Историческое развитие православных монастырей в США. Часть 2

13 января 2023

1.jpg
Новый Скит на севере штата Нью-Йорк


Монахи Нового скита (Православная Церковь в Америке)

Община монахов Нового скита находится в городке Кембридж в штате Нью-Йорк, она была основана в 1966 году. Изначально братья принадлежали к католическому монашескому ордену францисканцев византийского обряда, но тринадцать монахов, стоявших у истоков общины, отделились от нее, чтобы жить более полной монашеской жизнью в соответствии с восточнохристианской традицией. В 1979 году они были приняты в православие. Чтобы обеспечить себя финансово, монахи стали разводить немецких овчарок и теперь известны во всем мире своими программами дрессировки собак.

Главный храм в монастыре посвящен Софии Премудрости Божией и выполнен в стиле современной базилики. Алтарь построен таким образом, что он восходит к раннехристианской практике – является частью общего пространства храма, но от него его отделяет лишь деревянный иконостас, который расположен по трем сторонам алтаря. Иконостас напоминает не глухую стену, а скорее забор, это позволяет прихожанам видеть все действия духовенства во время Божественной литургии.


Монахини Нового скита (Православная Церковь в Америке)

В 1969 году к монахам Нового скита присоединились семь католических монахинь из штата Индиана, которые, как и они, тянулись к более созерцательной монашеской жизни в соответствии с восточной традицией. Монахини были приняты в православие в 1979 году вместе с монахами. Чтобы материально обеспечивать себя, сестры пекут различные пироги и торты, которые продают в монастырской лавке, онлайн и в некоторых местных магазинах.

Монахи и монахини Нового скита являют уникальный пример монашеской жизни. Сохраняя некоторые традиции Католической церкви, к которой изначально принадлежали, они вдохновляются монашеством IV–VI веков христианства и стремятся применить эти традиции к реалиям современной Америки.


Спасо-Преображенский женский монастырь (Православная Церковь в Америке)

Свято-Преображенская обитель была основана в 1967 году матерью Александрой (бывшей принцессой Илеаной Румынской) в городе Элвуд-Сити в штате Пенсильвания.

Мать Александра – дочь румынского короля Фердинанда, а также прямой потомок русского императора Александра II и английской королевы Виктории – жила в изгнании в США с 1952 года[1]. В 1961 году, воспитав шестерых детей и дождавшись рождения нескольких внуков, она в возрасте 52 лет поступила в Покровский монастырь в местечке Бюсси-ан-Онт во Франции. В те времена в США было очень мало монастырей, не было ни одного румынского, ни одного, где преимущественно использовался бы английский язык, и всего несколько были женскими. Поэтому будущая мать Александра отправилась во Францию, чтобы испытать свое стремление к монашеству. Она с юности говорила по-французски, но в обители служили на церковнославянском, который был совершенно непонятен. Однако одна из монахинь, мать Мария, хорошо понимала церковнославянский и английский, поэтому она предложила принцессе переводить тексты богослужений на английский язык.

Мечтой принцессы Илеаны стало основать монастырь в США. Обитель, в которой американки, приехавшие из различных уголков мира, смогут жить монашеской жизнью и молиться за богослужениями по-английски. Летом 1964 года она вместе с игуменьей французского монастыря матерью Евдокией и матерью Марией отправилась в Штаты, чтобы подыскать место для обители. Они приобрели участок земли в западной части штата Пенсильвания, где ныне и располагается монастырь. Он находится в паре часов езды от нескольких крупных городов, что делает его доступным для паломников. Ввиду создания нового англоязычного монастыря мать Мария удвоила свои переводческие труды, а также привлекла к сотрудничеству отца Тимоти Уэра (будущего митрополита Каллиста). Их переводы Цветной и Постной Триодей были впоследствии изданы и сегодня используются во всем англоязычном православном мире.

Мать Александра была пострижена в монашество в Лазареву субботу в 1967 году и почти немедленно уехала в Соединенные Штаты, чтобы работать над созданием монастыря. К 1968 году к ней присоединилась еще одна сестра (молодая девушка, обращенная в православие). В 1978 году из румынской обители Варатэк прибыла будущая вторая игуменья монастыря мать Бенедикта. Мать Александра, которая почила в 1991 году, объехала всю страну, выступая с беседами о монашестве и православной вере. Сегодня обитель, в которой проживают монахини из различных стран, продолжает свою просветительскую деятельность: принимает посетителей, организует беседы, издает книги.


Монастырь преподобного Германа Аляскинского
(Западноамериканская епархия Сербской Православной Церкви)

Монастырь преподобного Германа Аляскинского, находящийся в калифорнийском городе Платина, вырос из миссионерского братства мирян. В начале 1960-х в США было совсем мало православных книг на английском языке. Молодые люди, стоящие у истоков братства, решили вести просветительскую деятельность среди американцев, делая православную литературу доступной на английском. Одним из этих юношей был американец из Южной Калифорнии Юджин Роуз (в будущем иеромонах Серафим), бывший в прошлом протестантом.

2.jpg
Монастырь преподобного Германа Аляскинского

В 1963 году братство благословил архиепископ Иоанн (Максимович)[2], который недавно был назначен на Сан-Францисскую кафедру Русской Зарубежной Церкви. На следующий год братство открыло книжную лавку, которая располагалась рядом с тем местом, где сейчас стоит Радосте-Скорбященский собор. Установив ручной печатный станок в углу магазина, в 1965 году они стали издавать периодический журнал The Orthodox Word («Православное слово») и таким образом обеспечивать американцев православной литературой.

В то же время миссионеры мечтали о ските в уединенной местности, в котором могли бы жить монашеской жизнь, продолжая при этом издательскую деятельность. В 1969 году они перебрались в то место, где сейчас находится монастырь, на следующий год были совершены первые монашеские постриги.

В «Православном слове» отцы публиковали для современных ищущих Бога американцев множество душеполезных текстов: жития святых, духовные наставления, многие из которых ранее не издавались на английском языке. В 1973 году братия выпустила серию журналов, посвященных русским пустынникам XIV–XVII веков. Позднее эти жития были собраны в книгу The Northern Thebaid («Северная Фивада»), которая вдохновила многих американцев избрать для себя монашеский путь.

За два десятилетия – со времени перехода отца Серафима в православие в 1962 году и до его преставления в 1982 году – он не только перевел множество статей и книг о православии на английский язык и издал их, но также немало написал сам. Его труды оказали сильнейшее влияние на тысячи душ как в США, так и за рубежом, особенно в России и странах Восточной Европы, где до падения советского режима машинописные копии его трудов распространяли подпольно.

Братство преподобного Германа Аляскинского, в которое входит значительное число обращенных в православие, по сей день продолжает переводить и издавать православную литературу на английском языке.


1970-е

По состоянию на 1970 год, из 77 ныне действующих монастырей уже были основаны 10. В это десятилетие были созданы еще несколько монашеских общин.

В 1975 году в городе Ричфилд в штате Огайо был основан женский монастырь Марча, принадлежащий юрисдикции Сербской Церкви. В 2001 году сербский патриарх Павел освятил новый монастырский храм. Престольным праздником в обители является 13 (26) июля, Собор Архангела Гавриила.

В 1977 году был основан ставропигиальный женский монастырь во имя святых Жен-мироносиц, он расположен в нью-йоркском городке Отего и принадлежит юрисдикции Православной Церкви в Америке. Сестры содержат сельскохозяйственных животных, выращивают овощи, а также продают открытки и другие товары собственного производства.

В 1979 году архимандритом Димитрием (Егоровым)[3] был основан женский скит в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, он находится в калифорнийском городе Санта-Роза. Обитель создавалась по традиции уединенных русских монастырей.


1980-е

За это десятилетие число православных обителей в США увеличилось более чем вдвое: было основано 16 монастырей, таким образом, к 1989 году их стало 30.

Десятилетие началось с создания скита в честь недавно прославленной Ксении Петербургской[4] (ныне относится к юрисдикции Сербской Православной Церкви). В 1978 году Братство святого Германа Аляскинского приобрело участок земли в нескольких километрах к западу от Платины с тем, чтобы создать там женскую монашескую общину. Летом того же года первые сестры стали жить там прямо под открытым небом, а через два года, в 1980 году, в скиту была пострижена первая монахиня – мать Бригитта.

3.jpg
Скит Ксении Петербургской

В 1983 году Братство святого Германа Аляскинского приобрело участок земли на Еловом острове на Аляске, где основало скит Архангела Михаила. Братия старается максимально обеспечивать себя всем самостоятельно – ловит рыбу, собирает грибы, ягоды, выращивает различные растения.

В 1986 году в штате Миссури была основана Крестовоздвиженская пустынь (принадлежит к юрисдикции РПЦЗ). В 2000 году братий стало так много, что уже не хватало келий, поэтому было принято решение перебраться в город Уэйн в штате Западная Вирджиния, к подножью гор Аппалачи. Сегодня обитель является одним из крупнейших мужских монастырей в Соединенных Штатах, здесь проживает более двадцати насельников, включая монахов, послушников и кандидатов. Насельники – американцы, многие из которых были обращены в православие. Богослужения совершаются на английском языке. В обители производят ладан и мыло, которые доставляют по всему миру, здесь также есть ферма, благодаря которой братия обеспечивает себя молоком, яйцами, овощами.

Также в 1980-е годы были основаны Вознесенский монастырь в штате Джорджия, монастырь Всемилостивого Спаса на острове Вашон в штате Вашингтон (недалеко от Сан-Франциско), Свято-Елизаветинский скит (женская обитель недалеко от Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле), все они относятся к юрисдикции РПЦЗ.


1990-е: монастыри старца Ефрема Аризонского

До 1990-х годов монастыри в США принадлежали преимущественно славянским Церквям, было совсем мало греческих обителей. Но с приездом в страну старца Ефрема (Мораитиса) и основанием им 17 монашеских общин ситуация изменилась коренным образом. Сегодня Греческая православная архиепископия Америки насчитывает больше монастырей, чем любая другая Православная Церковь. Зачастую греческие обители бывают крупнее других американских монастырей. Самый большой греческий монастырь в США – монастырь преподобного Антония Великого, расположенный в городе Флоренс в штате Аризона. Число насельников здесь составляет около 50 человек, что приблизительно вдвое больше, чем в других общинах. Из восьми крупнейших обителей шесть являются греческими. Из пятисот православных монахов, монахинь и послушников в США почти половина живут в греческих общинах[5].

4.jpgСтарец Ефрем Аризонский

До приезда в Соединенные Штаты старец Ефрем сорок лет подвизался на горе Афон, был учеником старца Иосифа Исихаста, известного своей суровой подвижнической жизнью, в которой особое внимание уделялось совершению богослужений в полночь и постоянному повторению Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». В 1973 году архимандрит Ефрем был избран игуменом старинного афонского монастыря – обители преподобного Филофея и быстро возродил там духовную жизнь. Его также просили восстановить еще три афонские обители, которые находились в запустении[6]. В 1979 году старцу Ефрему потребовалась операция, и некоторые духовные чада пригласили его приехать на операцию в Канаду. Ощущая потребность канадцев и американцев в духовной жизни, отец Ефрем, по приглашению духовных чад, совершил еще несколько поездок в Северную Америку. Наконец он полностью перебрался в США, чтобы позаботиться о своей пастве и возродить духовную жизнь среди греческой диаспоры.

Первая монашеская община, основанная старцем Ефремом, – Богородице-Рождественский монастырь в Пенсильвании. Он был создан в 1989 году и стал первым греческим женским монастырем в США.

Более чем за десять лет трудами старца Ефрема были основаны еще 16 обителей, две из которых в Канаде, остальные в Соединенных Штатах. Летом 1995 года архимандрит Ефрем вместе с пятью афонскими монахами приехал в южную Аризону. Под палящим солнцем пустыни Сонора они приступили к строительству монастыря преподобного Антония Великого, известного египетского отца-пустынника III–IV веков. За очень короткое время часть аризонской пустыни превратилась в настоящий оазис. В первую очередь монахи возвели главный храм, братские корпуса, трапезную и гостевые помещения. Скоро в пустыне посадили виноградники, цитрусовые деревья и оливковые рощи, а центральная часть была украшена цветами, дорожками и фонтанами. Все постройки выполнены из очень качественных материалов. Внутри множество икон. В монастырь святого Антония стекаются паломники не только со всех уголков США и Канады, но и со всего мира.

Из всех общин, основанных старцем Ефремом, десять – женские, семь – мужские. Среди женских обителей наиболее старые и крупные – монастырь иконы Богородицы «Живоносный Источник» в Калифорнии и монастырь святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Вторым по величине мужским монастырем является обитель святого Нектария в штате Нью-Йорк.

Создавая обители, архимандрит Ефрем стремился насадить тысячелетнюю традицию горы Афон на земле Нового мира. Он придерживался следующего принципа: на некоторое время направлял в новую обитель или афонских монахов, или монахов из других греческих монастырей, находившихся под его духовным руководством, или же из уже существующих американских общин. Вокруг опытных монахов или монахинь собирались начинающие монашескую жизнь не только греки, но и представители других народов, в том числе значительное число обращенных.

В отличие от других американских монастырей, в которых преимущественно используется английский язык, в обителях, основанных старцем Ефремом, греческий используется исключительно во время Божественной литургии, а также за чтением во время общей трапезы.


С 1990-х по настоящее время

В последнее десятилетие XX века, помимо 15 общин, созданных старцем Ефремом, в США были основаны еще почти 30 монастырей. Следует отметить, что в этот же период у некоторых церковных юрисдикций на американской земле появились свои первые монашеские общины. Так, до недавнего времени не было монастырей у Антиохийской архиепископии, теперь их три, два – женских: скит апостола Петра в Теннесси, созданный в 2003 году, и монастырь святой Феклы в Пенсильвании, основанный в 2013-м. Совсем недавно в Канзасе появился скит преподобного Силуана Афонского.

Теперь также есть монастырь Болгарской Церкви – скит преподобного Максима Исповедника в Вирджинии.Также недавно возникли первые грузинские общины: женский монастырь святой Нины в штате Мэриленд, а также мужской монастырь Святого Духа в Пенсильвании.

5.jpg
Монастырь равноапостольной Нины

Одна из последних основанных обителей – монастырь во имя Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, основанный в 2014 году в Миссури и относящийся к Сербской Церкви. Монастырь разделен на две общины – женскую и мужскую, которые служат Богу как единое целое. Обитель была основана иеромонахом Алексием (Алтскулом), который раньше был протестантским пастором в городе Канзас-Сити. Он начал искать подлинное, древнее христианство и открыл для себя православную веру. Однажды в библиотеке ему попалась книга «Северная Фивада». Будущий отец Алексий прочитал о пустынниках Русского Севера и вдохновился. Он вместе с паствой увидел, что книга издана Братством святого Германа, и однажды вечером, летом 1992 года, они появились перед вратами обители. Это посещение монастыря утвердило отца Алексия в решимости перейти в православие, и вскоре он с членами общины принял Крещение. После преставления матушки в 2012 году он был пострижен в монашество и на продолжительное время отправлен на Афон с тем, чтобы по возвращении основать монастырь.

В конце XX века в США вновь возник интерес ко всему духовному, особенно среди молодежи, многие обратились в различные восточные религии и увлеклись философиями так называемого нового века. В конечном итоге некоторые из этих ищущих людей нашли восточное христианство. Другие пришли в Православную Церковь напрямую из Римско-католической церкви или из различных протестантских деноминаций. Соответственно, во многих американских обителях значительное число (или даже большинство) составляют обращенные. Из этих монахов и монахинь многие, если не большинство, являются американцами во втором-третьем поколении, они родились и выросли в США. Неудивительно, что в большинстве американских монастырей богослужения совершаются на английском языке, в еще большем числе обителей английский – язык повседневного общения.

Для американцев православный монах – с длинной бородой, в черных одеждах – может на первый взгляд показаться чужим, неизвестным, но стоит ему начать говорить, складывается впечатление, что он рос где-то по соседству. Хотя православные монахи и монахини здесь живут жизнью, которая своей традицией восходит к первым векам христианства, они остаются американцами XXI века, сохраняют элементы культуры, в которой выросли и которая их окружает, культура времени и места неизбежно влияет на монашескую жизнь.

Буквально во всех православных обителях в США есть телефоны, широко распространено использование компьютера, почти все пользуются электронной почтой. Хотя личный доступ братий и сестер может быть ограничен – безусловно, это варьируется от общины к общине и внутри них – у многих обителей есть информационные сайты, немало монастырей продают через интернет свою продукцию, чтобы себя обеспечивать. Некоторые также поддерживают связь с миром через блоги и различные социальные сети.

Американские монастыри многолики так же, как многолико само американское православие. Эти обители были основаны греками, русскими, румынами и другими народами, а также просто американцами. Некоторые общины были созданы отдельными лицами, желающими монашеской жизни, другие – епископами или приходскими органами. Некоторые были созданы монахами, бегущими от преследований на родине, другие – с целью просвещения. Каждый монастырь уникален, в каждом свои обычаи, атмосфера, однако все занимают единое положение в сердце Церкви. Все они – места, в которых христиане стремятся к Небесному Царству, молясь от лица Церкви за весь мир.


(Продолжение. Начало...)


______________________

[1] В 1952 году Конгресс США принял специальный закон, предложенный сенатором Джоном Ф. Кеннеди, который давал принцессе Илеане право жить и работать в стране.

[2] Прославлен в лике святителей (†1966, память 19 июня (2 июля)).

[3] Сам отец Димитрий (†1992) родился в Тамбовской губернии в 1907 году, в рясофор был пострижен в Валаамском монастыре, а в мантию – уже в 1930-е годы во Франции. Там вместе с отцом Сергием Четвериковым (который был учителем святителя Иоанна Шанхайского в Полтавском кадетском корпусе) работал над книгой «Что такое молитва Иисусова». В 1948 году переехал в штат Калифорния в США, где прожил до конца жизни.

[4] Русская Православная Церковь Заграницей прославила блаженную Ксению Петербургскую в 1978 году, Русская Православная Церковь – в 1988-м.

[5] Если точно, 239 из 512 (по состоянию на 2016 год), статистические данные приводятся Постоянной конференцией канонических православных епископов Америки. URL: https://www.assemblyofbishops.org

[6] А именно Ксиропотам, Констамонит и Каракал.



Источник: сайт Сретенского монастыря

Возврат к списку

142