«Румынский патерик»: Архимандрит Клеопа (Илие). Часть 4

20 октября 2022

1-.jpg
Архимандриты Клеопа (Илие) и Иоанникий (Бэлан), составитель «Румынского патерика»


Дела и изречения. Окончание

56. Отец Клеопа обладал великой рассудительностью. Обычно он не поощрял чрезмерных подвигов, хотя сам втайне подвизался очень много. Но святые всегда строги к себе и исполнены любви к другим. Иногда говорил, что лес не боится того, кто сразу хватает много дров и перегружает свою повозку. Ибо знает, что скоро она сломается, потому что слишком загружена. Лес боится того, кто берет по бревнышку, везет малую поклажу. И лес потому боится, что знает, что он мало-помалу вырубит его целиком.

57. О рассудительности же батюшка говорил так: «Святые отцы говорят, что царицей добродетелей является рассудительность. Многие бросились в водоворот страстей, чтобы спасти других от смерти, и утонули, поскольку не обладали здравомыслием и рассудительностью в жизни. Все добрые дела надо делать в меру и с рассудительностью, то есть идти царским, серединным путем соответственно дарованию, естеству и силе каждого, чтобы не упасть в ту или другую сторону, ибо крайности от диавола, как говорят Божественные отцы».

58. Помимо других дарований, отец Клеопа был наделен от Бога и уникальной памятью. Прочитав какую-нибудь книгу пару раз, он мог рассказать ее наизусть. Поэтому с легкостью цитировал по памяти десятки и сотни страниц из святых отцов и Священного Писания, знал наизусть каноны Церкви и восхищал нас прекрасными и исполненными сладости историями.

59. Батюшка питал великое благоговение к Пресвятой Богородице и всем святым. Говорил нам один ученик, что видел отца Клеопу, когда его положили в больницу, как он читал там Богородичник, лежа под капельницей, и говорил: «Не могу я оставить Матерь Божию, Она ведь всегда помогала мне!» А на Елеосвящении поминал порой сотни и сотни имен святых, ибо знал наизусть имена большинства святых в календаре и синаксаре. Он также написал духовные стихи и акафисты Пресвятой Богородице и нескольким святым.

60. Отец Клеопа был великим защитником правой веры, составил весьма полезные книги о православной вере и ее защите. Своими проповедями вернул в Церковь Христову множество людей и даже целые группы отступивших от правой веры. Говорил отец Клеопа: «Самое ценное в этой жизни – оставить всё и оплакивать свои грехи, потому что дороже всего для нас вечность. Поэтому надо делать всё, чтобы ее не лишиться, ибо тогда зря мы жили на земле».

61. Всё, что делал отец Клеопа, было украшено смиренномудрием. Ибо он говорил: «Никогда не будем говорить, будто мы положили благое начало. Мы даже не знаем, как выглядит человек, положивший благое начало. А мы будем молиться так: "Господи, помоги мне положить благое начало"». В другой раз говорил: «Сожаление восполняет дело, которого ты не сделал. Например, ты кладешь земные поклоны. Как делал я, когда жил дома, ведь мы с братьями соревновались, кто больше положит земных поклонов за час. Я бил по 500 поклонов в час, а сейчас не могу положить и одного. Ты же кладешь их не гордыни ради, а за свои грехи. И мне жаль, что я не могу их класть, и говорю: "Господи, помилуй мя, грешного!" И Бог принимает и то и другое одинаково».

62. Как-то пришел один брат на исповедь и говорит: «Отец Клеопа, у меня нет рвения». Батюшка отвечает: «Нет? А ты смиряйся! Никто не спасся тем, что постился или нес другой подвиг. Ты говори: Смирхся, и спасе мя (Пс. 114: 5)».

2.jpg
В келлии старца Клеопы

63. В другой раз ученик попросил батюшку поминать его в молитвах. А он ему отвечает: «Моя молитва – словно дым Каина. Вот так стелется по земле!»

64. Говорил однажды отец Клеопа: «Диавол пал по причине гордыни и поэтому не может сказать: "Прости меня". То же самое и мы. Когда видишь, что кто-нибудь просит у тебя прощения, и не отвечаешь: "Бог да простит тебя", – ты подобен диаволу, не способному сказать: "Прости меня". И если ты согрешил в чем и не просишь прощения, то тоже уподобляешься ему, потому что не говоришь: "Прости меня". И даже если ты не виноват, не думай: "Не хочу я говорить: "Прости меня". Зачем мне говорить это? Виноват же он, а не я". Так что будем всегда смиряться».

65. Однажды христианка, у которой была большая беда, подала отцу Клеопе поминальную записку. Через какое-то время женщина пришла опять в слезах, чтобы поблагодарить его за полученную помощь. Но он сказал ей, чтобы она больше не вспоминала об этом. Но она настаивала, продолжая напоминать ему тогдашние обстоятельства. Тогда батюшка пошарил в карманах и вытащил скомканную бумажку, спрашивая, не это ли ее помянник? Женщина узнала свой помянник, а батюшка говорит: «Вот видишь, я о нем с тех пор совсем забыл. Но твоя вера действовала, и Господь избавил тебя от беды».

66. В другой раз к отцу Клеопе пришла женщина со своим сыном. Преподав ей благословение, батюшка, не знавший ее раньше, сказал: «Не приведи Бог быть матерью!» А вечером на проповеди говорил всё о блуде да пьянстве – страстях, поработивших сына этой матери. Потом эта верующая рассказала нам, что, когда вернулись из монастыря, сын ее всецело бросил эти страсти по молитвам отца Клеопы.

67. Сказал однажды отец Клеопа: «Истинному монаху хорошо причащаться всех добродетелей понемногу. Но больше преуспевать в смирении, ибо оно – врата Небесные; а смирение рождается из послушания. Венцом же всех добродетелей является любовь. Она ведет душу от врат Небесных к престолу Пресвятой Троицы».

68. Однажды, когда брат показал ему на строившуюся новую церковь, расхваливая ее красоту, батюшка сказал ему: «Да, брат. Но только знай, что тяжелее создать настоящего монаха, чем собор».

3.jpg
Храм прп. Феодоры Сихлской в монастыре Сихастрия («новый храм»), 1997 г.

69. Сердца верующих исполнялись радости, слыша, как батюшка говорит: «Да поглотит вас рай», – или: «Ох, нет у меня такой большой котомки, чтобы затолкать вас туда и отнести всех в рай. Чтобы не остался ни один!»

70. Как-то я пришел просить советов у отца Клеопы. А он мне говорит: «Отец Иоанникий, я уже сыт по горло! Какие советы мне еще давать? Я всегда уязвлял свою совесть, уча других тому, чего не делал сам. Вспоминаю иногда великих подвижников, живших раньше в этом монастыре, как они спали в гробах и молились в плаче и слезах, а я, словно каменная скала, пребываю в полном нечувствии. Что бы ни сказал к исправлению других, это обличает скорее меня, чем их, ибо я не делаю того, о чем говорю, а дни сокращаются и время скончания моего ничтожества на земле этой близится. Я уж не перечисляю всего, ибо никогда не смогу передать мрака моих зол. А у тебя есть Святое Евангелие и чистые родники святых отцов, не ищи же напоиться из иссохшего и грязного ручья. У тебя столько Божественных источников, могущих утолить твою духовную жажду и оживить душу, чтобы она могла воспарить на небеса.

Поэтому и говорю: блаженны те, которые молчат и дают сначала сказать брату своему о их делах, а затем уже говорят и они из своего опыта и от избытка сердца их.

Да поможет милость Господа нашего Иисуса Христа всем нам и мне, грешному, чтобы нас не обличили в оный великий Судный день в том, чему мы учили других, а сами не делали».

71. В воскресенье, 29 ноября 1998 года, отец Клеопа пробыл неподвижно на скамейке, сидя на которой исповедовал, словно в некоем восхищении, с полуоткрытыми глазами в течение 11 с лишним часов, не отвечая на вопросы учеников. Придя в себя из этого состояния, он был очень счастлив, словно получил некое таинственное откровение.

Вечером 1 декабря 1998 года, очень слабый и утомленный, отец Клеопа сказал одному очень близкому ему священнику: «Отец Михаил, вот мое последнее слово: бодрствуйте и молитесь, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (ср.: Мф. 25: 13). Потом сказал еще: «Молитесь и обо мне! Молитесь!..» И продолжил принимать верующих и монахов допоздна, до 12 с лишним часов ночи, а под утро следующего дня, в среду 2 декабря в 2.20 ночи, отец Клеопа предал дух свой в руки Божии, примиренный со Христом, людьми и самим собой и оплакиваемый сотнями монахов и тысячами верующих.

72. Отпевание проходило в прекрасный зимний день, солнце сияло, хотя в предыдущие дни было холодно и облачно, погода чудесным образом прояснилась. Служили восемь архиереев и множество священников, молилось более 10 тысяч верующих. Один иерарх, бывший на погребении батюшки, сказал, что так много народу пришло потому, что отец Клеопа любил людей, и они чувствовали его любовь. Поэтому и пришли, чтобы теперь самим помочь его святости молитвой.

73. Одна верующая, которая была близка к отцу Клеопе, приехала на Святую Пасху в Сихастрию, но в келью батюшки уже не пошла, думая, что уже нет смысла идти туда, поскольку он умер. И когда отдыхала в архондарике перед Пасхальной заутреней, был ей сон. Будто стоит она перед келлией отца Клеопы, думая о том, что он умер, и тут на пороге появляется батюшка и говорит ей: «Заходи. Почему не заходишь?» – «А разве вы не умерли, батюшка?» – «Ты что! Не видишь, что я живой?» – ответил батюшка. На другой святой пасхальный день женщина пошла в келью отца Клеопы и приложилась к святым иконам, твердо веря, что он жив и молится за всех просящих у него помощи.

74. На могилу батюшки на монастырском кладбище тоже каждый день приходят десятки и сотни богомольцев со всей страны и из-за границы, с благоговением молятся, и каждый по своей вере и любви получает полезное для себя, а иногда происходят подлинные чудеса.

4.jpg
Могила старца Клеопы на кладбище монастыря Сихастрия

75. При жизни отца Клеопы многие верующие румыны и даже иностранцы приходили в его келью, ища его, как источник воды живой. А после смерти батюшки его жизнеописание и поучения вышли в свет не только в Румынии, но и в других странах: Греции, Сербии, США, Италии, Польше, Сирии, Франции и т. д. Таким образом, батюшка продолжает свою миссионерскую работу и после отшествия в вечность как истинный духовный отец и столп православия.

Господи Иисусе Христе, причти к сонму святых усопшего раба Твоего архимандрита Клеопу, путеводившего нас всех по пути спасения![1].



[1] Решением Святейшего Синода Румынской Православной Церкви начата подготовка к проведению в 2025 г. торжеств по причислению к лику святых архимандрита Клеопы (Илие) и иеросхимонаха Паисия (Олару), просиявших святой жизнью и обильными чудотворениями, как прижизненными, так и посмертными. Перевод выполнен по книге: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].



Источник: сайт Сретенского монастыря

Возврат к списку

110