Памяти отца Плакиды

12 января 2018

Архимандрит Василий (Паскье)

7 января 2018 года, в Праздник Рождества Христова, отошел ко Господу известный французский подвижник и богослов, основатель двух православных монастырей во Франции, схиархимандрит Плакида (Дезей). Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о почившем архимандрита Василия (Паскье), который неоднократно встречался с отцом Плакидой и именно под его влиянием некогда перешел из католичества в Православие.

1.jpg

Схиархимандрит Плакида (Дезей)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помяни во Царствии Твоем раба Твоего Плакиду архимандрита!

В первый раз я услышал про отца Плакиду (Дезей) в 1975 году. В то время я находился в глубоком духовном поиске, искал самого себя. Я был влюблен в одноклассницу, у нас с ней были чистые целомудренные отношения. Однажды, гуляя, она издалека показала мне аббатство Бельфонтен, где ее дядя был игуменом. С тех пор моя жизнь изменилась, и в моем сердце родилось желание там побывать.

Аббатство Бельфонтен в Мэн и Луар находился примерно в 20 километрах от Тиффож, моей родной вандейской деревни.

В одно прекрасное субботнее утро я отправился в Бельфонтен. Я всегда путешествовал автостопом, но в этот раз ни одна машина не остановилась, и я дошел до монастыря к полудню. Мне посчастливилось немного побеседовать с монастырским отцом-гостинником. Он-то и рассказал мне об одном из отцов обители, который жил отшельником на юге Франции и соблюдал традиции восточного монашества. Конечно же, он говорил об отце Плакиде.

Но в это время зазвонил колокол, мой собеседник извинился и покинул меня. Тогда я еще не знал монастырских правил и не понял, что случилось. А в монастыре начиналось чтение шестого часа и обед. Я, непросвещенный, не знал, что делать, и решил идти обратно, тем более что путь был дальний. Однако я преодолел его пешком с такой легкостью, словно был на крыльях. Возможно, в этот день родилось мое монашеское призвание.

2.jpg

Аббатство Бельфонтен

После окончания школы в июле 1976 года я оставил родных и родной Тиффож и отправился на юг Франции, в общину Богоявления в местечке Канток. Это община жила по восточной христианской традиции, и там я серьезно готовился к монашескому постригу. Я все больше и больше погружался в византийский обряд и раскрывал для себя восточную духовность. В то время я с большим интересом читал труды отца Плакиды: «Евангелие в пустыни», «Печь Вавилона» и книгу, ставшую моей настольной, — «Лествицу» преподобного Иоанна в переводе архимандрита Плакиды.

В 1978 году до нас дошла весть о том, что отец Плакида уехал на Афон и принял там Православие, после чего игумен Эмилиан послал его обратно во Францию открыть подворье афонского монастыря Симонопетра.

Я с радостью воспринял эту новость, и в глубине моего сердца родилась уверенность в том, что и я однажды стану православным. Некоторые сестры нашей Богоявленской общины оставили нас и присоединились к отцу Плакиде, который до принятия Православия был их духовником. Это послужило началом женской монашеской общины, которая позже стала монастырем Солан.

В 1989 году я учился каллиграфии в селе Сент-Антуан-л’Аббеи недалеко от монастыря святого Антония, где игуменом был отец Плакида. И, конечно, я ходил туда. Монастырь находился в глубоком ущелье в горах Веркор. Расположение монастыря и его устройство говорили о многолетнем пребывании игумена в монастыре траппистов (членов ордена цистерцианцев строгого посвящения). Тогда братия молилась в домовой часовне, византийского храма в монастыре еще не построили. Отец Плакида жил со своим давним другом по отшельничеству отцом Серафимом.

Общение с батюшкой укрепило меня в движении к Православию, но многие внутриобщинные обстоятельств не позволяли мне реализовать мечту.

В 1993 году, перед отъездом в Россию, у меня была еще одна возможность встретиться с отцом Плакидой в монастыре Солан, где он организовал большой женский монастырь. После встречи батюшка подвез меня на своей машине по долине реки Рон. В пути мы беседовали, и он утвердил меня в решимости ехать в Россию. Затем я по привычке продолжил свой путь автостопом.

3.jpg

Архимандрит Василий (Паскье) и схиархимандрит Плакида (Дезей). Август 2017 г.

Промыслом Божиим 20 августа 2017 года со своими русскими друзьями Павлом и Анной я побывал у своего младшего брата во Франции, которого не видел 20 лет. Брат живет в 250 км от монастыря св. Антония, где игуменом был архимандрит Плакида. Мы решили навестить батюшку. После Божественной литургии удалось полчаса с ним побеседовать. Отец Плакида был внимателен, интересовался положением дел в России. Он посчитал очень важным возрождение православной веры и охранение христианских ценностей в России — важным для всего мира. Однако батюшка был слаб и быстро устал. Мы взяли у него благословение и ушли.

От отца Плакиды мы уехали окрыленными, с радостью в сердце. Эта встреча до сих пор жива в наших душах. Тогда мы не знали, что видим его в последний раз.

Позавчера, 7 января 2018 года, мне сообщили, что отец Плакида перешел в мир иной, в Отчий дом.

Да упокоит Христос душу раба Своего архимандрита Плакиды со всеми святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Нас охватила печальная радость.

Биографическая справка

4.jpg

Отец Плакида (Дезей) с игуменией и сестрами Покровского монастыря в Солан

Схиархимандрит Плакида (Дезей) (фр. Placide Deseille) – основатель, игумен и духовник двух подворий афонского монастыря Симонопетра во Франции: мужского в честь преподобного Антония Великого и женского в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Известный патролог и богослов, переводчик святоотеческих и богослужебных текстов на французский язык. Бывший католический монах и священнослужитель.

Родился во Франции в 1926 г. в католической семье. В 1942 году в возрасте 16 лет поступил в аббатство Бельфонтен. В 1952 году рукоположен в священники этого аббатства. Во время поездок в Париж познакомился с известными русскими богословами архимандритом Киприаном (Керном) и Владимиром Лосским, впервые присутствовал на православной литургии в Свято-Сергиевском институте. Ключ к пониманию православного взгляда на Церковь и человека дали чтение «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Лосского и беседы с отцом Киприаном о христологии Халкидонского Собора и паламитском учении о Божественных энергиях.

Переломным событием в жизни Дезея стал Второй Ватиканский собор. Решения Собора не оставили у него, как он сам пишет об этом в мемуарах, надежды на «обновление структур и институтов Римской Церкви через возвращение к духу святоотеческого учения». В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества он основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В течение 10 лет они пытались жить «в богослужебной и духовной традиции Православия», продолжая оставаться при этом в лоне Римо-католической церкви.

В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. На это решение повлияло их общение с известными православными старцами Паисием Святогорцем, Ефремом Катунакским и Эмилианом Симонопетрским. Переход в Православие состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Подвизаясь на Святой Горе, отец Плакида переводил на французский язык «Лествицу» преподобного Иоанна.

Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром) и стал его игуменом.

Преподавал в качестве доцента патрологию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Был основателем серии «Spiritualite orientale» («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются:

  • «Дух пахомиевского монашества» (1968),
  • «Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты» (1990),
  • «Православная духовность и “Добротолюбие”» (1997, в 2006 переведена на русский),
  • «Евангелие в пустыне» (1999),
  • «Пещь вавилонская: духовный путеводитель» (2001),
  • «Основы катехизиса» (в 2 тт., 2001),
  • «Уверенность в невидимом» (2002),
  • «Тело – душа – дух в православном понимании» (2004).

Источник

Возврат к списку

145