Новые архивные факты о сербском ученике преподобного Паисия (Величковского), участвовавшем в подготовке славянского «Добротолюбия»

Петр Борисович Жгун

72.jpg

В связи с возросшим в последнее время в самых широких кругах интересом к наследию преподобного Паисия (Величковского) и его школы, а также отмечавшемся в прошедшем году 300-летием со дня рождения святого кажется важным проследить, по возможности, биографии его ближайших учеников и последователей. Среди прочих интерес в этом отношении представляет жизнь сербского переписчика манускриптов Симеона Ивковича (впоследствии архимандрита), почти обойденная, к сожалению, вниманием исследователей в России. Между тем именно в российских архивах имеется ряд интересных материалов, проливающих свет на его поразительную биографию.


Спиридон (будущий архимандрит Симеон) Ивкович родился в знатной и, видимо, обеспеченной, семье в городе Херцег-Нови 15 августа 1758 года. Выписка из книги крещения, найденная доктором Ж. Комаром, сербским исследователем, говорит о графском происхождении Ивковича[1]. Он был крещен в Вознесенской церкви в местечке Топла. Ныне это район в черте города. Хорошо воспитанный и обученный, о. Спиридон в юные годы уходит в молдавские обители, где со временем становится переписчиком в скриптории старца Паисия (Величковского).

Уже в шестнадцатилетнем возрасте, в 1774 году, через год после смерти своего отца, Спиридон покинул дом и вместе с родственником, подполковником Марко Стратимировичем поехал на южные границы России, близ города Новомиргорода, где вступил в так называемый сербский полк[2]. Не прожив долго в этом месте, к октябрю 1774 года юноша уже прибыл в молдавский монастырь Секу к старцу Паисию. Вскоре благодаря своим талантам он становится переписчиком святоотеческих книг и служит, таким образом, четыре года в монастырях Секу и Драгомирне. В собрании рукописей Нямецкого монастыря некоторые документы, написанные его рукой, означены «Писано в Драгомирне»[3].

До 1778 года Ивкович принимает постриг в Воронском монастыре от архим. Феодосия (Маслова), известного адресата писем преподобного Паисия[4]. Но в 1781 году он покидает молдавскую землю. После долгого путешествия в 1787 году иеромонах Симеон прибыл из Венецианской Далмации, со своей родины, куда он успел заехать после Молдавии, в Российскую империю. С собой он взял младшего брата, которого планировал устроить в Петербурге.

Сам Симеон при этом хотел обустроиться в столице, возможно, рассчитывая осуществлять связь через церковное руководство с известными ему молдавскими обителями. Прибыл он с 18 рукописными книгами, содержащими святоотеческие переводы паисиевой школы. Кроме переводов, эти книги содержали интересный образец систематизации святоотеческих текстов, отобранных для печати. Это таблицы, где напротив имени автора в одном столбце находим ссылку на источник, в другом — имя автора, напротив которого цитата. По жанру эта систематизация напоминает каталоги, симфонии к корпусу текстов[5].

Из документов при себе у него были «ставленная иеромонашеская грамота, от российскаго консула состояща(го) в Цесарии Спиридона Варуки, пашпорт[6], проходной венецианской билет, отпускное молдавскаго Нямецкаго монастыря, старца Паисия свидетельство[7] и данной при пропуске в Россию города Мариополя от каменданта Вукотича билет»[8].

Решения своего вопроса он ожидал, как уже отмечалось, в Новомиргороде, находясь при сербском полке[9].

О себе иеромонах Симеон Ивкович в Новомиргородском духовном правлении допросом показал следующее: «Нации он сербской, от роду имеет двадцать девять лет, родом области Венецианской с города Герцогнова из Далмации. Отец его Савва Ивкович и мать Ефросиния, тамошные жители, где он воспитан родителями до пятнадцати лет и, по умертвии отца его, пошел он в тамошней город Триест, где, сыскав майора, кой ныне подполковником князя Марка Стратиновича, которым назад тому пятнадцать лет взят и привезен в Россию, при коем он находился четыри года, а потом пошел в молдавский монастырь Секул и находился при тамошнем монастырском начальнике старце Паисии писцом четыри года, и постригшись в близ стоящем около того монастыря Секула монастыре Воронском старцем Феодосием в монаха, пошел с благословения с свидетельством старца Паисия в свое отечество в город Герцогновой по требовании, тщанием тамошних властей для возобновления <...> запустевшаго тамо было на морском малом острове Святовведенскаго монастыря, которой монастырь он с тамошним обществом возобновлял два года <...> и что началась от турков с Черною горою и пограничным венецианским обществом война, того ради, видя он, что строение помянутого монастыря пресеклось, пошел до утешения всякой войны, и пока общество скончит с папистами о монастыре суд, взявши родного своего брата Иоанна, коему от роду двенадцать лет, для отдачи онаго в Россию в науки к поступлению в российскую же службу, и при шествии Цесарской области чрез город Триест, где находится российской консул от коего до России и пашпорт взявши, зашел в молдавской город Ясы, и тамошным митрополитом Леоном посвящен сего (1)787 года во диакона и во иеромонаха, от коего и граммату имеет, но между тем находясь он в молдавском же монастыре Нямце у началника того монастыря старца Паисия, списал с помощниками переведенные тем старцем Паисием из еллиногреческаго языка на славенской разные книги, о коих он и прежде прибытности его в том монастыре чрез четыре года старание к списанию прилагал, о которых за своею рукою представил реестр, и как он желает сам явится с тем переводом во первых к епархиальному архиерею, а потом где повеленно будет для отдачи оных на апробацию и ежели угодны и к напечатанию, то и просит о впущении его в Россию, оногож переводу к отсылки без самоличной явки отдать несогласуется, иеромонах Симеон Ивкович»[10].

О. Симеон имеющиеся у него книги с переводами хотел только лично представить в Синод. Однако в итоге он не смог остаться в России, так как по мотивировке Синода «от настоятеля Молдавскаго Нямецкаго монастыря старца Паисия отпущен в свое отечество в Далмацию, а не в Россию». И это произошло несмотря на знакомство его с князем Г.А. Потемкиным: «Венецианской республики Святовведенскаго Жанецкаго монастыря от игумена Симеона Ивковича, всепокорнейшее прошение. В связи с отказом мне не толко во отечество, но ниже чрез Полшу проехать было неможно, и по таковому горестному моему тогда состоянию принужден я был просить со объяснением моей в России надобности его светлость князя Григория Александровича Потемкина Таврическаго, и в силу насланного от его светлости повеления я и был пропущен, и находился <…> более года Севской епархии в Софрониевой пустыни», то есть у игумена Феодосия (Маслова). Итак, именно Симеон (Ивкович), будучи человеком с предпринимательской жилкой, первым познакомил церковное начальство в России с деятельностью Нямецкого скриптория. Однако исследователи указывают, что привезенные им рукописи, даже те из них, что по составу и авторам совпадают с будущим изданием славянского «Добротолюбия», не могли послужить прототипами для оного[11].

Очевидно, что архим. Феодосий (Маслов), зная об интересе в столице к паисиевским переводам в это время, просит старца Паисия об их присылке, но получает, как известно, мотивированный отказ[12]. Возможно, Феодосию, хорошо знакомому с Потемкиным, предложили способствовать присылке рукописей, о которых узнали именно от о. Симеона. Известно, что его просили прислать в Петербург печатный экземпляр греческой «Филокалии», что он и исполнил[13].

Из текста прошения следует, что ему помогли устроить «брата своего роднаго для обучения в греческой кадетской корпус» и дали документы для обратного проезда в январе 1789 года.

Неясно, в каком именно году о. Симеон возвратился в родные места, но известно, что два года он служил настоятелем маленького монастыря Введения Пресвятой Богородице на острове Жаньице[14]. Затем он вынужден был покинуть Жаньице из-за постоянных споров о владении островом. В 1798 году он служил уже в Свято-Вознесенском храме в Топла.

А в 1806-1807 годах деятельный архимандрит Симеон стал тем человеком, через которого митрополит Петр Цетиньский обратился к русскому императору Александру I с проектом создания нового «славяно-сербского царства». Как следует из его писем, он должен был изложить императору «единодушное желание митрополита черногорского и всех народов того края, православную веру исповедующих», заключающееся в соединении провинции Черногорской с присовокуплением к ней трех городов албанских — Подгорицы, Спужа и Жабяка, 2) Боку де Катаро, 3) Герцеговину, 4) Рагузу и 5) Далмацию; наименовании сих областей Славяно-сербским царством; присоединении титула славяно-сербского царя к августейшему титулу императора Всероссийского, и ряд других положений[15]. Архимандрит Симеон Ивкович неоднократно служил посредником в сношениях между Петром I Петровичем Негошем и российским посольством в Вене. Он вел при этом активную переписку с российскими государственными деятелями, и они высоко оценивали его заслуги[16].

Черновик.jpg
Черновик Симеона Ивковича (BMN-88 (2). С. Ивкович, копия ув., фрагм.)

Интересно, что архимандрит Симеон Ивкович был и кандидатом в православные епископы Далмации, но за его кандидатуру было меньше голосов. Когда Далмация попала под власть Австрии, властями был утвержден другой кандидат — епископ Герасим Зелич.

В результате неудачной попытки присоединения Далмации после 1807 года архим. Симеон снова оказывается в России. Он просит оставить его при каком-либо монастыре на вечное жительство[17]. Только к 1809 году он получает разрешение, а позже, в 1810-м — келью и содержание[18].

Итак, в 1810 году архим. Симеон проживает в Высоко-Петровской обители. Там же он переживет захват Москвы французскими войсками в 1812 году.

Далее, мы встречаем сведения о выезде им из монастыря в Петербург и Ригу в 1814 году по «необходимой надобности», для чего ему выдали надлежащий паспорт, о чем решение принято 1 февраля. После чего он посетил в течение 1814 года указанные города, хотя и неизвестно, с какими лицами имел он там отношения[19].

Не менее интересно и дальнейшее пребывание его в московской обители вплоть до кончины. По свидетельствам современников и описи оставшегося после него имущества, жил архимандрит Симеон широко, подобно восточному дворянину, имел отдельный стол, в келье над кроватью у него висели оружие и иные украшения, служил он, помимо соборных богослужений, в отдельном храме по необходимости. К 1820 году появляются сведения о некоей болезни о. Симеона и о его невоздержном характере, что выражалось в пристрастии к хорошим спиртным напиткам и, по временам, буйствах, о которых составлены подробные отчеты[20].

Так, в феврале 1820 года несколько насельников сообщают, что «он Архимандрит имел оружие, которое впрочем уже им убрано и тем он наводит всем великую опасность»[21]. По мнению благочинного монастырей московских и Данилова монастыря архимандрита Геннадия, «он Архимандрита подлинно нашел в помешателстве ума, и по примечанию его, не от чего другаго, как от излишнего употребления горячих напитков»[22]. Доклады о «нападениях» архим. Симеона сделали: трапезный иером. Никон, иерод. Павел, монах Пахомий[23]. Причем из показаний следует, помимо прочего, недовольство о. Симеона выдачей средств казначеем монастыря, которого он якобы угрожал даже убить[24]. Церковь прп. Пахомия, в которой мог служить архимандрит Симеон, по словам свидетелей, также пострадала от его разгула: «Сшиб замок и в церкви выбил пять рам». После чего оружие из келий последнего было отобрано, а ему для «услуг» и надзора оставлены постоянно два служителя. От последних вскоре мы встречаем рапорт о том, что им не всегда удавалось сдержать подопечного, который «хотя служителями у него оставленными и был удерживаем, но никак не переменил своего дерзновеннаго поступка, и еще грозил опасностию и самым служителям»[25]. В итоге уже большое количество свидетелей — насельников обители[26] показывают, что «архимандрит Симеон после часов явился на монастырь в самом безобразном виде и положении и, идя по монастырю к келье казначейской с имеющимся при нем в руках ножем, в намерении был причинить казначею зло, как видно было из произносимых им ругательных и весьма опасных слов, но подойдя к кельям, увидел, что двери заперты, и возвратился обратно в свое место пребывание»[27]. 28 февраля, по показанию ряда свидетелей, показывают разбитие окон архим. Симеоном, и более того, «служитель, оставленный у него от монастыря Сергей Николаев, коего он архимандрит каким-то бруском ударил по голове так, что сделал знак и окровенил, от чего оный служитель с подмогою других едва мог дойти до караульни монастырской». В связи с чем многие насельники[28] просят начальство их оградить от выходок упомянутого архимандрита.

Но и это еще не все. Есть вероятность, что архимандрит мог преподавать некоторое время в Московской семинарии. И вот, в том же деле читаем следующее: «Правление московской семинарии представило: что оный архимандрит Симеон того Петрова монастыря в училищных комнатах все стекла, всего 112, разбил»[29]. Почему благочинный в том же году просит указанного архимандрита «на жительство перевести в Суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь или куда заблагоразсуждено будет чрез посредство светскаго начальства», ведь данное место в Высоко-Петровском монастыре указано самим Государем. И действительно, «Святейший Синод согласно с представлением преосвященнаго московскаго полагает означеннаго архимандрита Ивковича перевести в упоминаемый Суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь до поправления настоящаго его положения»[30]. Но также разрешают на выбор, чтобы, при желании, «брат архимандрита Симеона, полковник тираспольскаго гусарскаго полка Данилович вошел к министру с просьбою об ходатайствовании ему дозволении взять к себе брата <…> с тем чтобы пенсион для содержания его по прежнему сохранялся»[31].

В итоге 9 мая 1821 года решено отдать о. Симеона под надзор его брата[32]. Однако пока принимались эти непростые решения, упомянутый архимандрит Симеон (Ивкович) 25 сентября 1821 года скончался после исповеди, причастия и елеосвящения[33].

Весьма примечателен и разнообразен список вещей, оставшихся после смерти о. Симеона[34].

За свою деятельность архим. Симеон был награжден орденом св. Анны II степени и наградным крестом. «Государь Император повелел крест и орден внесть в кабинет Его Величества с выдачею наследникам той суммы, в какую они будут оценены»[35]. Также в списке перечислено изрядное количество вещей и сумм. Отметим, что отдельно «духовнаго завещания» от архимандрита Симеона Ивковича не оказалось[36]. Помимо прочего имущества, интересна, конечно, судьба 47 книг, принадлежавших о. Симеону. Однако о том, куда они попали в дальнейшем, сведений найти не удалось. Отметим, что в целом известно довольно много рукописей, написанных о. Симеоном. Они сохранились в Румынии и на Святой горе Афон, о пребывании на которой, однако, сведениями мы не располагаем[37].

Такой была непростая и интересная жизнь одного из учеников старца, непохожая на жизнь других его последователей. Будучи некогда сотрудником его в скриптории Драгомирны и Секу, архим. Симеон одним из первых поспособствовал изданию славянского «Добротолюбия», как это показано выше. Далее, он проявил себя человеком, несомненно, международного масштаба. Надеемся, что факты его биографии будут интересны для всякого желающего прикоснуться к истории распространения наследия преподобного Паисия (Величковского).


Список сокращений

РГИА – Российский государственный исторический архив

АВПРФ – Архив внешней политики Российской Федерации

БМН – Библиотека монастыря Нямц

БМС – Библиотека монастыря Секу

БМХ – Библиотека монастыря Хиландар (г. Афон)

БАНР – Библиотека Академии наук Румынии


______________________

[1] Возможно, именно поэтому он знал иностранные языки. На полях рукописей, написанных им, находим множество записей и заметок на итальянском, французском, даже польском языках, не говоря о русском, греческом, латыни. См. также записи на последнем припереплетном листе рукописи БМН 88. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017. С. 272-274.

[2] Там же. С. 273.

[3] См., например: БМН 36. Жгун П. Каталог..., 2017. С. 170-171.

[4] Сохранилась рукопись, переписанная им в скиту, БМН 41. См. Жгун П.Б. Каталог… 2017, с. 145.

[5] РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 9.

[6] «Сей пашпорт действителен быть должен в следующие три месяца: во уверение чего и своеручно мы его подписали и нашею консульскою печатью утвердили. Дан в Триесте 13 июня 1786 года». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 4.

[7] Интересен текст свидетельства: «Сей честный монах прожил в в нас довольное время еще мирским, и имя было ему тогда Спиридон, и проходил определенное ему дело со страхом Божиим, потом пойшол в иную обитель, и принял монашеский образ от пречестнаго старца иеросхимонаха отца Феодосиа, потом паки к нам возвратясь прожил некоторое время честно, по желанию же его отпущен в свое отечество в Далматию с благословением нашим 1782 года апреля 25 дня. Подлинное свидетельство подписал Паисий старец и настоятель святыя обители Нямецкия». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, л. 6.

[8] Объявитель сего Венецианской республики города Герцеговины иеромонах Симеон Ивкович з будущим при нем следует в Новомиргород по ево надобности, которому по тракту туда чинить свободно пропуск, во верность чего за подписанием руки дан сей в городе ...поле комендантом канцелярии апреля 8 дня 1787 года. РГИА ф. 796 оп. 68, д. 265, л. 5.

[9] См. РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, л. 2.

[10] РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, л. 7.

[11] Пентковский А.М. Материалы для истории издания церковнославянских переводов в 18 в.: московское Добротолюбие. В печати.

[12] См. письмо архим. Феодосию. «Прп. Паисий Величковский. Автобиография, жизнеописание и избранные творения». Мск, Русский Пантелеимоновский монастырь, 2004 с. 275.

[13] См. запись в рукописи РГБ 304.2.187, л. I. "Сия книга Филокалия посылается в Александро -Невский монастырь господину отцу Феофану (Крестовому) Симеоном Ивковичем, Свято-Успенского монастыря архимандрита,из Венецианской Албании,в 1790 году, апреля 10 дня". (из дарственной записи о.Феофана на венецианской издании Добротолюбия).

[14] М. Жгун. «Ученики Старца Паисия, занимавшиеся распространением святоотеческих трудов. Некоторые новые архивно-биографические материалы» Материалы конференции «Возвращение святоотеческой традиции богословия в жизни и трудах преподобного Паисия Величковского», Молдова, 23-25 октября 2015. «Паисиевские чтения». Православное братство во имя прп. Паисия Величковского. Кишинев, 2015. С. 18.

[15] См. АВПР, ф. ГА 1-8, 1807 год, д. 1, л. 4—5. Автограф о. Симеона.

[16] Первое сербское восстание 1804-1813 г. Кн. 1. Мск, Наука. 1980 г. С. 356-357.

[17] РГИА 1807 г. ф. 796. оп. 88 д. 842 О разрешении черногорскому архим. Симеону Ивковичу пребывать в московском Спасопетровском монастыре.

[18] РГИА 1809 г. ф. 796. оп. 90 д. 201 По приказу Синода о выдаче паспорта архим. Симеону Ивковичу на проезд в Москву.

[19] РГИА ф. 796 оп. 95 д. 30 о дозволении уехать в Ригу 1814 г. л. 1-3.

[20] РГИА ф. 796 оп.101 д. 306. л. 1.

[21] РГИА ф. 796 оп.101 д. 306. Л. 1 об.

[22] Там же.

[23] Там же, л. 2 об.

[24] Там же л. 3.

[25] Там же л. 3 об.

[26] А именно иерод. Павел, послушники Сидор Петров, Илья Иларионов, Евдоким Иванов; служители: Ефим Федоров, Пракофий Павлов Егор Григорьев и Алексей Назаров. Там же, л. 4.

[27] Там же.

[28] Именно: иером. Феофан, Макарий, Никон, Пахомий, белый священник Иван Иванов, иерод. Павел и белый диакон Симеон Яковлев, послушники Сидор Петров, Илья Иларионов и Евдоким Иванов.

[29] Там же. Л. 5 об.

[30] Там же. Л. 8 об.

[31] Там же.

[32] Там же. Л. 12.

[33] Там же. Л. 21.

[34] Там же. Л 22-30.

[35] Там же. л. 45.

[36] Там же. Л. 25.

[37] Список выявленных манускриптов руки о. Симеона (Ивковича): БМХ 198/280, БМХ 215/352, РГИА 834.3.3771, РГИА 834.3.3774, БАНР sl. 166, БМС sl. 10, БМН sl. 36, БМН sl. 41, БМН sl. 56, БМН sl. 88, БМН sl. 99, БМН sl. 213.



Источник: Богослов.Ru

146