Об общем духовнике монастыря и личном духовнике, избираемом себе человеком, вступившим на монашеский путь

Иаков (Савельев), иеродиакон

336-giga.jpg

В обновленной статье кандидата богословия, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотрения задач, а также прав и обязанностей общего монастырского духовника и личного духовника, избираемого человеком самому себе. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор при написании статьи опирался как на святоотеческое учение, так и на мнения старцев и известных духовников, живших не так давно, в XX–XXI веках.


Одним из путей спасения для человека является монашество. О сложности этого пути говорили и писали многие святые отцы. Но в настоящее время появились обстоятельства и проблемы в духовной жизни, которых не было ранее и которые не описаны в творениях ранее живших святых подвижников. И в том числе вследствие этого не всегда человеку, пришедшему спасаться в монастыре, бывает понятно, как правильно относиться к тем или иным вещам. В данной статье предпринята попытка на основании святоотеческого учения и духовного опыта старцев и известных духовников, живших не так давно, порассуждать о тех задачах, которые возлагаются на общего монастырского духовника, какие в связи с этим у него могут быть права и обязанности, учитывая при этом особенности современной духовной жизни.

В «Положении о монастырях и монашествующих», принятом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года, о должности общего духовника мужского монастыря сказано следующее: «В помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители (братский духовник), представляемый на утверждение епархиальному архиерею»; «при большой численности братии может быть назначено несколько духовников»[1]. Аналогичная должность вводится и в женских обителях: «В духовном руководстве сестрами игуменье помогает духовник обители... Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства»[2]. Также для духовного руководства «в помощь игуменье духовным собором могут быть избраны наставницы из числа опытных старших сестер»[3].

К сожалению, в рассматриваемом «Положении о монастырях и монашествующих» не говорится конкретно о личных духовниках монашествующих, которых они сами себе выбирают. Сказано об общем духовнике обители и в нескольких местах написано просто «духовник» без уточнения, какой именно — общемонастырский или выбранный человеком для своего духовного руководства. В данной работе попытаемся разобраться, в чем с точки зрения учения святых отцов различие между личным и общим монастырским духовниками, а также каково их предназначение и задачи.

Что сказано у святых отцов о духовном руководителе, которого человек избирает себе сам? Преподобный Иоанн Лествичник об этом пишет следующее: «Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую врачебницу: то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих. Когда же от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее, если найдешь между ними то, чего и должно искать, т. е. врачевство против душевной надменности: тогда уже и приступи к ним, и продайся на злате смирения, на хартии послушания, на рукописании служения, и при свидетелях Ангелах, раздери пред ними, раздери хартию своей воли»[4]. На основании этого можно сказать, что права и обязанности собственного духовника человека, вступившего на монашескую стезю, проистекают из личного его или ее выбора своим духовным руководителем данного человека и на основе учения святых отцов. Каков объем этих обязанностей и прав, а также каковы особенности взаимоотношений с учетом реалий современной духовной жизни, нами была предпринята попытка рассмотреть в предыдущей статье[5].

Права и обязанности общего монастырского духовника проистекают из того, что его в соответствии с «Положением о монастырях и монашествующих» Русской Православной Церкви назначает (утверждает) правящий архиерей: «В помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители (братский духовник), представляемый на утверждение епархиальному архиерею… В женских монастырях в духовном руководстве сестрами игуменье помогает духовник обители... Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем»[6]. Как видно из приведенного текста, задача общего монастырского духовника — помогать игумену или игуменье в управлении монастырем. Попробуем понять, в чем может состоять эта помощь и как правильно насельникам или насельницам строить с ним свои отношения с учетом особенностей нынешней духовной жизни.

Объем задач общего монастырского духовника, а также его прав и обязанностей определяется «Положением о монастырях и монашествующих» и уставом монастыря, в котором тот проходит свое послушание. Что касается задач, возложенных на общего духовника обители, то, на наш взгляд, их можно разделить на контроль за духовной жизнью насельников или насельниц и духовное руководство оными. И отдельно скажем об исповеди. Могут быть и иные обязанности, которые не попадают в эту классификацию. Данное разделение проведено нами лишь для удобства рассмотрения некоторых вопросов в этой статье. На практике, конечно, эти задачи разделить не всегда возможно.

О контроле за духовной жизнью монашествующих или желающих вступить на монашескую стезю в упоминавшемся уже «Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «При неблагополучном состоянии брата духовник (духовная наставница) обязан обратить на это внимание игумена (игумении) или предложить брату (сестре) открыть свое духовное состояние игумену»[7]. Также к средству контроля за жизнью насельников можно отнести следующее запрещение: «Без благословения игумена или духовника монашествующий не должен налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению»[8]. К сожалению, последняя формулировка допускает разные трактовки. Например, какой духовник должен это контролировать — общемонастырский или личный, выбранный человеком себе самим; что значат слова «сверх положенного»?

Иные вещи, которые обязан контролировать общий монастырский духовник, могут быть прописаны в уставе монастыря. Для понимания того, что именно может быть там зафиксировано об этих обязанностях, возьмем «Примерный Устав мужского монастыря», размещенный на официальном сайте мужского монастыря «Крестовая Пустынь» поселка Солох-Аул Сочинской епархии Русской Православной Церкви[9]. И в дальнейшем в статье при исследовании тех или иных вопросов будем ссылаться именно на него. В связи с тем, что это примерный устав и не все положения из него применяются в других обителях, исследовать во всех подробностях данный документ в рамках этой работы не имеет смысла. Постараемся выделить главное.

В рассматриваемом уставе предписывается: «Духовник следит, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн»[10]. И далее сказано: «Духовник должен с большим вниманием отнестись к послушаниям братии монастыря, наблюдая и выясняя их духовное отношение к ним»[11].

Подытоживая, можно сказать, что общий братский духовник, согласно «Положению о монастырях и монашествующих» и примерному Уставу мужского монастыря[12], должен контролировать не полностью духовную жизнь насельников, а частоту исповеди и приобщения Святых Христовых Таин, отношение к послушанию и вообще духовное состояние брата. Аналогично и в женских обителях. В случае если у него (общего духовника) возникнут вопросы, «духовник (духовная наставница) обязан обратить на это внимание игумена (игумении) или предложить брату (сестре) открыть свое духовное состояние игумену»[13]. Объем вышеупомянутого контроля будет рассматриваться в статье и далее. Также не духовнику, а насельникам сказано о пагубности чрезмерного поста и чрезмерного молитвенного правила. А если брат или сестра захотят сильно поститься или очень много молиться, они обязаны согласовывать это с игуменом и духовником[14].

В связи с изложенным выше возникает вопрос, что считать губительными уклонениями в духовной жизни, на которые в качестве контроля может обратить внимание общий монастырский духовник и сообщить об этом игумену или предложить брату самому открыть настоятелю или наместнику свое духовное состояние, а что считать особенностями прохождения духовной жизни (духовной брани) насельником, решение по которым нужно признать относящимся к области духовного руководства, а не контроля за пагубными отклонениями в жизни монашествующего? Наверное, границу здесь провести не всегда получится, хотя постараться можно. Основываться при этом нужно на учении святых отцов по данному вопросу. Но в случае сомнений тот или иной факт подлежит обсуждению с игуменом монастыря, как это предписывается «Положением о монастырях и монашествующих»[15].

Как было сказано выше, задачи, стоящие перед монастырским духовником, были подразделены нами в целях удобства рассмотрения их в данной статье на контроль за духовной жизнью монашествующих, духовное руководство насельниками и некоторые другие задачи, которые нельзя точно отнести ни к тому, ни к другому.

В отношении руководства духовной жизнью насельников или насельниц общим духовником обители возникают вопросы. Во-первых, общий монастырский духовник назначается священноначалием, а по учению святых отцов для собственного духовного руководства человек выбирает себе руководителя сам на основании исследования того, кто лучше может помочь в деле спасения. Так говорится у древних отцов. Например, в «Лествице» об этом сказано: «Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую врачебницу: то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих. Когда же от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее, если найдешь между ними то, чего и должно искать, т. е. врачевство против душевной надменности: тогда уже и приступи к ним, и продайся на злате смирения, на хартии послушания, на рукописании служения, и при свидетелях Ангелах, раздери пред ними, раздери хартию своей воли»[16].

Об этом говорят и пишут не так давно жившие святые, старцы и известные духовники. Например, старец Паисий Святогорец говорил: «Духовного руководителя человек выбирает себе [сам]»[17]. Старец Кирилл (Павлов) в беседе с учащимися Московских духовных школ объяснял: «Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни... От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте»[18]. Ни в одной из этих цитат не говорится, что духовного руководителя для насельников или насельниц выбирает и назначает священноначалие. Здесь говорится, что для духовного руководства человек выбирает себе наставника или своего личного духовника сам и с ним решает, как ему спастись.

Во-вторых, многими современными или жившими не так давно пастырями немало написано и сказано об оскудении духовных руководителей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом писал: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники — великая редкость»[19]. Также и отец Кирилл (Павлов): «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях — таких духовников опытных нет. А в женских — нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных»[20]. И другие старцы и известные духовники XX и XXI вв. говорили и писали об этой проблеме[21].

В связи с изложенными выше доводами возникает вопрос: может ли вопросы духовного руководства по пути спасения решать общий монастырский духовник? На наш взгляд, приведенные выше цитаты свидетельствуют, что данные вопросы решает не общий духовник обители, они должны обсуждаться с тем духовником, которого человек выберет себе сам. О выборе личного духовника писали многие святые отцы и известные старцы, в том числе и жившие не так давно, в XX и XXI вв. Подробно останавливаться на этом в рамках данной статьи нет возможности. Но о том, как выбрать своего личного духовника, как правильно строить с ним свои отношения и пользоваться его руководством на пути спасения, нами была предпринята попытка порассуждать в предыдущей статье[22]. Впрочем, вступивший на монашеский путь может сам избрать себе в качестве личного духовника того духовного отца, который был поставлен священноначалием быть общемонастырским духовником. Так было, например, когда в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре обе эти обязанности (оба послушания) совмещал известный старец архимандрит Кирилл (Павлов). Но в любом случае за свой выбор духовного руководителя человеку во многом самому приходится нести ответственность.

Еще раз остановимся на том, что именно в духовной жизни должен контролировать общий монастырский духовник, учитывая, что, согласно приведенным выше цитатам святых отцов и известных старцев, вопросы руководства по пути спасения человеку должно все-таки решать с личным духовником. А также учитывая общее оскудение духовников. Еще раз в связи с этим процитируем святителя Игнатия (Брянчанинова): «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники — великая редкость»[23]. Поэтому возникают обоснованные сомнения, сможет ли общий духовник обители правильно оценить твое духовное состояние и сделать правильные спасительные для тебя выводы, и зачем ему это оценивать, если он не является твоим духовным руководителем. А поэтому, как было написано выше на основании «Положения о монастырях и монашествующих» и примерного Устава мужского монастыря, общий братский духовник должен контролировать, чтобы братия не имела пагубных уклонений в духовной состоянии. А иные вопросы духовной жизни лучше обсуждать со своим личным духовником. Аналогично и в женских обителях.

Для чего общим братским или сестринским духовником проводится исповедь? Она может быть необходима как для контроля за губительными уклонениями в духовном состоянии братии в мужских монастырях или сестер в женских обителях, так и для духовного руководства. Как было сказано выше, на основании слов святителя Игнатия (Брянчанинова) и известных старцев XX и XXI веков, вопросы духовного руководства правильно решать со своим личным духовником, а не с общемонастырским. А пагубные отклонения в духовной жизни, про которые было сказано выше и которые может контролировать общий духовник, не переходя в область духовного руководства, не совсем определенны, и большой вопрос, можно ли их выявить на исповеди. В любом случае, если у него возникнут такие подозрения, «духовник (духовная наставница) обязан обратить на это внимание игумена (игумении) или предложить брату (сестре) открыть свое духовное состояние игумену»[24], а не самостоятельно решать данный вопрос.

С другой стороны, общему монастырскому духовнику как человеку, призванному контролировать духовное состояние своих подопечных, может быть благословлено подписывать, например, бумагу, в которой излагается ставленническая присяга и говорится об отсутствии препятствий у насельника для рукоположения, и другие подобные документы. Но в случае сомнения он обязан, как сказано выше, обратиться к игумену или предложить брату обратиться с этим к настоятелю самому. Аналогично в женских обителях.

Кроме того, в «Положении о монастырях и монашествующих» про исповедь записано: «Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику... В таком случае игумену обители следует заботиться о том, чтобы такой постриженник сохранял духовную связь с братией своего монастыря. Такая связь должна выражаться в литургическом общении, исповеди у братского духовника, а также стремлении проводить в монастыре свободное от внемонастырского послушания время»[25]. В этих словах есть некоторая неопределенность. Во-первых, по свидетельству известного церковного историка, заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова архимандрита Филиппа (Симонова), монашеские постриги в миру в истории Православной Церкви совершались много раз и их сложно описать в виде стройной системы: «Монашество в миру — не что-то исключительное в истории Церкви, не раз в тысячу лет случавшееся, а некоторая… Даже системой ее не назовешь, потому что монахи в миру в систему не объединяются. Были старцы, которые постригали духовных дочерей, но когда дочери умирали, все заканчивалось — никаких организационных сетей не возникало… До сих пор где-то есть келлиотские монастыри. На Афоне некоторые не живут в общежитии»[26]. Но дело не только в том, что все случаи пострига вне обители сложно описать одним правилом.

Второй вопрос, который возникает по поводу указанной цитаты, — обязательна ли исповедь у братского духовника для поддержания «связи с братией своего монастыря»? Или же связь с монастырскими насельниками может выражаться в литургическом общении, стремлении проводить в монастыре свободное от внемонастырского послушания время? А исповедоваться можно и было бы правильнее у своего духовного руководителя, которого человек избрал себе сам, тем более что вопросы духовного руководства, как было рассмотрено выше, правильно решать именно с последним.

Также у общего монастырского духовника могут быть и другие обязанности, которые не относятся напрямую к контролю за губительными уклонениями в духовной жизни насельников или насельниц или к духовному руководству оными. Например, в примерном Уставе мужского монастыря записано: «Духовник <…> в случае болезни кого-либо утешает и оберегает такого»[27]. Вполне могут быть или возникнуть в дальнейшем и другие обязанности у общего духовника монастыря.

Попробуем подытожить сказанное. К задачам или обязанностям, которые возложены на общего монастырского духовника, относится контроль за тем, чтобы у братии в мужских монастырях или у сестер в женских обителях не было губительных уклонений в духовной жизни. Вопросы духовного руководства, согласно приведенным выше цитатам из творений святых отцов и наставлений известных старцев, правильно и должно решать с тем духовным отцом, которого человек избирает себе сам в качестве духовного руководителя, а не с общим духовником обители, если, конечно, человек сам не изберет последнего в качестве своего духовного отца. Где грань между губительными уклонениями в духовном состоянии человека и особенностями духовной жизни данного насельника или насельницы, которые должно обсуждать со своим личным духовником, определить не всегда можно. Но в любом случае, в решении этого вопроса нужно руководствоваться святоотеческим учением, и, если есть сомнения, общемонастырский духовник не сам пытается решить данную проблему, а передает ее на рассмотрение настоятелю (настоятельнице): «При неблагополучном состоянии брата духовник (духовная наставница) обязан обратить на это внимание игумена (игумении) или предложить брату (сестре) открыть свое духовное состояние игумену»[28]. Также на общего монастырского духовника могут быть возложены и другие обязанности, как, впрочем, и на иных насельников. Например, согласно примерному Уставу мужского монастыря, он «в случае болезни кого-либо утешает и оберегает такого»[29].


Использованная литература

1. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. В 3 томах.

2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996.

3. Паисий Святогорец, прп. Слова. В 4 томах. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2000-2005.

4. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Интернет-сайт «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru /put/biblio/pisma1 /pisma01.htm

5. Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003.

6. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013.

7. Положение о монастырях и монашествующих // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034/monks%202017.docx

8. Примерный Устав мужского монастыря // Интернет-сайт «Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935

9. Филипп Симонов, архим. Монах в миру // Интернет-сайт «Правмир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravmir.ru /monax-v-miru /?ysclid=lcxmg32duc714903464

10. Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь // Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bogoslov.ru /article /6176257?ysclid=lcyjm7qk7g805938416


hr.svg.png


Примечания


[1] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[2] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[3] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[4] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.

[5] См.: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь // Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru /article /6176257?ysclid=lcyjm7qk7g805938416 (дата доступа: 16.01.23).

[6] Положение о монастырях и монашествующих. п. 5.2 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[7] Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[8] Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[9] См.: Примерный Устав мужского монастыря // Интернет-сайт « Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya/?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).

[10] Примерный Устав мужского монастыря. Гл. 2 // Интернет-сайт « Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).

[11] Примерный Устав мужского монастыря. Гл. 2 // Интернет-сайт « Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).

[12] См.: Положение о монастырях и монашествующих // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2017/11/30/1239117034/monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23); Примерный Устав мужского монастыря // Интернет-сайт « Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).

[13] Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[14] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[15] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[16] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.

[17] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. С. 280.

[18] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 185-186.

[19] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. С. 573-574.

[20] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 187.

[21] Напр., см.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // Интернет-сайт «Православие.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru /put/biblio /pisma1 /pisma01.htm (дата доступа: 15.10.22); Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 121-122.

[22] См.: Иаков (Савельев), иерод. О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь // Интернет-сайт «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru /article /6176257?ysclid=lcyjm7qk7g805938416 (дата доступа: 16.01.23).

[23] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. С. 573-574.

[24] См.: Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[25] Положение о монастырях и монашествующих. п. 6.6 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[26] См.: Филипп Симонов, архим. Монах в миру // Интернет-сайт «Правмир» [Электронный ресурс]. URL: www.pravmir.ru /monax-v-miru /?ysclid=lcxmg32duc714903464 (дата доступа: 15.01.23).

[27] См.: Примерный Устав мужского монастыря. Гл. 2 // Интернет-сайт «Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).

[28] Положение о монастырях и монашествующих. п. 7.3 // Интернет-сайт «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru /data/2017/11/30 /1239117034 /monks%202017.docx (дата доступа: 16.01.23).

[29] См.: Примерный Устав мужского монастыря. Гл. 2 // Интернет-сайт «Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул. Официальный сайт монастыря» [Электронный ресурс]. URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru /2015/08/07 /primernyj-ustav-o-muzhskogo-monastyrya /?ysclid=lcy4gw1her380975935 (дата доступа: 16.01.23).


Источник: Богослов.Ru

141