Приветственное слово Патриаршего Экзарха всея Беларуси к участникам монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей»

22 июня 2018
Митрополит Минский и Заславский Павел
Приветственное  слово Патриаршего Экзарха всея Беларуси к участникам монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей»

Ваше Преосвященство,

всечестные отцы игумены, матушки игумении,

дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас – участников монашеской конференции, посвященной важной теме: «Организация внутренней жизни монастырей». Благодарю всех высоких гостей, почтивших нас своим присутствием.

Прежде чем перейти непосредственно к теме нынешнего форума, хотел бы выразить радость от того, что милостью Божией в Республике Беларусь после долгих лет безбожных гонений возрождаются монастыри и подлинное монашеское делание, которое главным образом заключается в покаянии и молитве.

В пределах Белорусской Православной Церкви сегодня действуют 35 монастырей (из них 11 мужских, 24 женских). Часть этих обителей имеют древнюю историю, а часть образована в последние годы. Как правило, наши монастыри являются центрами духовного образования и просвещения, некоторые обители заняты вопросами гуманитарной помощи и милосердия.

Под сенью монастырей развиваются иконопись, художественные ремесла, издательское дело. Но самое главное и самое ценное искусство, которым овладевают монахи и монахини, это аскеза, правильный образ жизни, богослужение и молитва, которое является искусством стяжания благодати Духа Святого. Ради достижения этой величайшей цели монашествующие налагают на себя особые ограничения и ведут непрестанную духовную брань со своими страстями и греховными помыслами.

По точной и емкой мысли митрополита Волоколамского Илариона, «монашество вводит члена Церкви в новое состояние – причисляет его к ангельскому образу, к жизни в девстве ради Царствия Небесного». Монашеский путь труден и тернист, но монахи призваны быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5:13–14). «Бог хочет, чтобы монахи опытом своей личности давали людям свет и таким образом руководствовали их к Вечной жизни», – говорил преподобный Паисий Святогорец.

Вот почему так важно сберечь и сохранить святоотеческую традицию монашеского делания. Отрадно, что важность этой задачи понимают и в монастырях Белорусского Экзархата, свидетельством чему является нынешняя конференция.

Сегодняшний форум посвящен организации внутренней жизни монастырей на современном этапе. Полагаю, что, говоря об этом, нужно учитывать те новые тенденции, которые появились в жизни нашего общества в XXI веке. Люди приходят в монастырь из мира, а мир в последнее время очень сильно изменился. На наших глазах стремительно развиваются электроника, способы связи, информационные технологии, и порой мы видим, что люди, к сожалению, попадают в самую настоящую зависимость от потребления информации. Современный человек зачастую ложится спать и просыпается с планшетом или смартфоном. Он читает десятки новостей в день – но эта информация не задерживается в его памяти и ничего доброго и полезного не дает ни его уму, ни сердцу. Он может иметь тысячи «друзей» в социальных сетях и при этом ни с кем, по сути, не дружить. Очень часто виртуальная реальность похищает у человека то время, которое он мог бы посвятить молитве и добрым делам, употребить с пользой для души и тела.

Эта же проблема, по моему глубокому убеждению, актуальна не только для мирян, но и для монашествующих. Монах призван достичь особой внутренней концентрации, особого молитвенного самоуглубления. Именно потому тем, кто вступил на иноческую стезю, опасно отвлекаться на информационные шумы современного мира. Раньше инок не выходил за монастырские стены и в уединении совершал свой подвиг, а теперь он, даже оставаясь физически за высокими стенами, через Интернет в одно мгновение покидает свою келию, обитель и блуждает по миру, растрачивая свой внутренний мир и подвергаясь бесчисленным искушениям. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что такой монашествующий «одним кликом может выйти на любую информацию, часто бросающую вызов монашескому призванию и негативно воздействующую на инстинктивное начало человека».

Я не считаю, что в монастырях нужно полностью запретить использование компьютеров и мобильных телефонов. Для многих монашествующих, которые наделены даром слова и несут церковное послушание в сфере проповеди и просвещения, Интернет является хорошим средством Евангельского благовестия. В определенных ситуациях Интернет необходим и как источник новостей и других актуальных сведений. Но при этом непреложно должны соблюдаться слова апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Чтобы не попасть в плен всемирной паутине, монахам и монахиням следует строго регулировать количество времени, проводимого в Интернете, и ограничить число посещаемых сайтов в зависимости от их содержания. В целом, монашествующим стоит соблюдать информационный «пост»: на мой взгляд, он важен не менее, чем пост гастрономический.

Безусловно, организация внутреннего уклада монастырей предполагает устроение монашеской обители как общины. Для этого, с одной стороны, монашествующим следует пребывать в послушании у игумена/игумении, памятуя слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Без послушания монашество невозможно, как жизнь без дыхания». С другой стороны, игумены и игумении призваны являть пример исполнения заповеди Спасителя: Кто хочет быть большим, да будет всем слугою(Мф. 20:26). Уверен, что в ходе нынешней конференции будет уделено должное внимание конкретным способам воплощения в жизнь высоких идеалов подвижнического жития, отраженных в Священном Писании и в святоотеческом Предании Православной Церкви.

В заключение хотелось бы привести мысль преподобного Паисия Святогорца: «Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему». Действительно, любовь к Богу и ближним – вот подлинная основа монашества и главный закон обустройства монастырей.

Желаю участникам конференции плодотворных трудов и благодатной помощи Божией в монашеском служении Церкви Христовой.

8