Монастырь Ивер

Монастырь Ивер

Древняя Иверская обитель расположена на северо-восточном склоне Афона, там, где низменное побережье омывается водами Иверского залива. Между берегом и монастырем, который издали выглядит неприступной крепостью, обширные огороды. Позади монастыря – невысокие лесистые горы с ущельями. С высоты птичьего полета Ивер, как и многие афонские обители, напоминает средневековый замок с четырехугольными мощными стенами, крепкими бойницами и дозорной башней-пиргом. Самое знаменитое предание Иверского монастыря – о том, что недалеко от него, в месте, которое в древности называлось Климентовой пристанью, Божия Матерь сошла с корабля на берег во время путешествия на Кипр к прав. Лазарю-Четверодневнику.

Имя свое монастырь получил от названия страны Иверии (нынешней Грузии), родом из которой были его ктиторы-строители – преподобные Иоанн и его сын Евфимий, принадлежавшие царской фамилии. Прп. Иоанн славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и, приняв иноческий образ, подвизался сначала в монастырях родной Иверии, затем довольно долго безмолвствовал на Олимпе. 

Но слава прп. Афанасия Афонского достигла высочайших гор и привлекла в его Лавру Иоанна, который стал искренним другом и послушником святого. Сына своего Евфимия прп. Иоанн оставил на родине еще младенцем под покровительством деда, который воспитал внука христианином. Прошло немало лет, и дед, занимавший при дворе иверского царя высокую должность, отправился по государственным делам к императору Никифору Фоке (963–969). Собираясь в Константинополь, он имел мысль посетить сына своего Иоанна, слава добродетелей которого дошла до Иверии, и вызвать его в отечество, чтобы там устроил монастырь и подвизался как на Афоне.

Случилось так, что к приезду деда в Константинополь, куда вместе с ним прибыл и Евфимий, желавший узнать своего отца, явился туда и Иоанн, посланный к императору прп. Афанасием и другими отцами по общему для всей Святой Горы делу. Встреча отца и сына в столице империи была радостной, несмотря на долгую разлуку. Евфимий остался в Константинополе обучаться греческому языку и другим наукам, впоследствии же прибыл к отцу на Святую Гору. Прп. Афанасий узрел прозорливыми духовными очами, что чистый сердцем Евфимий – избранный сосуд Святого Духа, и убедил его принять священство.

 Став иеромонахом, он усилил свои тайные подвиги, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Святого Духа, возложил на себя труд перевести все Священное Писание на грузинский язык. Кроме того, там, где нужда требовала каких-либо царских пособий и святогорские отцы просили прп. Евфимия ходатайствовать о них перед императором, он с удовольствием принимал на себя этот труд личного ходатайства. Таким образом он возобновил многие храмы и больницы Святой Горы.

Через некоторое время воспламененные желанием безмолвного уединения отец и сын, с благословения аввы Афанасия, вышли из его Лавры и поселились за шесть часов от него на берегу моря близ небольшой церкви, которая давно уже была здесь основана подвижником Климентом. Вскоре распространилась повсюду молва об их святости, достигнув и далекой Иверии. Тогда начали приходить оттуда к святым отцу и сыну любители уединения. Пособием императора Василия Порфирородного (976–1025) была построена небольшая церковь в честь Крестителя Господня Иоанна и все необходимое для существования новой обители. Полагают, что Иверский монастырь был основан в конце X века. Прп. Иоанн, а по его смерти – прп. Евфимий Иверские были первыми игуменами грузинского монастыря.

Через три года после смерти Евфимия в монастырь явился другой святой – Георгий, родом из Триалети (область Южной Грузии), из семьи знатных владетелей. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла. С 7 лет мальчик воспитывался при монастырях, затем был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет получил разностороннее образование. По возвращении в Грузию Георгий принял постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои богатые одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины.

 В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника, своего соотечественника и духовного наставника, который жил в расщелине скалы. В 1040 году молодой схимонах прибыл на Афон в Иверский монастырь, где после года послушничества был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме, исполняя также обязанности регента. Свободное от богослужений время преподобный посвящал работе над переводом богослужебных книг и творений святых отцов, начатой преподобным Евфимием.

Доныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды прп. Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, «Шестоднев» свт. Василия Великого, Послания сщмч. Игнатия Богоносца, Соборные послания свт. Кирилла Александрийского, Книга деяний VI Вселенского Собора и «много других полезных и святых книг». Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий в 1044 году был избран новым настоятелем. Одним из первых деяний нового игумена было перенесение мощей прп. Евфимия, для которых сделали драгоценную раку, из церкви Крестителя во вновь устроенный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (1050). Этот собор построен по образцу собора Лаврского, что называется, в афонском стиле; украшен драгоценными крестами и разноцветным мрамором, но расписан поздней живописью (сохранились фрески XVI века). Десницу прп. Евфимия, богомудрыми писаниями просветившего народ иверский, св. преподобный Георгий положил в особый ковчег, вместе со св. мощами первомученика Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Иакова Перского, свв. бесср. Космы и Дамиана, Сорока мучеников и вмч. Пантелеймона.

 Ковчег этот он всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной (близ Антиохии) славилось вместе с другими великими Божиими угодниками. Преподобный Георгий и св. мощи родителя Евфимиева, прп. Иоанна положил в ограде сына, а также озаботился обретением и перенесением в тот же храм мощей прочих угодников Божиих, помогавших прп. Евфимию в переводе Священного Писания.

Прп. Георгий ездил в Царьград к императору Константину IX Мономаху (1042–1055), который лично знал преподобного и, уповая на его молитвы, очень уважал. От Константина получил он щедрое пособие на монастырское строительство и хрисовул, подтверждающий права иверцев на Иверскую обитель. В другой раз ездил преподобный в Царьград, когда услышал, что приехал туда абхазский царь Баграт IV (1027–1072) и его мать царица Мария. Они осыпали щедрой милостью монастырь знаменитого своего соотечественника. Царица Мария избрала прп. Георгия своим духовным отцом и от его руки приняла монашеское пострижение. При этом пожертвовала Иверу литру золота на вечное поминовение, каковому примеру последовали и многие иверские вельможи. Преподобный считается третьим ктитором Иверской обители. 

Оставив вместо себя настоятелем Георгия Олтисели, он отправился на Черную гору, имея цель оправдать перед Антиохийским Патриархом Феодосием III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в отступлении от Православия. Преподобному Георгию удалось не только справиться с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от ап. Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению царя Баграта IV, Георгий отправился в Грузию, где провел пять лет, уча народ словом и делом. Он отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать в основанное им училище. Преподобный успел лишь представить их императору Константину X Луке (1059–1067) и 29 июня 1065 года мирно отошел ко Господу. Тело святого привезли на Афон, где оно год пролежало в храме нетленным. Затем гроб прп. Георгия был установлен близ раки прп. Евфимия. Доныне св. мощи трех Иверских ктиторов почивают под спудом в мраморной гробнице в западной стене притвора соборного храма Успения Богородицы.

В XII веке грузинский царь Давид переселил несколько десятков грузинских семей в городок Иериссо, вблизи границы Святой Горы, чтобы они помогали Иверскому монастырю в обработке его земель.

В 1260 году обитель была разорена страшными дружинами каталонцев – морских разбойников, грабивших Святую Гору более трех лет. Разорение довершилось в царствование Михаила Палеолога (1261–1282), когда иверские монахи отказались принимать Унию и признать Папу главою Христовой Церкви. Обитель была сожжена, многие иноки погибли.

Иверский монастырь в течение нескольких веков был центром духовного просвещения Грузии, и ее правители никогда не жалели средств на восстановление обители, хотя к началу XIV века, в связи с новыми нападениями каталонцев, грузинских монахов там почти не осталось. И лишь только начали было вновь собираться рассеянные по миру монахи, нашествие турок, взятие ими Константинополя (1453) повергло Ивер в новое запустение, продолжавшееся до 1500 года. В это время он был возобновлен до цветущего состояния грузинским царем Георгием. К концу же XVI столетия нестерпимые притеснения турок ввергли обитель в неоплатные долги. Погасил их кахетинский царь Александр.

В 1617–1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 – пирг и здание причала, в 1674 году расписали часть соборного храма Успения. Начался период нового расцвета обители. В 1848 году на месте древней трапезной возвели современную. К XIX веку, вследствие политических переворотов на Востоке, грузин-иноков в Ивере остались считанные единицы и монастырское управление окончательно перешло в руки греков.

Помимо соборного храма в Ивере 14 параклисов и две малые церкви. Одна из них – в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна – древнейшая, первозданная, богато украшенная внутри. В земле вокруг этой церкви часто находили языческих кумиров. При тройных железных монастырских вратах находится малая церковь, построенная в 1680 году ради чудотворной иконы Божией Матери «Вратарница» («Портаитисса») которая больше известна как Иверская. Появление ее в Ивере относят ко времени настоятельства прп. Иоанна или прп. Евфимия. Сама история такова. Царствование греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на св. иконы. Христиане, их почитающие, по распоряжению царя были предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном, имевшая заветную икону Божией Матери, для которой устроила особую храмину. Царские сыщики, придя ко вдове, потребовали денег. В противном случае ее ждала мучительная смерть. Сыщики согласились ждать до утра. Во время разговора один из воинов ударил копьем по образу, и тогда из ланиты Богородицы, как из живого тела, истекла кровь.

Ночью, слезно помолившись, вдова пустила икону по морским водам. Сын по просьбе матери бежал в Солунь, затем перешел на Афон, принял иночество. От него иверские монахи узнали про икону... Неизвестным осталось, где скрывался чудотворный образ в течение двух веков, но однажды иноки Ивера увидели в море достигавший до неба огненный столп, исходящий от иконы. Никто не мог приблизиться к ней. И лишь старцу Гавриилу, грузину, который летом безмолвствовал на вершине скал, зимой сходил в обитель, одевался во власяницу, питался овощами и водой, этому святому простецу был глас от Богородицы, чтобы с верой шел по волнам и с верой принял Ее икону, данную обители в помощь и покров. 

Торжественно приняли монахи икону из рук старца, дошедшего до нее по морю, как по суху, и поставили ее в алтаре. Но три раза повторялось так, что утром находили икону висевшей над вратами обители. Прп. Гавриилу Сама Богородица объявила, что хочет быть не охраняемой иноками, но Сама быть Хранительницей монастыря. И доколе эта икона будет находиться в обители, до тех пор благодать Господа к ней не оскудеет. И действительно, множество раз спасала «Вратарница» Иверский монастырь, не допускала в него злых людей. В память чудес, совершенных по молитвам к Иверской иконе, вся она увешана драгоценными приношениями благодарных христиан.

Однажды пришел в монастырь нищий в лохмотьях и попросил хлеба. Но привратник прогнал его. Голодный и огорченный, нищий поднялся на гору, присел. Внезапно появилась перед ним прекрасная Жена, Которая, расспросив его, вручила золотую монету и повелела купить на нее хлеба. Вернувшись в монастырь, нищий так и сделал. Когда его спросили, где он нашел монету, он рассказал про Женщину. Тогда подошли к Иверской иконе и увидели, что одна золотая монета исчезла. Тут поняли, что Богородица взяла ее и отдала нищему. На месте явления Божией Матери построена часовня.

По просьбе благочестивого русского царя Алексия Михайловича список с Иверской чудотворной иконы был принесен афонскими монахами в Москву в 1648 году и поставлен в монастыре Николы Старого, который был переименован в Никольский Греческий. Затем этот список был перенесен патриархом Никоном в Иверский монастырь на Валдайском озере. Еще один список «Вратарницы» был привезен с Афона в 1651 году. Для хранения этой иконы, прославившейся в Москве множеством чудес, в 1669 году у Воскресенских ворот Кремля построили знаменитую Иверскую часовню.

В библиотеке афонского Иверского монастыря около 2000 ценнейших рукописей. Исключительную ценность представляет рукопись XI века – грузинский перевод Библии. В братстве монастыря 45 монахов.

143