Преподобный Стефан Филейский о молитве. Выдержки из трудов

1.jpg
Преподобный Стефан у своей кельи


Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13).


Цель христианской жизни на земле состоит в стремлении к соединению с Богом. В том, чтобы человек, постепенно развивая свои духовные способности, заложенные Творцом, в конечном счете мог соединиться с Ним в вечности и наслаждаться общением с Ним. Желающий достичь спасения души должен не только бороться с грехом, но и стремиться стяжать добродетели. По учению вятского подвижника и духовного писателя преподобного Стефана Филейского, наиважнейшим аспектом духовного делания и средством к стяжанию добродетелей является молитва.

Духовную жизнь человека невозможно представить без молитвенного подвига, поскольку «без молитвы не только ослабевает любая добродетель, но и сама духовная жизнь совершенного прекращается в человеке». «Чтобы подвизаться добрым подвигом веры и без преткновения совершить течение земной жизни, должны мы бодренно молиться».

Молитва, по учению преподобного, во-первых, является необходимым и незаменимым средством для того, «чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий или, что то же, выйти из-под власти сатаны (Деян. 26:18) и водвориться в Царствии Божием». Во-вторых, требуется для сохранения данной Богом благодати. «Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль», – учит отец Стефан. И в-третьих, молитва является стержнем и дыханием духовной жизни, без которого человек будет мертв духом: «Как без воды жизнь рыбы прекращается, так и без молитвы душа человека, отстраненная от Духа Божия, замирает или засыпает смертным сном». «Вот признак умершей для Бога души: онемение сердца, прекращение внутренней молитвы». Многие духовные недуги, по мнению отца Стефана, напрямую связаны с отсутствием молитвенного делания в жизни человека: «Вот причина, отчего человек падает духом, – оттого, что перестает молиться».

Преподобный определяет молитву как «обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа бессмертного». При этом существо молитвы должно являться в обращении ума и сердца человека к Богу, без которого «наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева». Сама же молитва в понимании преподобного Стефана является даром Божьим: «Всякого человека молитве научает один только Бог, дающий молитву молящемуся». От самого человека требуется участие сердца: «Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но – когда каждое слово твое исходит от сердца».


Как молиться

Говоря о молитве, преподобный Стефан не делает акцента именно на молитвенном правиле, а говорит именно о молитвенном делании как таковом. Отметим, что сам преподобный Стефан совершал богослужения суточного круга и ежедневно читал акафисты. Особенное предпочтение отдавал акафисту Покрову Пресвятой Богородицы и сам давал советы ежедневного чтения акафистов.

Ни место, ни положение тела не могут играть существенной роли в успехе молитвенного делания. «Если есть у тебя сердце сокрушенное, то не помешают тебе люди, не воспрепятствует и место приносить жертву Богу во всякое время. Можешь и сидя на земле воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце».

В то же время преподобный остро обозначает необходимость участия в храмовом богослужении: «Известно, что в дому Божием бывает богослужение; потому кто не ходит в храм Божий, тот не хочет, значит, служить Богу; кто же слугою Божиим быть не хочет, тот поневоле делается рабом противника Божия – дьявола и должен лишиться наследия рабов Божиих – Царства Небесного и идти в муку, уготованную дьяволу и его сообщникам». Отметим, что отдельное сочинение отца Стефана «Беседы о служении Богу в праздничные дни» полностью посвящено исполнению четвертой заповеди Закона Божьего.

2.jpg
Филейский монастырь

Для успешной молитвы необходимо смирение, страх Божий. «Господь, как сказано, волю только боящихся Его творит и молитву их слышит (Пс. 144:19); потому и ты, начиная молитву, подумай, кто ты и с Кем смеешь говорить».

Необходимым условием правильной молитвы, по учению преподобного, является отречение от своей воли и всецелое доверие Богу в вопросе получения просимого: «Так, например, человек желает делать добро, которое ему не под силу, или несогласно с образом жизни, или преждевременно, когда нет у него ни ведения, ни смирения; тогда лукавый дух разжигает желание и понуждает делать добро, от которого бывает смущение души, уныние и даже отчаяние. Потому и должно молиться не о том, чтобы было по желанию нашему, но как угодно Богу; ибо Он один знает, какими судьбами может спастись душа всякого человека».

Неразумной будет молитва от нечистого сердца, несокрушенного духа с испрошением суетного и земного в ущерб духовному. «Но едва ли не большее сих зло, – заключает отец Стефан, – молиться со злобою на ближнего. Кто вместо сокрушенного духа, этой жертвы приятной Богу, приносит в храм Божий ненависть на ближнего, того и молитва служит в грех ему, в большее осуждение и отвержение от Бога».

«Внешняя молитва со злобой, без прощения ближнего и напоказ в угоду своего тщеславия является не только недопустимой, но и греховной перед Богом. Искушает же долготерпение Божие и тот из нас, кто обращается к Богу с меньшим благоговением, чем к знатному человеку, – кто читает молитвы столь поспешно, что ум не может следить за словом; и оттого мысль его, как дым Каиновой жертвы, кружится только подле земли». Не менее важными средствами в молитвенном делании являются воздержание чрева и богомудрое молчание.

3.jpg
Преподобный Стефан с прихожанами в Филейском монастыре

Преподобный Стефан раскрывает проблему рассеянности помыслов на молитве. В русле святоотеческого опыта он подвигает человека не унывать и не оставлять молитву, но всеми силами «усиливаться обращать ум к Богу или заключать его в смысл слов молитвенных», пусть даже на короткое время устремлять свои мысли к Богу. И посредством частой молитвы человек может приобрести «тот молитвенный дух, который от полноты сердца будет изливаться пред Богом».


Иисусова молитва

Конечно же, отдельно преподобный Стефан делает акцент на молитве Иисусовой: «Призывание имени Господня, или молитва "Господи помилуй! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!", есть такое дело, без которого и спастись нельзя. Ибо мы не своею силою спасаемся, а милостью Божьей; потому и в церкви при всех прошениях взываем: "Господи помилуй!"».

«Сердечная, или умная, молитва сопровождается боговидением, созерцанием Самого Бога, которое достигается постоянным принуждением себя к богомыслию, неослабным прошением себе Божией милости… Кто сердце свое очистит от всех суетных помышлений и ум свой утвердит в богомыслии, того душа исполнится радости пред лицем Господним и насладится блаженством в деснице Его вовек (Пс. 15:11)».

Такой человек «уже не престает от молитвы, если не предается самозабвению, ибо Дух Божий в нем ходатайствует непрестанно о спасении его и производит в душе его воздыхания, как сказано, неизглаголанные. Тогда и в сонном состоянии, равно как и в бодрственном, молитва не прекращается в душе; но употребляет ли этот человек пищу и питие или иное что делает, даже и при глубоком сне, молитва без всякого труда источается из сердца его. Такая молитва хотя и умолкает извне человека, но в душе его всегда благоухает, всегда приводит ее в умиление, в созерцание неисповедимой благости Божией».

Именно поэтому человек, стяжавший такое устроение, стремится к большему безмолвию и удаляется от сообщества людей. И именно подобное молитвенное состояние духа и драгоценно пред Богом, когда «сокровенный сердца человек возносит к Нему свои прошения и благодарения кроткого и молчаливого духа».


Как научиться Иисусовой молитве

Тем, кто не получил навык молиться духом во всякое время, преподобный Стефан увещевает чаще молиться словесной молитвой, при этом подкрепляя эту молитву поклонами. «Умная и вместе сердечная молитва не вдруг приобретается; но бывает следствием усиленного принуждения и постоянного упражнения в молитве», – заключает отец Стефан.

По мнению преподобного, понуждение к ночным молитвословиям помогает стяжать молитву, которая уже не прекращается даже в сонном безмолвии.

Но при этом важно помнить, что «сила или благодатное утешение молитвы заключается не в словах, а в расположении души и соединении сердца с Богом. Посему ты не о том заботься, чтобы как можно более произнести молитв Иисусовых, так называемых потому, что имя Иисуса Христа повторяется; но старайся, чтобы сердце и ум твой были прилеплены к Господу и находили себе все благо в общении с Ним».

«Самый лучший способ безмолвной молитвы – умной, или духовной, – состоит в следующем: обратить внимание ума на сердце и держать его в таком положении без всякой мысли, внутренне же говорить: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". И вот такое-то простое действие приводит душу в самое мирное состояние, водворяет внутри Царствие Божие, производит дивное утешение, ничем не преодолимое упокоение в Боге».

Говоря о высотах молитвенного делания, преподобный часто утешает своего читателя подобными мыслями: «Конечно, не вдруг можно дойти до того состояния, чтобы молиться истинною молитвою; не вдруг и святые достигали сего высокого блаженства, но с усилием постоянно занимаясь молитвою, соделывали плод в терпении».


Молитва и милостыня

При всей важности молитвенного делания «одной молитвы для спасения не довольно, – увещевает преподобный Стефан, – ибо Господь Сам возвестил: "Что Мя зовете: Господи, Господи! и не творите, яже глаголю?" (Лк. 6: 46). Вера без добрых дел мертва есть (Иак. 2: 20). Потому надобно посмотреть и на дела богоугодные, которые оживотворяют душу и возводят человека к царству вечной жизни».

4.jpgКрест на могиле преподобного Стефана

«Чтоб воспарить душою от земных забот к небесным, нужно дать ей, как некто сказал, два крыла: молитву и милостыню. Милостыня от смерти избавляет, – сказано в Писании, – и не допускает идти во тьму (Тов. 4:11). В стремлении к небесным благам молитва служит вторым крылом. Чтоб победить поднебесных духов злобы (Еф. 6:12), повергающих душу в неверие и уныние, нужна прилежная молитва Спасителю Богу…»

Преподобный Стефан, сам будучи великим молитвенником, постигшим на опыте плоды молитвенного делания, сподвигает своими советами посредством молитвы выйти навстречу ищущему его Богу, вступить в богообщение и достичь боговедения. Советы святого воодушевляют на молитвенное делание каждого человека, желающего спасти свою душу: «Много может молитва и самого грешного человека, когда возносится из глубины сердца сокрушенного и смиренного; опыт всех веков показывает, что все, уповающие на Господа, сподоблялись благоволения Его». «Итак, возымей же усердие к молитве и отныне не считай ее безполезною; не думай, что напрасно тратишь время и силы, когда совершаешь словесную Богу службу».


Список использованной литературы

● Стефан (Куртеев) иером. Беседы о служении Богу в праздничные дни. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Как удобнее войти в Царство Божье. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Кончина мира и второе пришествие Христово. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много. О неосуждении. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Молва мира сего и безмолвие. Безмолвие. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Ожидание жизни будущего века. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Познание добра и зла, или Учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел. // Собрание Стефан (Куртеев) иером. Свет во тьме сидящему или вразумление умирающему. Кто может спастись. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Помощь в случае падения. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Три слова обидимым, обидящим и скорбящим, размышление о молитве и спасении. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Утешение сетующих об умершем. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Хранение от преткновения. // Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. – Вятка: «Буквица», 2007.

● Стефан (Куртеев) иером. Чего боится дьявол? Полтавская епархия, 2004.



Источник: сайт Сретенского монастыря

152