Интервью с директором Воскресной школы при Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

15 июня 2017
Интервью с директором Воскресной школы при Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

О становлении и развитии монастырской Воскресной школы рассказывает насельница Спасо-Евфросиниевской обители инокиня Ксения (Цыбульская)

– Сестра Ксения, Вы являетесь директором монастырской воскресной школы, стояли у истоков ее создания. Расскажите, как все начиналось?

– Полоцкий женский монастырь был открыт летом 1990-го года, когда приехали сестры из Жировичского монастыря. А уже с сентября 1991-го года при монастыре стала действовать Воскресная школа. Я пришла в монастырскую Воскресную школу, когда училась в 11 классе, это было в 1992-м году. Первые уроки проводил отец Виктор (Пашкевич), но когда я училась, занятия по Закону Божию стал вести отец Михаил (Бураков), пение - Матушка Александра (Жарин), сегодня она игумения Брестского Свято-Рождество-Богородицкого монастыря. Сначала занятия проводились на месте нового сестринского корпуса. Там раньше стояло деревянное здание для реставраторов. Тогда как раз начиналась реставрация Спасского храма. Реставраторы на выходные уезжали в Минск, и этот домик с кроватями был свободен. В одной комнате был огромный стол, и мы садились на две лавки и на кровати вокруг этого стола. Приходил отец Михаил (Бураков) и проводил занятия. В первой части комнаты была печка, самоварчик. Мы приносили вскладчину продукты, пили чай. Вообще сердечно и тепло мы тогда общались. Когда заболел отец Михаил и не смог уже преподавать в воскресной школе, его сменила сестра Галина (Ибрагимова), педагог по образованию и призванию.

– Как Вы впервые узнали о Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре?

– С Полоцким монастырем у меня произошло знакомство, можно сказать, чудесным образом. Живя в Новополоцке, мы с родителями постоянно ездили за продуктами в Полоцк. По дороге с моста через реку Полоту в Полоцке виден монастырь. И вот в один из таких дней я спросила у мамы: «Мама, что это?» Она ответила: «Это монастырский храм». И я загорелась желанием попасть именно в этот храм.

– Позже Вы приняли решение совсем остаться в монастыре. Почему?

– Изначально было решение продолжить учиться. А в монастырь… постепенно. Сначала было такое ощущение, что не хочется отсюда уходить. То есть когда я приезжала, то чувствовала, что здесь мой дом. Вообще у нас, у всех мальчиков и девочек, кто ходил тогда в воскресную школу, было такое ощущение. Подходили обычно к сестрам и спрашивали: «Чем вам помочь?» Мы не чуждались никакой работы: и в храм бежали помочь, и картошку на кухне почистить, и ходили на берег реки Полоты, туда, где говорили, что есть камушек, с которого преподобная ножки мыла. Мы и песни пели, ходили с нотами, которые матушка Александра нам давала, разучивали песнопения. Кстати, «Достойно есть» Денёва мы первые разучили. В 1992 году, я помню, хор воскресной школы впервые вышел петь колядки.

Мы в воскресенье из монастыря до вечера не уезжали, целый день находились здесь. Позже открылась библиотека в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря для Воскресной школы.

Сколько детей тогда училось в воскресной школе?

– Точно не вспомню. При мне, кажется, было человек 20–30. Но это была разновозрастная группа, то есть учились и дети, и взрослые одновременно.

Какие уроки запомнились больше всего?

Это уроки пения, на которые приходила к нам матушка Александра. Мы учили церковные песнопения, а потом она говорила: «Ну что, кто теперь со мной пойдет гулять?» И у нас даже очередь была, кто идет рядом с матушкой гулять, потому что это было очень почетно! Она рассказывала так интересно о святых отцах! Наш урок продолжался на свежем воздухе, в монастырском парке. Там как раз спилили деревья, и было много бревен, и нам было очень интересно там лазить. Потом мы садились на эти огромные спиленные деревья и пели. Я сейчас иногда сравниваю нас с современными детьми и понимаю, насколько мы разные. В монастырской школе мы никогда не вспоминали о том, что у нас было в миру, то есть когда мы сюда приходили, мы попадали в совершенно другой мир и обо всем другом забывали.

Как развивалась Воскресная школа дальше?

Примерно через год наша воскресная школа переместилась из домика реставраторов, в котором она находилась, в Кресто-Воздвиженский собор. Там же открылась библиотека для прихожан, она разместилась в большом шкафу на месте левого клироса, напротив панихидного стола. Занятия в Кресто-Воздвиженском соборе я помню очень хорошо. Всех учащихся в то время было около 40 человек: детей и взрослых. После воскресной Литургии мы обедали и шли на занятия. Со всего храма собирали и составляли лавки, раскладывали стол-книгу, приносили доску (она и сейчас у нас находится в нашей воскресной школе), ставили для батюшки столик и стульчик. Взрослые рассаживались поближе к батюшке.

– По каким программам Вы занимались?

– Вначале нам давали предварительные понятия в целом о вере, о Боге, затем изучали Ветхий Завет и Новый Завет. Каждый год что-то добавлялось в программу. Позже мы изучали церковно-славянский язык. Каждый год приходили новые ученики, и так как это была разновозрастная группа, батюшка начинал занятия такими словами: «У нас появились новые ученики, давайте введем их немножко в курс дела». И мы какое-то время посвящали повторению пройденного материала. После занятия, которое могло длиться около часа или немного дольше, мы перемещались в ту часть храма, где была библиотека и брали книги для чтения. Православная литература тогда еще была большой редкостью.

– А ваша педагогическая деятельность когда началась?

10 августа 1997 года я поступила в монастырь как послушница, и через два месяца в дополнение к моим основным послушаниям мне поручили преподавать пение. Монастырская школа переместилась под колокольню, в помещение, где сейчас находится бухгалтерия. Я вела занятия в группе, состоящей только из детей, у нас была уже трехгодичная программа.

Первый выпуск в Воскресной школе состоялся в 2000-м году. Им выдали свидетельства об окончании воскресной школы. Остальные продолжали ходить в воскресную школу. А в 2000–2001 учебном году мы разделили группы – на старшую, среднюю и младшую группы. Группы были довольно большие: 30–40 человек. Программа каждый год могла варьироваться, каждый год в ней что-то незначительно могло изменяться. За один год мы несколько занятий мы посвящали введению, несколько занятий – храму, несколько – Ветхому Завету и Новому Завету. Программа корректировалась с учетом того, какие дети посещали группу, каков уровень их знаний.

В 2004-м году был сформирован детский хор, который вместе с сестринским хором пел во время Божественной Литургии. Сестры – на верхнем клиросе, а дети – на нижнем. Пели и девочки, и мальчики, можно сказать, что пела вся старшая группа.

– Кто преподавал вместе с вами?

–В разное время разные сестры преподавали в зависимости от возможностей каждой сестры сочетать преподавание со своим основным послушание.

Потом мы перешли в здание Духовно-просветительского центра, в котором сейчас и находится наша Воскресная школа. Сегодня занимаются и взрослые группы – это в основном родители детей, которые учатся в нашей воскресной школе. Занятия во взрослой группе ведет священник.

– Как сегодня построена система обучения в воскресной школе?

– В младшей и средней группах занятия продолжаются в течение четырех лет, в старшей – пяти лет. В младшей группе проводятся занятия по нравственности – «Страна добра и зла», вводятся первые понятия о церкви и о молитве – «Первые шаги в храме». Потом цикл занятий «Святые и церковные праздники». И последний год обучения – это изучение Ветхого и Нового Завета – «Мои первые рассказы по Священному писанию». Это первое знакомство детей с темами, которые будут изучаться в средней и старшей группах более глубоко и полно. Если ребенка привели к нам в 6 лет, то к 11-му классу закончит воскресную школу.

– А если ребенок захочет пройти все сразу?

– В старшей группе он пройдет за 5 лет всю программу.

– Вы где-то заимствовали этот опыт?

– Такого опыта, может быть, придерживаются преподаватели, которые преподают курс «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях. В средней группе дети знакомятся с устройством храма, разбирают виды богослужений. А в старшей группе изучают Всенощное Бдение, Литургию. Предмет, который изучается только в старшей группе –История христианской Церкви. История Церкви изучается один год: полгода изучается общая история Церкви, полгода – история Русской Церкви. Один мальчик после этих уроков сказал: «Я ненавидел историю и полюбил ее, когда пришел на уроки в Воскресную школу». Сейчас он любитель истории.

У взрослых пятилетнее обучение. Занятия проводит свящнник.

– А экзамены?

– Первые экзамены проводились в 2000-м году, потом в 2006-м. А сейчас дети отказываются, не хотят сдавать, возможно, потому что перегружены уроками в школе. И мы решили, что будем выдавать свидетельства об окончании воскресной школы. Кто хочет сдать экзамены – пусть сдает, и тогда мы выдаем еще вкладыш в свидетельство о том, что сданы экзамены по определенным предметам.

–Что для Вас самое привлекательное в работе с детьми?

– Самое позитивное, когда после окончания ребенком школы, видишь его в храме. Потому что бывает так, что ребенок ходил в школу, и это его привлекало, и он ходил в храм. Но когда ребенок перестал ходить в школу, и храм ему уже не нужен, ты понимаешь, что что-то упущено.

Понятно, что ребенка невозможно рассматривать отдельно от родителей. Сейчас у нас много детей приходит в воскресную школу с невоцерковленными родителями. Кто-то приводит детей только на уроки. Но, конечно, бóльшая часть – это дети воцерковленных родителей. Их водят на службы в храм с младенчества. Это дети, которым многое о Боге и Церкви уже рассказано мамой, папой. В этом случае мы стремимся к тому, чтобы углублять их знания и делать этот процесс интересным. Я очень радуюсь, когда вижу выпускников нашей воскресной школы в храме. Среди них есть уже взрослые люди, и своих детей они тоже водят в храм. Несколько выпускниц Воскресной школы стало насельницами нашего монастыря.

– Что подталкивает невоцерковленных родителей, не ходящих в храм, водить ребенка в воскресную школу?

– Помню первую девочку, которую к нам привели из совершенно невоцерковленной семьи. Девочка не могла сидеть на уроке, стоять в храме, но мама попросила: «Пожалуйста, мы хотим, чтобы она была хорошей». И девочка, действительно, изменилась в лучшую сторону. Родители хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим человеком. Бывает так, что через ребенка и родители потом воцерковляются и регулярно начинают посещать Богослужения. Обычно родители, которые желают стать ближе к Церкви, начинают посещать занятия для взрослых. Ребенок идет на занятия в свою группу и родители в то же время идет на занятия в группу для взрослых.

– Воскресной школе 25 лет! Все это на Ваших глазах происходило. Дети меняются или они такие же дети как 25 лет назад?

– Еще в 2005-м году дети были без телефонов. Им было все интересно в церкви. Нынешних детей сложнее заинтересовать. Если раньше дети перед занятиями общались друг с другом, то сейчас им не надо общаться друг с другом, они смотрят в телефон. У нас есть некоторые правила: когда мы, например, проводим репетицию утренника, дети сами отдают телефоны мне, говоря: «Матушка, заберите, пожалуйста, телефон. Он мне мешает». А некоторым ребятам трудно расстаться с телефоном даже во время занятий. Если раньше мы, воспитанники воскресной школы, в монастырь не приносили мирское, а погружались целиком и без остатка в атмосферу монастыря, то сейчас все по-другому.

– Представим, что сегодня воскресенье и дети придут на занятия. В какой последовательности все это будет проходить?

– Кто из детей поет в церковном хоре, тот приходит на раннюю Литургию и поет вместе с сестрами. С теми детьми, которые молились на ранней Литургии, мы обсуждаем какие-то насущные вопросы, готовим сценарии для утренников, всю дополнительную школьную работу. В это же время по желанию другие дети и родители посещают позднюю Божественную Литургию.

Потом все обедают: и взрослые, и дети. Во время их трапезы вслух читаются Жития святых. После обеда дети и родители идут на занятия. В младшей группе проводится два урока по полчаса: Закон Божий, пение. А в старшей и средней группе уроки по часу. Уроки у всех заканчиваются в одно время по звонку. Взрослые учатся в отдельном помещении. После уроков начинаются дополнительные занятия. Для желающих детей дополнительный урок рисования или пения.

Сейчас мы ввели в качестве факультативных занятий церковно-славянское чтение с учетом пения, и детям так нравится, что никто не хочет расходиться. Факультатив посещает приблизительно 150 человек со взрослыми.

– Дети любят участвовать в утренниках?

– Да, им очень это нравится. С 1998-го года были введены Рождественские утренники, с 2006-го года – Пасхальные утренники. И, наверное, с 2010-го года мы стали проводить утренники на начало и конец учебного года.

–А в жизни монастыря участвуют дети из воскресной школы?

– Да, конечно. Например, на праздник Преподобной Евфросинии дети каждый год помогают делать венки для украшения храмов, дорожку зеленую из травы и цветов. В прошлом году дети помогали археологам на раскопках у Спасского храма. И в этом же году начал функционировать кружок «Полоцкое радование». Второе его название – «Кружок друзей обители Преподобной Евфросинии Полоцкой». Мы посещаем с экскурсиями разные исторические места, на источник ездили.

В прошлом году был совершен первый трудовой и краеведческий поход: мы помогали сестрам на нашем монастырском подворье, а потом сделали 16-ти километровый марш-бросок по памятным полоцким местам. Только вчера вернулись из нашей второй краеведческой экспедиции. Об этом походе мы обязательно расскажем читателям нашего сайта в ближайшее время.

– На Ваш взгляд, в каком формате общение с детьми и уроки имеют лучший результат?

– Когда кроме этих уроков еще присутствует живое общение детей между собой и с преподавателями, а в нашем случае, с сестрами. Лучший результат, когда детям хочется не уходить из обители, когда нравится помогать в церкви и монастырю.

– Это всех объединяет?

– Да, именно, общее дело детей очень объединяет. Помню, что когда я сама ходила в воскресную школу, нас объединяли именно эти дела, которые мы совершали на благо монастыря.

И объединяет не только детей, но и родители становятся ближе с детьми. Поэтому мы приветствуем разные кружки. У нас был кружок рукоделия, а теперь мы открыли еще и кружок пчеловодства. Родители наших учеников занимаются пчеловодством. Мальчики, наши учащиеся, такие образованные, на олимпиаде по пчеловодству где-то за рубежом заняли второе место. Дети замечательные. Я спросила, где мы будем проводить практические занятия, потому что у нас пасеки нет. А они мне сразу сказали: «У нас есть пасека».

Недавно я зашла к детям на занятия, и один ученик, ожидая папу, попросил у меня компьютер, поставил флешку и провел среди ребят викторину на знание растений. Показывал всем растения, а дети гадали, что ж это за растения. Я смотрю: мои мальчишки 14–15-тилетние сидят и в цветочках разбираются, оказывается. Какие замечательные дети!

Благодарим Вас за интересную беседу, сестра Ксения, и сердечно поздравляем с юбилеем – 25-летием воскресной школы! Помощи Божией в Ваших трудах!

Источник: сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Возврат к списку

132