Монастырь святого Павла

Монастырь святого Павла

Монастырь расположен в устье огромного ущелья при подошве Горы Афон, между двумя потоками, из которых один, величайший на Святой Горе, стремительно низвергается с самой вершины Афона. Обитель на 140 метров возвышается над уровнем моря. Ближайший монастырь Дионисиат, до Карей восемь часов ходу, до пристани около получаса. Синие воды Афонского залива, изумрудная зелень субтропиков, разлитая по предгорьям, громады сизых скал Афонской Горы и венчающий ее ослепительно­белый трезубец двухкилометрового пика – все это создает картину величественной, вечной красоты, которая, вероятно, и покорила сурового подвижника святого Павла. В IX веке он основал здесь обитель, названную впоследствии его именем.

Святой Павел Ксиропотамский был сыном греческого императора Михаила Курапалата (811–813), человека миролюбивого и богобоязненного, который, сложив с себя царское достоинство, построил монастырь Мирелеон, где и скончался в иночестве. Занявший престол Лев Арллянин (813–820), предвидя в молодом царевиче опасного претендента на верховную власть, изувечил его варварским оскоплением. При этом император не лишил отрока блестящего воспитания и образования, так что сами мудрецы «уступали ему право на славу и удивление современного света».

Святой же философ рано познал суету мира и удалился на Афон в пределы разрушенного пиратами Ксиропотамского монастыря. Здесь построил он себе келью и от пустынника Космы принял постриг с именем Павла (лат. «малый»), желая казаться простым и неученым монахом. Однако слава его подвижнических трудов достигла даже до Прота Святой Горы. Около прп. Павла собрались искавшие его руководства иноки. Позже он удалился к самому подножию Афонской Горы, куда вскоре пришли к нему 60 верных учеников. Тогда на пожертвования Константинопольского двора была построена иноческая обитель. Доныне сохраняется предание о том, что прп. Павел проповедовал Слово Божие среди славянских племен, в Сербии и Македонии.

С тех пор в его монастыре стали охотно селиться славянские и сербские иноки. После нападения на Афон каталонцев обитель на время утратила свою самостоятельность, сделавшись келлией Ксиропотама, и вновь обрела независимость в 1370 году, благодаря покровительству последнего сербского деспота Георгия Бранковича. Он украсил монастырь новым, просторным собором в честь Сретения Господня. Дочь его Мария, будучи вдовой турецкого султана Амурата и матерью завоевателя Царьграда Магомета II, излила благодеяния на всю Святую Гору и особенно на любимый Свято-Павловский монастырь, в который пожертвовала часть дара волхвов Вифлеемскому Младенцу.

По древнему церковному преданию, Богоматерь незадолго до Своего Успения передала дары волхвов, вместе со Своим поясом и ризой, Иерусалимской Церкви, где они хранились примерно до 400 года. Император Аркадий (395–408) перенес их в Константинополь для освягцения столицы Византии. В 1204 году честные дары вместе с другими святынями были перевезены в Никею. После изгнания латинян из Константинополя дары волхвов возвратились в столицу и находились там до взятия турками Царьграда в 1453 году.

Бывшая сербская принцесса Мария спасла величайшую христианскую святыню от неверных, привезла на Афон и захотела сама внести бесценное сокровище в монастырь. Но когда она поднималась от пристани, явившаяся Богородица, как некогда царице Плакидии, запретила нарушать афонский устав, не допускающий женщин на Святую Гору. Мария передала честные дары в руки игумена, который в сопровождении братии вышел ей навстречу. На этом месте возвели памятную часовню.

Дары волхвов с особым тщанием хранятся в ризнице монастыря. Они представляют из себя 28 золотых пластинок (5×7 см) различной формы. Поверхность каждой из них покрыта тончайшим филигранным орнаментом, который ни разу не повторяется. Ладан и смирна сохранились в виде 70 шариков, величиной с маслину. Честные дары издают удивительное благоухание...

Наиболее древнее из строений – оборонительная башня (пирг) с кельями и церковью во имя св. великомученика Георгия Победоносца, возведенная в 1700 году валахским господарем Константином Бранковичем. В первой половине XIX века обители щедро благотворили русские цари – братья Александр I и Николай I. В 1845 году заново отстроен храм Сретения Господня. Снаружи он полностью облицован мрамором, внутри имеет резной, афонской школы, иконостас.

Пещера, в которой подвизался прп. Павел Ксиропотамский, находится недалеко от пристани. Она иссечена в крутом каменном утесе, нависшем над морем. В ней келья и параклис.

В библиотеке около 500 рукописей и более 12 тысяч старопечатных книг. В братстве монастыря 45 монахов.

134