Великомученик Иаков и его монастырь

10 декабря 2022

c08.jpg

10 декабря по новому стилю празднуется день памяти святого великомученика Иакова Персидского. Он жил в конце IV – начале V вв. во времена правления сыновей римского императора Феодосия Великого, который сыграл важную роль в утверждении Никейского Символа веры. Иаков служил при дворе, был богат, образован и добродетелен, всеми любим и почитаем.

С детства Иаков был христианином, как и вся его семья. Однако новые правители, сменившие благочестивых, оказались жестокими и безжалостными людьми, идолопоклонниками, гонителями христиан. Они изо всех сил старались отдалить своего придворного служащего от христианской веры подарками и лестью. Будучи побежден их многочисленными щедрыми милостями, он отрекся от Христа, что стало известно его матери и супруге, которые были ранены в самое сердце, услышав эту весть. Женщины послали ему письмо, в котором упрекали его за отступничество и уговаривали покаяться.

Прочитав письмо, Иаков оказался в оцепенении, пробуждаясь ото сна, осознавая сокровище веры, от которой он отрекся, и зло заблуждения, в которое он впал. Он горько плакал и каялся от сердца своего, сокрушаясь и взывая пред Господом о прощении беззакония, ибо Он – сострадателен и милосерд. Подобно иудейскому царю Манассии и апостолу Петру он раскаялся в своем прежнем нечестии.

Придворные идолопоклонники доложили об этом царю. В ярости тот вызвал Иакова на допрос, выпытывая, кому поклоняется Иаков. Будущий мученик смело ответил: «Я – раб Господа моего Иисуса Христа». Царь пытался соблазнить Иакова вновь отречься от христианской веры льстивыми уговорами и обещанием сокровищ. Однако святой стойко держался за Христа и уже больше не пал. Его ответом было: «Царь, ты напрасно пытаешься, я готов претерпеть десять тысяч смертей за моего Сладчайшего Христа, за Того, Кто создал и небо, и землю, и все творение. А тот, кто отрекается от Него, пойдет в вечную погибель». Мучители связали его со словами: «Что ж, смотри, что будет с тобой за твое непослушание царю, нам велено раскромсать тебя на части».

Перед истязаниями он молился, чтобы Господь укрепил его и он сподобился венца мученика в Царствии Небесном. Когда у него начали отрубать пальцы, он молился: «Господи, я славлю Твое Пречестное имя вместе с хором мучеников. "Болезни адовы обыдоша мя" (Пс. 17: 6)». Пока продолжались истязания, от тела святого исходило благоухание.

Святой Иаков принял мученическую кончину в Вавилоне 27 ноября (ст. ст.). Год его кончины точно неизвестен и может датироваться с 420 по 423 гг. На следующую ночь его останки были благоговейно собраны и позже перевезены верующими христианами в Иерусалим. По виду казни великомученик был назван Рассеченным.

Святой Николай Сербский писал, что часть его останков находится в храмах Европы и во многих других местах на Ближнем Востоке, включая гору Афон и монастырь ап. Иоанна Богослова на острове Патмос. Будучи поэтом, святитель Николай составил поэтический гимн великомученику, воспевая его мужество, поставляя его примером стойкости в вере перед христианами.

Почитание святого было распространено и на Руси, частицы его мощей были вставлены в русские мощевики и кресты.


«Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится»

2.jpegКрест-мощевик из музея Санкт-Петербургской епархии с мощами вмч. Иакова

На севере Ливана в дне сегодняшнем существует православный женский монастырь, посвященный святому Иакову (по-арабски: «Дейр Мар Якуб»). Он расположен в деревне Дедде в районе Эль-Кура, высоко на плато, откуда открывается прекрасный вид на бирюзовые воды Средиземного моря и на прибрежный древний город Триполи, расположенный недалеко.

Рядом, всего в нескольких километрах, соседствует мужской монастырь Баламанд, являющийся сейчас центром духовной жизни Антиохийской Православной Церкви.

В настоящее время в женском монастыре Мар Якуб проживает более 20 монахинь, а его настоятельницей является игумения Феврония.

Монастырю святого Иакова Персидского в Дедде, по оценкам историков, более 800 лет. Изначально монастырь был мужским. Однако в нем не сохранилось ни документов, ни рукописей, по которым можно было бы датировать время его точного возникновения. Несколько раз за историю своего существования монастырь подвергался пожарам, которые уничтожили множество древних икон, книг и свитков. Помимо этого, не так давно, во время гражданской войны в Ливане, была полностью сожжена архиепископия в Триполи, где могли храниться документы о точном происхождении и истории монастыря.

По свидетельствам русского монаха-путешественника, посетившего эти места около 1600 года, монастырские постройки были сгруппированы вокруг храма и включали в себя несколько келий и столовую для паломников. В 1620 году там вместе с несколькими монахами жил и настоятельствовал киприот по имени Захария, поставленный туда Антиохийским Патриархом Игнатием III.

В XIX веке монастырь был также населен монахами и подвергался нападениям разбойников в целях наживы. Во время одного из таких нападений игумен отказался передать то, что было вверено ему Богом, и был жестоко избит, в результате чего потерял зрение и руку.

Вскоре после упомянутых событий (и, возможно, из-за них) монастырь святого Иакова Персидского оказался заброшен, монахи его покинули. Все постройки подверглись разграблению, вследствие чего было утеряно большинство его древних икон и ценностей. Со временем на этом месте остались лишь руины.

3.jpg
Старый вид монастыря Мар Якуб

Но Богу было угодно вновь призреть на Свой дом молитвы в Дедде, и с середины XX века монастырь святого Иакова начал восстанавливаться усилиями молодых энергичных женщин.

В то время наблюдался особенный расцвет молодежного православного движения в некоторых частях земного шара, включая Сирию и Ливан. Нужно отметить, что антиохийская молодежь и поныне активно участвует в жизни своей Церкви. Девиз этого движения можно свести к простой формуле: всем вместе служить Богу и ближнему в благочестии и чистоте. За основу служения была взята ранняя Церковь времен совместных агап.

Многие будущие антиохийские иерархи, игумены, игумении и монахи принадлежали к этому движению в XX веке. Вдохновителем его в Сирии был «папа Хазим», как его все, от мала до велика, называли, – священник из Дамаска, директор уникальной дамасской православной школы, который впоследствии стал Антиохийским Патриархом Игнатием IV.

Одним из центров этого молодежного движения был сирийский город Латтакия. Там возрастали многие будущие столпы современной Антиохийской Церкви, такие как нынешний Патриарх Антиохии и всего Востока Иоанн X, его брат-мученик митрополит Алеппский Павел (Язиджи), ныне покойный митрополит Иоанн (Мансур) и другие. Последний и благословил юную набожную девушку из Латтакии Сальму Кодсие на воссоздание женского монастыря в деревне Дедде.

Итак, в 1956 году древние стены монастыря оказались снова заселены монашествующими. Его игуменией стала мать Ирина (Кодсие). На тот момент среди сестер монастыря пребывала и русская монахиня, которая была направлена туда еще с несколькими сестрами известным своей любовью к Русской Церкви митрополитом Илией (Карамом).

Монахини монастыря под руководством своей руководительницы матери Ирины долгие годы его ремонтировали и восстанавливали. Сама игумения была известна мягкостью, молитвенностью и добротой. В молодости она посещала для духовного окормления святого Амфилохия (Макриса) на острове Патмос, у которого в монастыре находилась частица мощей святого Иакова, о чем свидетельствует и сам старец в своих письмах.

4.jpg
Игумения Ирина (Кодсие) с Патриархом Игнатием IV

Будучи известной герондиссой Антиохийской Церкви, мать Ирина с любовью принимала и патриархов, и иерархов, и множество мирян. При ее жизни монастырь святого великомученика Иакова в Дедде стал духовным и земным оазисом и известным местом паломничества.

В 2008 году, когда болезнь подкосила старицу Ирину, сестры монастыря избрали своей новой игуменией монахиню Февронию. Монастырь Мар Якуб и сейчас остается одним из любимых мест паломничества у православной антиохийской молодежи. «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).



Источник: сайт Сретенского монастыря

Возврат к списку

141