Роль игумена/игумении в формировании у братий/сестер правильного отношения к технологиям: проведение общих бесед. Игумения Евдокия (Левшук)

Игумения Евдокия (Левшук)

Слово игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка на XXIV Рождественских чтениях (направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях» 26 января 2016 года).

Личность игумена задает тон всей монастырской жизни. Его слово имеет силу и авторитет, когда оно не расходится с его жизнью.

Общение с насельниками осуществляется и посредством общих бесед, которые занимают очень важное место в жизни обители. В процессе этого общения устанавливается более тесный духовный контакт игумена с насельниками монастыря, выявляются чувства, намерения, внутреннее мировоззрение каждого. Общие беседы призваны выполнять также духовно-воспитательную функцию как в процессе духовного становления новоначальных, так и процессе духовного совершенствования всех насельников обители.

Информационные технологии имеют несколько основных направлений применения. Это предоставление доступа к информации, ее обработка, обучение, общение, развлечения. Хотим мы того или нет, информационные технологии вошли в нашу монастырскую жизнь и, если мы не проявим бдительность, могут нанести   большой вред. Каким образом игумену лучше содействовать формированию у монашествующих правильного отношения к информационным технологиям? Ниже мы кратко рассмотрим способ, который, как нам кажется, имеет в этом процессе первостепенное значение.

Очень важно воспитывать в насельниках монастыря сознательность, т.е. «жизнь в сознании», что означает обдуманность каждого поступка, правильные понятия о том, что, зачем и почему он должен делать. Реализация принципа сознательности состоит в том, чтобы привить монашествующим глубокое и осмысленное понимание цели их жизни в духе подвижничества и отречения от мира, раскрыть перед каждым красоту монашеской жизни, указать путь духовного совершенствования. Если говорить об использовании информационных технологий, то сознательность и правильные понятия о монашеской жизни – это тот стержень, который будет держать в трезвении монашествующего относительно необходимого использования информационных технологий.

          Но центральное место в таких беседах должны занимать не устрашения или обещания «принять какие-то строгие меры», а беседы о конечной цели монашеской жизни, средствах достижения этой цели и возможных препятствиях на этом пути в условиях современного мира, напоминании о том, что монашеское послушание – это добровольный отказ от собственных желаний и от всего мирского. Если все или большая часть насельников монастыря проникнуты чувством ответственности и сознательности, то этот дух будет определяющим в обители, и к такому настроению будут приобщаться новоначальные, приходящие в обитель. Воздерживаться от тех или иных действий, которые не соответствуют монашескому призванию, в идеале монах и каждый христианин должен не из страха, а вследствие высокой сознательности и любви к Богу.

Игумен посредством общих бесед, личного примера, любви и заботы, разумной требовательности должен способствовать тому, чтобы потребность в подвиге, воздержании, удалении от всего мирского исходила у насельников изнутри, была результатом внутреннего осмысленного подвига, а не исключительно внешнего контроля со стороны игумена. В этом направлении с упованием на Бога и призыванием Его помощи успешно будет продвигаться тот игумен, к которому братия будут иметь доверие и ответную любовь, будут к нему тянуться, получать радость и духовное вдохновение от общения с ним. 

133