«Может ли монах не быть счастливым?»: архимандрит Алексий поделился опытом монашеской жизни на Святой Горе Афон

Архимандрит Алексий (Мандзирис)
«Может ли монах не быть счастливым?»: архимандрит Алексий поделился опытом монашеской жизни на Святой Горе Афон

«Что такое счастье в монашеской жизни?» – «Господь сказал: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал”. Как же монаху не быть счастливым и довольным, что Господь избрал его, привел во Святая святых служить Богу?!» Таким был один из вопросов и ответов на собрании монашествующих, которое состоялось 24 июля 2017 года в Екатеринбурге в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских чтений. Игумены, игумении и монашествующие 18 монастырей Екатеринбургской митрополии собрались в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре, чтобы встретиться с игуменом афонского монастыря Ксенофонт архимандритом Алексием (Мадзирисом) и задать вопросы о правильном устроении монашеской жизни. Собрание прошло под председательством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, присутствовал также викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений.

«Нравственные ценности и будущее человечества» – такова тема предстоящих Рождественских чтений. Монастыри издревле являются хранителями высочайших нравственных ценностей и идеалов; на них с надеждой смотрит весь мир. При каких условиях монастырь поистине становится школой святости и источником вдохновения для всех окружающих? Основным условием является то, что в монастыре сохраняется дух отречения от мира. Это и есть средство сохранения нравственных ценностей для каждого монаха и для монашеского братства в целом, отметил архимандрит Алексий. В своем докладе игумен монастыря Ксенофонт напомнил собравшимся о преподобном Феодоре Студите, который созидал свои обители в тяжелые времена иконоборчества, однако ему удалось построить монастыри, где поистине царил дух мироотречения и где духовная жизнь процветала.

- Вы видите, что как сейчас, так и всегда были сложности. И этот богоносный отец является для нас направляющей стрелой, указующей путь для каждого игумена, – сказал отец Алексий.

Он отметил, что сам преподобный Феодор во всем руководствовался древним монашеским преданием, правилами святителя Василия Великого. И в наши дни игумены и монашествующие призваны обратиться к многовековому монашескому преданию. Основы монашеской жизни остаются неизменными: интенсивная литургическая жизнь, гармоничное сочетание трудов и молитвы, послушание всех братий одному духовному отцу, игумену, дух нестяжательности и отречения от мира – все это делает монастыри подобными первохристианским общинам, где святость была нормой жизни.

Особая роль в созидании духа отречения от мира принадлежит игумену.

- Игумен – это духовный отец, который как новый Моисей призван вводить своих чад в область Божественного присутствия», – сказал отец Алексий. От любви и внимания игумена к братиям зависит то, чтобы между всеми братиями была крепкая связь, чтобы каждый чувствовал, что монастырь – это его семья, и ни у одного насельника не было желания даже ненадолго выйти за стены обители. «На Афоне каждого нового брата приводят в его келью и говорят: “Отсюда только в рай”. И всякий с самого начала понимает, что монастырь – это его единственный дом, – рассказал отец Алексий. Монашеское братство становится новой семьей послушника, и для него важно уже не обращаться вспять, не стремиться к общению с теми, кого он оставил в миру.

Игумен призван научить брата тому, чтобы он полностью принимал все обычаи и порядки в обители, никогда не допуская помыслов осуждения:

- Когда монаху приходят помыслы ропота, нетерпения, недовольства и он думает: “Здесь делается что-то не так”, – ему нужно иметь благородство, мужество и уметь сразу останавливать себя, не внимать этим помыслам. Тогда в его сердце всегда будет гореть огонь ревности, и он не утратит радости и вдохновения.

Духовному отцу важно найти индивидуальный подход к каждому монаху, помочь ему определить меру правила и других подвигов.

- Ни в коем случае нельзя давать всем одно правило, – отметил отец Алексий. - Каждый человек имеет свое устроение, свою наследственность и прошлое, свои немощи; люди различаются и телесными силами, и душевной крепостью. И высшей несправедливостью будет ко всем относиться равно. Даже один и тот же человек может сегодня иметь одно состояние, а завтра другое. Может случиться так, что брат охладеет к молитве и оставит свое правило. В таком случае можно дать ему совсем маленькое «правильце», и постепенно он придет в прежнее состояние.

И отец Алексий привел такой пример из жизни преподобного Паисия Святогорца. Однажды к старцу пришел монах и сказал: «Старче, я не хочу исполнять правило. Что ты мне посоветуешь?» Старец успокоил его: «Ну, ничего страшного, не хочешь – не исполняй». Монах растерялся: он не ожидал такого ответа. Он ушел, а через неделю вновь пришел к старцу Паисию: «Старче, а ты серьезно мне сказал, что не нужно молиться?» – «Ну, ты же не хочешь?» – «Вообще-то немножко хочу», – признался монах. Тогда старец сказал: «Ну, хорошо, молись одну четку в день». Через неделю монах вновь пришел к старцу: «Старче, мне стыдно всего одну четку молиться, дай мне что-то побольше». И так постепенно этот монах вновь стал ревностным в молитве.

Игумен, которому вручена духовная власть от Бога, может очень многое сделать для своих чад. Его благословением освящается всё в жизни монаха. И потому, как сказал отец Алексий, очень важно, чтобы монахи советовались о своей духовной жизни, делились своими переживаниями и трудностями только с игуменом и ни с кем иным. Именно так в монастыре всё подчиняется одной воле, и киновия действует как единое целое, одно сердце и одна душа. И дьявол не может найти брешь в таком братстве, оно надежно ограждено от мирского духа.

- Всегда, когда монах что-то делает по благословению, – это безопасно. А если он что-то совершает по своей воле, тогда есть опасность, что он сделает это по пристрастию. Оказав послушание игумену, монах всегда выигрывает, - отметил игумен. - Напротив, когда монах имеет дух неустойчивый и беспорядочный, верит своим помыслам и не внимает вразумлениям игумена, то он в духовной жизни постоянно проигрывает и приобретает мирской дух.

Отец Алексий ответил на многочисленные вопросы собравшихся, каждый раз призывая всех быть верными монашескому преданию и стараться жить свято – в духе смирения любви и молитвы.

Митрополит Кирилл искренне поблагодарил отца Алексия за то, что он поделился своим духовным опытом:

- Отец Алексий уже 50 лет несет послушание игумена, 50 лет отвечает за души братий, созидает монастырь, и каждое его слово для нас очень дорого.

Затем владыка подытожил собрание, сказав:

- Очень важно, чтобы каждый новый человек, приходящий в обитель, сразу попадал в правильную духовную атмосферу и усваивал настоящий монашеский дух. В обители должны приходить не такие люди, которым не удалось устроиться в жизни и которые рассчитывают просто найти в монастыре кров и пищу, а те, которые подлинно ищут духовной жизни, ищут отречения от мира и единения с Богом. И у таких людей не будет возникать вопросов, например, почему не надо выходить из обители, почему надо всегда слушаться игумена и так далее.

И, по словам владыки, русским монашествующим сейчас очень важно перенимать опыт святогорских монастырей.

Своими впечатлениями от общения по окончании конференции с читателями епархиального сайта и телезрителями телеканала «Союз» поделились наместники ряда монастырей.

- Конечно, для нас духовный опыт таких людей является сокровищницей, живым руководством, живым примером, потому что, когда мы читаем творения святых отцов, а сегодня отец Алексий в своем докладе говорил об опыте преподобного Феодора Студита – игумена одного из славнейших древнейших известнейших монастырей в истории Церкви, от того зачастую воспринимаем как нечто бывшее давно, нечто далекое от нас, насколько это достижимо, насколько мы можем руководствоваться теми правилами святых отцов, которые были установлены несколько столетий назад, - отметил игумен Иероним (Миронов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. - Не является ли это для нас слишком высокой планкой, если мы будем к ней устремляться, не получится ли так, что мы впадем в прелесть, уйдем куда-то в сторону и забудем о реальных проблемах современной жизни? Пример Святой Горы Афон и таких игуменов, как отец Алексий говорит нам о том, что учение творение святых отцов, их наставления, их правила являются жизненными и в наше время, и мы должны на них равняться и руководствоваться ими. И взирать на опыт тех живых подражателей, деятелей, которые, к счастью, к нам приезжают и нас наставляют.

- Вспоминается такое выражение у афонитов: настоящий монах, когда он появляется, то от него за километр "пахнет Христом". Действительно, архимандрит Алексий – именно тот монах, который издалека уже сразу же настраивает на духовную жизнь, - делится игумен Петр (Мажетов), наместник мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь. - Его послание интересно, как некое раскрытие Священного Писания. Слушая его, начинаешь «просыпаться» от суеты мира. Он говорит какие-то особенные мысли, по-новому раскрывает взгляд на монашескую жизнь. Общаясь с ним, начинаешь понимать гораздо больше, чем он говорит. В его словах раскрыт большой смысл – мне это понравилось и, слава Богу, что у нас совершилось такое событие.

Отметим, в ходе работы монашеской секции Рождественских чтений игумены, игумении и монашествующие получили ответы старца Алексия на многочисленные вопросы о правильном устроении монашеской жизни, позволяющем православным обителям быть школой святости и источником вдохновения для всех окружающих. Собрание прошло под председательством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, присутствовал также викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений. «Нравственные ценности и будущее человечества» – такова тема предстоящих Рождественских чтений.

Источник: сайт Екатеринбургской епархии

133