школе. Матушка относилась к воспитанницам, особенно к сиротам из духовного звания, как бы к собственным детям, и отличалась замечательной отзывчивостью к их учебным и материальным нуждам.

6-Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря. Фото 1910 года.jpg
Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря. Фото 1910 года

Трогательная и нелицемерная любовь воспитанниц к своей начальнице особенно проявлялась 24 ноября (7 декабря по н.ст.), в день памяти великомученицы Екатерины, имя которой носила игумения Евгения в миру. Тогда ликующая толпа детей весело наполняла игуменские келии: воспитанницы дарили матушке рукодельные работы, произносили приветствия и стихи. Вот одно из стихотворений, написанных воспитанницами училища к этому дню:

Мы все хотим единодушно,
Чтоб много-много еще лет
Вы в этом мире равнодушном
Без горя жили и без бед,
Чтоб чувства радости и счастья
Не покидали Вас во дни
Житейских бурь, и чтоб в несчастьи
Сопутствовали Вам они.
Златой венец, уже готовый,
Сплетен из Ваших добрых дел,
Лежит в том мире, где Всевышний
Сулит Вам радостный удел.

Глубоко почитая святую основательницу Спасской обители, игумения Евгения незадолго до своей кончины, в 1899 году, обратилась к смотрителю Санкт-Петербургского Александро-Невского училища иеромонаху Никодиму (Кононову) с просьбой составить акафист преподобной Евфросинии Полоцкой, который был написан и прислан в обитель в 1900 году.

При рассмотрении текста акафиста Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом было отмечено, что «данный акафист имеет все качества, которыми отличаются существующие у нас лучшие акафисты, именно – проникнут глубоким чувством благоговения ко св. избраннице Христовой, назидательностию для читающих и слушающих, вызывающею и воспитывающею религиозное чувство»[3]. Текст акафиста был одобрен и разрешен к печати 10 июня 1900 года за подписью старшего цензора архимандрита Владимира. Впервые в Спасо-Евфросиниевской обители он был прочитан сестрами 13 марта 1901 года, уже после кончины матушки Евгении.

В конце XIX – начале XX века Спасская обитель переживала период своего расцвета. Численность насельниц за годы настоятельства матушки Евгении увеличилась почти в три раза: в 1878 году насчитывалось 35 сестер, в 1898 году – 101.

В собственности монастыря находились земельные владения в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Витебске. Кроме того, обители принадлежали земли (около 270 десятин) и постройки бывшего мужского Борисо-Глебского монастыря.

В своем отчете в Святейший Синод за 1886 год епископ Полоцкий и Витебский Маркелл (Попель) отмечал: «Эта обитель поистине соответствует своему назначению и древнему типу монастырей, возбуждавших к себе благоговейное уважение, распространявших и утверждавших веру и благочестие христианское. И сюда не один раз в году стекается народ отдохнуть от треволнений житейских и в сердечных горячих молитвах... излить чувства благодарности милосердию Божию...»[4]

Игумения Евгения на протяжении всей своей жизни самоотверженно следовала за Христом, завоевав всеобщую любовь. Еще в юности, с решительной готовностью откликнувшись на слова Господа «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), она преданно и неуклонно, с горячим и искренним сердцем держалась этого призыва. Приобретя истинное и совершенное смирение, 24 марта 1900 года, в канун Благовещения Пресвятой Богородицы, на 78 году жизни, игумения Евгения тихо, мирно, с молитвой на устах отошла ко Господу.

Желавших попрощаться с покойной, воздать ей «последнее целование» было чрезвычайно много – в сам день Благовещения у гроба матушки было отслужено около 20 панихид. В понедельник, 27 марта, была отслужена литургия Преждеосвященных Даров, по окончании которой состоялся чин отпевания. В нем приняло участие все городское духовенство: восемь священников, два протоиерея, два архимандрита и четыре диакона. Священник Владимир Альбицкий перед отпеванием приснопамятной игумении Евгении произнес проповедь, в которой, обращаясь к покойной матушке, сказал: «Твоя чистая душа предстала теперь пред Нелицеприятным Судией, и Он, непреложный в Своих обетованиях, скажет тебе: “Блаженна ты, верная Моя раба, за свое смирение! Нища ты была телом, нища и духом. Ты бежала славы, хотя слава, по заслугам твоим, шла за тобой. Иди же теперь и наследуй обещанное Мною Царство Небесное. В доме Отца Моего много есть обителей. Не забыта Мною и ты. За то Я не забыл тебя, что ты и при своих подвигах, которые совершала по силе своей, всегда памятовала о грехах своих, всегда старалась скрывать заслуги свои, поступая так, чтобы правая рука твоя не знала, что делает левая”»[5]. По окончании отпевания гроб с телом почившей был обнесен вокруг древнего храма крестным ходом, во время которого было отслужено три литии. В это время проститься с матушкой пришли воспитанницы училища. Три девочки (по одной от каждого класса) сказали по несколько теплых, искренних слов. Последней из них прощалась воспитанница 1 класса – десятилетняя девочка. «Мы, – говорила она, – никогда не забудем тебя, наша дорогая матушка; будем приходить сюда и плакать о тебе, будем просить тебя молиться за нас. Любили мы тебя, когда ты была с нами; теперь мы будем любить эту дорогую могилу»[6].

Игумения Евгения (Говорович) была погребена у западной стены Крестовоздвиженского собора. В годы советской власти Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, и место ее захоронения утеряно. Однако память об игумении Евгении бережно хранится в благодарных сердцах людей, озаряя их тихим светом. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).



[1] Не умрет твое дорогое имя: Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). Полоцк, 2022. С. 40.

[2] Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Краткий исторический очерк Спасской обители: ее прошлое и настоящее. К предстоящему освящению нового храма / сост. свящ. В. Альбицкий. Витебск, 1897. С. 11–12.

[3] Попов, А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань ,1903. С. 424–425.

[4] РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1147. Л. 27.

[5] Священник Владимир Альбицкий. Речь перед отпеванием игумении Евгении / Не умрет твое дорогое имя: Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). Полоцк, 2022. С. 59.

[6] Не умрет твое дорогое имя: Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). Полоцк, 2022. С. 58.



Источник: сайт Полоцкого монастыря

130