Архимандрит Алексий (Мандзирис): «Полюбим борьбу, делание и покаяние»

Архимандрит Алексий (Мандзирис)
Архимандрит Алексий (Мандзирис): «Полюбим борьбу, делание и покаяние»

Для участия в монашеской конференции «Преподобный Феодор Студит – игумен общежительного монастыря» со Святой Горы Афон в Беларусь прибыла делегация из монастыря Ксенофонт во главе с игуменом монастыря архимандритом Алексием (Манзирисом). 24 июня 2017 года по приглашению епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству, архимандрит Алексий встретился с клириками Лидской и Сморгонской епархии и обратился к ним со словом назидания, которое публикуем ниже.

Ваше Преосвященство, достопочтенные отцы, благословите!

Со священным трепетом я присутствую на этом честном собрании, которое было организовано по Вашему благословению, Владыка, и на котором собрались Ваша избранная паства, священники и диаконы Вашей епархии.

Благодарю за честь представить несколько своих мыслей как ваш брат священнослужитель в качестве с любовью преподнесенного вам приношения для размышления.

Мир, дорогие отцы, в котором мы движемся и живем, - это переплетение различных многочисленных течений. В нашей повседневной жизни происходят события, которые нас потрясают, чем и формируют нашу жизнь в ее разнообразии. Технологический прогресс, в особенности в сфере цифровых технологий, а также и других достижений, которые потребительски господствуют в этом мире, подрывают равновесие и устои нашей жизни, вызывая сильнейшие страхи, беспокойство и неуверенность.

Возможно, они облегчают человеческое выживание, нашу деятельность, обслуживают многочисленные наши потребности в общении, образовании, хозяйстве, информировании, планировании, программировании, науке, развитии, однако, одновременно они подогревают и активизируют в нас болезнетворные чувства, возбуждают нездоровую фантазию, создают опасные зависимости, разрушающие личность человека.

В этой непререкаемой реальности, где мы все с ней сталкиваемся и она соответственным образом оказывает на нас влияние, голос Слова, через божественного Павла становится актуальным и спасительным: «Не сообразуйтесь с веком сим», т.е. «внимайте себе и всему стаду»!

Братья мои, в этой атмосфере, преодолевая трудности, мы призваны потрудиться, как верные служители Таинств Божиих.

В обществе, в котором смятение, неверие, обман и кризис ценностей в самом разгаре, но где, к счастью, существует и многочисленный избранный народ Божий, мы призваны держать светильник веры зажженным и, как чада света, свидетельствовать о Свете!

С того священного момента, когда наш епископ молитвами и возложением рук во время Таинства посвящения [рукоположения – прим. Пер.] передает нам невидимую Божественную благодать, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет», мы изменяемся, как четко отмечает святой Григорий Нисский: «Ибо тот, кто вчера и прежде был одним из многих, одним из народа, вдруг оказывается вождем, предстоятелем, учителем благочестия, совершителем сокровенных таинств. И таким он делается, нисколько не изменившись по телу или по виду, но, оставаясь по видимости таким же, каким был, некоторою невидимою силою и благодатью преобразовался по невидимой душе к лучшему».

Дорогие отцы, священник Божий получает правду, «проповедуя Евангелие Царствия Божия, служа слову Правды Его, преподнося дары и жертву духовную, обновляя народ через возрождение». Он становится избранным орудием Божиим, через которого Бог дарует свет, благодать, освящение и спасение людям. Он становится посредником и послом между Богом и благоразумными овцами его стада.

Как говорит божественный Иоанн Златоуст, «священник стоит между Богом и людьми, спуская к нам на землю небесные почести и вознося наши мольбы к небу»!

Большая и высокая честь дается священнику Божию. «Если бы только можно было представить, насколько это великое дело, - говорит мудрый Златоуст, - чтобы человек, сотворенный из плоти и крови, смог приблизиться к блаженной и непорочной природе, тогда стало бы понятно, какой великой честью наделила священников благодать Святого Духа!». Поэтому наполненный изумлением святой отец, видя честь, которую священник получает во время Таинства хиротонии, говорит: «Священник через служение и благодать, которые он совершает, выше даже самих ангелов».

«Когда видишь Господа, принесенного в жертву и находящегося на Святом Престоле, а также священника, стоящего над жертвой и молящегося, думаешь, что все еще стоишь перед человеком?», - спрашивает божественный Иоанн Златоуст, чтобы объяснить нам, что священник Всевышнего является высшим среди ангелов.

Братья мои, наблюдая за этой божественной красотой, в которой мы, как служители Таинств Божиих, пребываем благодаря Всесвятому Духу, давайте будем считать Таинства нашими духовными и нравственными обязанностями, которые мы должны исполнять, как служители божественной Икономии. Потому что священник как проводник Благодати возрождает в купели верующих. «Через священника мы облекаемся во Христа», - подчеркивает божественный Златоуст. Ведь во время Таинства мы исповедуем: «Во Христа крестившись, вы облеклись во Христа». И «соединившись с Сыном Божиим, стали членами этой блаженной главы»!

Следовательно, весь последующий путь очищения души верующего человека от грехов совершается с помощью благодати, которая нисходит во время Таинства Покаяния и молитвы священника. Укрепляются и супружеские отношения благодаря священнику Божию, который благословляет молодую семью. И во всех остальных сложных жизненных обстоятельствах верующих, которые в избытке наполняют нашу жизнь, верующий человек и добрый служитель не лишены благодати.

Мы видим, как он, священник, стоит у одра болящего и утешает его. Он рядом с заблудшим братом, чтобы с деликатностью и любовью вернуть его пастве Христовой. В тюрьме он ангел света и утешения для страждущих наших братьев. Он становится тихим примирителем для охваченных страстью мести. Он проявляет себя как любящий отец, который поддерживает трудящихся и утомленных наших братьев, а также тех, которые недавно потеряли своих близких.

Он ценный защитник для своей семьи по крови, а также и для своих духовных чад, для своего прихода.

Его совет рассудителен!

Его наставление всегда с любовью!

Он укоряет себя и со снисхождением [относится к другим].

Долготерпит, подобно Богу!

Ведет незаметно!

Питает словом правды!

Наставляет в богопознании!

Защищает стадо от злых волков!

Он первый в делах милосердия и добра.

Нищих милует, богатых побуждает и просит!

Он становится «всем для всех», по апостольскому слову!

Так, божественный Златоуст исповедует: «Достоин иерей, который словом и делом всегда и везде ведет себя, как настоящий и истинный священник, всякий раз, когда он находится среди людей или с ближним, происходит встреча Христа с людьми или с ближним»!

Мы не должны забывать о том, что мы соработники Божии и представляем собой «соль земли». Без священника не может существовать Церковь, этот удивительный божественный организм, главой которого является Христос, а телом – верующие [христиане].

«Без этих священников, - говорит ученик апостолов святой Игнатий Богоносец, - невозможно собрание верующих». Значит, и спасение без них невозможно.

Сколь ценно служение, приносимое священником Божиим для церкви Христовой, но также и для всего претерпевшего рода [человеческого].

Святой храм, домашняя церковь пресвитера, прихожане и весь социум, представляют собой площадку для действия. Дело священника многопланово. Святой храм является сердцем прихода, которое поддерживается святыми Таинствами, святыми службами, назидательным словом, пастырским служением и делами милосердия.

Божественная литургия - это небесное священнодействие, «страшнейшее всех Таинств», как ее описывает божественный Златоуст. Это божественная Евхаристия (Благодарение), где мы славословим Господа, проявляющего снисхождение ради нашего спасения, мы благодарим Его за Его бескрайнюю милость и непостижимое человеколюбие, что Он делает нас достойными стать причастниками божественной природы «во оставление грехов и жизни будущего века».

Освящающая благодать этого Таинства очищает наши души и тела от всякого заражения, открывает нам двери рая, направляет нашу жизнь, оберегает всех нас Своей божественной любовью и устраивает наш ровный путь к Богу.

Разве существует еще больший подарок, который мы преподнесем нашим духовным чадам, чем передать им со страхом Божиим, верой и любовью то сокровище, которое нам вручил Господь? Недостаточно того, чтобы только народ приходил с благочестием, верой и любовью, но и мы, будучи священно деятелями, [должны] по своему благочестию украшаться божественными дарами.

Как добрые и любящие пастыри будем служить и как наставники народа Божия, в духе кротости и любви будем утешать и поддерживать наших ближних, потерявших надежду, кто усомнился в вере, кто живет под угрозой бедности и нищеты. Голос пророка: «Утешайте народ мой» (Исайя 40:1) - пусть приведет нас к служению словом, которое, как показывает время, должно быть утешительным, спасительным и дающим надежду.

Верующие же, видя наше христоподражательное поведение, будут славить Отца нашего, сущего на Небесах. Будем же солью земли, чтобы сохранять жизнь и придавать ей вкус для наших детей, которых нам вверил Жизнодавец Христос.

Когда я жил в Метеорах, примерно пятьдесят лет назад, где я и начал свой монашеский путь, местный Митрополит попросил меня посетить один приход, чтобы совершить там службу и исповедовать верующих.

На площади этого небольшого городка меня встретил священник, один достопочтенный «левит». Когда мы шли, нас приветствовали христиане. Мы совершили вечерню в храме в присутствии достаточно большого количества прихожан, провели беседу на актуальную тему в духовном центре с теми, кто пришел, и в конце оказались в доме священника. Там нас встретила матушка (жена священника) с четырьмя детьми. Мы поужинали, и затем отец Константин провел меня в комнату с иконами, где горела лампадка. Он дал мне епитрахиль, и мы совершили повечерие. Вся семья принимала в этом участие.

Почему я обратил на это внимание и сейчас об этом упоминаю? Я хочу подчеркнуть, что этот батюшка молился не только в своем приходе, в храме, но и в своей семье.

Храм, конечно же, является центром литургической и пастырской деятельности священника. Там совершаются все освящающие действия Таинств и служб. Там идет исповедь, там можно услышать слово правды, там совершается социальное служение Церкви. Однако священник должен молиться и в своем доме и заботиться о своих домашних. Его попечение и забота должны распространяться не только на его прихожан, но и на его семью.

Дорогие отцы, божественный апостол Павел в своих духоносных посланиях рисует образ истинного пресвитера и обращается к нам со словами: «…будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте… занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе…» (1 Тим 4, 12-14)!

И еще: пресвитер «должен быть…, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением…» (Тит 1, 7-9).

Возможно, покажется, что здесь речь идет о епископах, но в Новом Завете вместо термина «епископ» употребляется слово «пресвитер»: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17), и он назначен ответственным лицом церкви с административными, литургическими и пастырскими обязанностями. Таким образом, данный образ, который апостол народов описывает в отношении личности епископа, касается и нас, священников, поэтому будем же искать в нем и наш образ.

Священник в своем многогранном деле, чтобы иметь добрые плоды

- как служитель Таинств,

- как проповедник Слова,

- как принимающий исповедь,

- как глава семьи,

- как исполнитель административных обязанностей, пастырского служения и дел милосердия в своем приходе

должен служить с верой и любовью, с рассуждением и кротостью, с терпением и смирением, с искренностью и бескорыстием.

Когда пятьдесят лет назад я получил дар священства, мой достопочтенный старец, который меня рукоположил, пожелал мне следующее: «Чадо мое, желаю, чтобы и последняя Литургия в твоей жизни была, как первая! Будь осторожен, не привыкай к святыне!».

Это пожелание я слышу внутри себя на протяжении пятидесяти лет, это борьба, это делание, это покаяние. Это смиренное пожелание я передаю и вам:

«Братья мои, полюбите борьбу, делание и покаяние! Эта духовная основа пусть нас сопровождает в нашем духовном служении и пусть принесет нам плоды вечной жизни».

Благодарю за внимание!

144