Радость покаяния

Митрополит Павел (Язиджи)

5_k.jpg

Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15: 23).

Каждый год притча о блудном сыне возвращается к нам как луч света, разгоняя всю тьму отчаяния и возвышая утомленные души от тяжести «страны далече».

Этот библейский текст исключителен для понимания нами измерений отношений с Богом и встречи с Ним после долгого забвения, в то время как таинство покаяния подвергается некоторому искажению, двусмысленности или вообще обходится стороной.

Некоторым христианская жизнь представляется «религией», которая подводит людей к «обязанности» соблюдать заповеди, чтобы уберечься от Божьего гнева. Поскольку в целом это невозможно, в религию добавили епитимьи, чтобы человек смог заслужить Его прощение.

Но язык Святой Библии отличается от этого таинственного круга, в котором за человеческим грехом следует божественное искупление и акты покаяния. Весь язык Писания можно свести к одному слову, которое резюмирует его содержание, – это покаяние.

Покаяние в Библии напрямую связано с радостью, как мы услышали сегодня в конце притчи о блудном сыне. Из нее вытекают несколько смыслов, которые заслуживают нашего глубокого изучения, а именно:

– Грешник и его грех – не одно и то же.

Очевидно, что Христос подчеркивал в этой притче ценность каждого человека, будь он праведником или грешником. Человек есть чадо Божие, и каковы бы ни были его обстоятельства, в доме своего отца или в «стране далече» он всегда останется сыном, которого Бог одинаково любит, несмотря ни на что.

Бог есть любовь. Бог – Отец, Который любит своих сыновей. Он любит нас. Но у этой любви две стороны: радость, когда мы возвращаемся к Нему, и крест, когда мы уходим.

Да, грех не есть сам грешник. Грех – это неправильный поступок сына, а не его истинная сущность. Сущность сына – в любви Отца, которая никогда не меняется. Но грех – это его слабость и его ошибка, и это можно исправить. Праведность и грех – два выбора для человека. Поэтому, когда человек грешит, он не попадает в список проклятых и не оказывается среди отверженных, но становится разыскиваемым Отцом, потому что он заблудился.

Так святой Павел повелевает нам поддерживать тех, кто слаб в духе и любви: «Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5: 14)

Но если есть грех, есть и покаяние. Грешник – это сын, который еще не покаялся, а праведник – это сын, который покаялся и вернулся к Богу.

– Отец всегда ждет.

В этой притче Иисус показывает отца в состоянии ожидания сына, который ушел. Отец просто ждет возвращения сына, ибо знает, что его сын никогда не найдет тепла отцовского дома ни в одной дальней стране.

На некоторых иконах эта притча изображается так: отец ждет сына на крыше своего дома. Да, Бог ждет. И будем надеяться, что Его ожидание нас оправдается.

Это крест Господень – Его ожидание! Бог не просит искупления, Он не гневается и не мстит нам, когда мы грешим, но надежда на наше возвращение распинает Его. Такова величина Его любви в этом мире, украшенном нашей слабостью и Его благодатью.

– Неосуждение кающегося.

f9ec.jpg

Как поразительно! Когда сын вернулся, отец отдал ему все его привилегии и утраченную благодать вместо того, чтобы спросить его, где тот растратил часть своего имущества или почему он предал его любовь и ушел в далекую страну.

Это естественно для того, кто ждет с любовью. Не это ли чудное неосуждение заставит вернувшегося сына больше не думать об отъезде и навсегда остаться в долгу перед любовью отца и в покаянии? Да, Бог не судит за прошлое, ибо Он – сострадательный Отец.

Мы все желаем нашего примирения друг с другом, но в основном мы выбираем другие пути, не такие, как этот милосердный отец, поскольку мы не прощаем друг друга при встрече. Мы обвиняем, мы судим и требуем условий перед тем, как простить другого. Но для Бога это долгожданная встреча, а не суд. «Сыне, даждь Ми сердце твое…» (Притч. 23: 26). Бог вправе просить этого от каждого кающегося грешника.

– Величайшая радость.

Неудивительно, что этот отец был доволен своим старшим сыном, который не уходил из дома. Но как изумительны акценты этой и многих других притч в Священном Писании… В них говорится о «пении и ликовании» в связи с возвращением блудного сына, о радости обретения пропавшей монеты или заблудшей овцы. Это приносит особую радость. В этих притчах Иисус желает, чтобы мы радовались, когда кто-то потерянный найдется. Это не нечто поэтическое, но антропологический факт, обещанный Писанием. Да, Бог не ждет от нас праведности, пока мы не испытали немощи. Святыми не рождаются, но становятся ими через борьбу с грехом. Настоящая реальность таинства покаяния заключается в радости.

Святой – это тот, кто согрешил и навсегда раскаялся. Когда человек возрастает в святости, цвет его жизни из греховного цвета превращается в цвет благодати. Бог терпит грех в Писании как единичное действие, но Он отвергает его как образ жизни. Грех излечивается покаянием, и человеку дается прощение. Самое главное для нас – быть обращенными лицом к отчему дому, а не к дальней земле.

Блудный сын никогда не переставал любить своего отца, даже в то время, когда ушел. Но его грех заключается – и подобен нашему греху, – в том, что долгое время он любил дальнюю страну больше, чем отчий дом. Мы грешим, когда любим что-то еще в этом мире больше, чем Бога. Не для того ли блудный сын или кто-либо из нас оставил Отца, чтобы взять свою часть имущества и уйти? Это настоящий грех, который искушает нас каждый день, и нам нужно каяться в этом целыми днями, каждый день!

Покаяние и грех – это не два конкретных действия, это параллели между любовью к Отцу и любовью к объектам этого мира. Тот, кто любит Бога меньше, чем вещи этого мира, погибает, а кто любит Бога больше всего на свете, тот кается. Это постоянная шкала нашей жизни, где шествование к Богу называется покаянием. И раскаяние является причиной возвращения сына.

Писание терпит моменты нашей слабости и нашу склонность любить нечто большее, чем Отца. Оно не осуждает нас, если мы иногда уходим и грешим, но осуждает, если мы остаемся в далекой стране греха.

Понимание праведности в Писании не стоит на поверхностной и спонтанной святости, которая не была испытана грехом или слабостью. Понять праведность – значит предпочесть откормленного теленка отчего дома всем рожковым деревьям мира. Человек растет в любви Божией, он начинает предпочитать небесный хлеб всем удовольствиям мира сего до такой степени, что иногда некоторые люди даже практикуют воздержание от хлеба насущного. Таким образом, в доме Отца Небесного существует особая радость об одном кающемся человеке, чем о девяноста девяти праведниках.


Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия



Источник: сайт Сретенского монастыря

135