«Дай Бог храму судьбу вековую…»

Михаил Павлов

talacyn.jpg
Город Толочин, вид на Покровский храм с улицы Оршанской. Фото начала ХХ века

В 1604 году от Рождества Христова в Толочине случилось событие из ряда вон выходящее. Над его узкими деревянными улочками вознесся каменный храм — огромный, строгий, манящий. Благоговейно вливался под его светлые своды народ, преклоняя перед иконостасом колени.


Начало начал

Среди них наверняка бывал и канцлер Великого Княжества Литовского Лев Иванович Сапега. Вместе со всеми истово молился о благоденствии Белой Руси, для которой так много сделал за свою долгую жизнь. И этот храм в нашей глубинке тоже возвел на свои средства с дальним прицелом. Как человек думающий и прогрессивный, он, очевидно, хорошо сознавал: за православием в княжестве историческая перспектива в духовном развитии общества. Народ белорусский, несмотря на жесткое давление Ватикана, вере предков не желал изменять. С подобными реалиями нужно было считаться.

Документы гласят, что именно тогда им была построена «каменная церква во Толочине, внутри высокая, просторная и благолепная». Современные историки утверждают, что скорее всего в архитектурном стиле европейского Возрождения, очень популярном в XVI веке. И, что очень важно, до наших дней сохранившая многие аутентичные элементы — могучий фундамент из валунов, доставшихся краю от ледникового периода, стены старинной кладки, уникальный каменный иконостас, систему разветвленных подземных коммуникаций, водоснабжение из Друти, подведенное под алтарь. А еще — некрополь в подвале, вмурованный в широкое основание. Очевидно, здесь нашли свой последний приют уважаемые люди Толочина, много сделавшие как для него, так и для государства. Не исключено, что здесь покоится кто-то и из рода Сапегов.

Канцлер и его ближайшее окружение любили Толочин, где проводили достаточно времени. Их славные дела во имя Отчизны потомками не забыты. Над их прахом служители монастыря сегодня регулярно читают молитвы.


На переломе эпох

Более подробно описывают историю нашего храма документы XVIII столетия. Известно, что молились в нем православные до 1726 года, когда под давлением исторических обстоятельств церковь отторгли в унию и основательно перестроили. Была для этого и чисто земная причина. Во время кровопролитных войн между Россией, Польшей и Швецией в XVII-XVIII веках она основательно пострадала. Как считают историки, потому, что использовалась не только как религиозный центр нашего края, но и как оборонительное сооружение, спасая от незваных гостей местное население. Об этом неопровержимо свидетельствует сохранившаяся система запоров могучих дверей из дубового бруса (которые и сегодня служат церкви исправно). Пробить их можно было разве что из пушки большого калибра или тараном.

К работам тогда магнаты Сангушки, которым принадлежал наш город, привлекли видного французского архитектора Якоба Габриэля. Его стараниями и талантами церковь и приобрела современный вид, исполненный в стиле виленского барокко. Важно отметить, что в Беларуси уцелели лишь считанные единицы подобных культовых зданий. В их числе называют всемирно известный Софийский собор в Полоцке.

Более того, рядом с храмом они построили двухэтажное здание, где с комфортом разместился базилианский монастырь. А при нем — светское училище, в котором местной молодежи преподавали естественные и гуманитарные дисциплины профессора из Вильно. Есть точные сведения, что его библиотека насчитывала сотни книг по разным наукам (небольшая часть их уцелела и хранится сегодня в Национальной библиотеке Республики Беларусь).


Полумеры не решили проблем

Вторжение объединенной Европы под руководством Наполеона в 1812 году ввергло наш край в глубокую экономическую и духовную пропасть. Более того, захватчики посягнули на душу народа — православную веру. Варвары из «цивилизованных» стран тогда вывезли из нашей обители все реликвии, имеющие, на их взгляд, хоть какую-то материальную ценность, сожгли иконы и библиотеку, изуродовали внутреннее убранство церкви, расстреляли кресты на ее куполах. Неопровержимые следы этого кощунства были обнаружены при их замене. К слову, побывавшие в монастыре туристы из Франции лишь стыдливо глаза отводили, когда священнослужители рассказали им эту историю и вручили список награбленного. Эти церковные ценности Лев Сапега привез в дар храму из Константинополя.

После подобного разорения обитель оправиться не смогла. В 1834 году базилианский монастырь по указанию российского императора Николая I был закрыт, а храм возвращен в лоно Русской православной церкви. Судя по документам, при нем была открыта и какое-то время работала духовная семинария, готовившая из местных юношей православное духовенство.

На протяжении нескольких последующих десятилетий храм несколько раз пытались отремонтировать церковные власти — меняли купола, прохудившуюся кровлю, укрепляли фундамент, отводили грунтовые воды. Но в принципиальном плане эти усилия мало что изменили. В начале XXI века техническое состояние здания приняло обвальный характер: «поплыл» даже его могучий фундамент, по старинным стенам и своду расползлись широкие трещины, на уникальных иконах и фресках, написанных старыми мастерами, копились плесень и гниль, грозившие уничтожить святыни. Остро встал вопрос о капитальном ремонте церкви, столь много повидавшей и пережившей на своем долгом веку.


Святыни не умирают

Думается, будет в веках несокрушимо стоять Православная церковь, пока служить ей верой и правдой будут люди, подобные настоятельнице Свято-Покровского женского монастыря матушке Анфисе. Тринадцать лет назад она возглавила нашу обитель и, сплотив вокруг себя команду единомышленников, произвела в ее облике воистину революционные изменения. Великое дело пробудило в общественном сознании великую силу. И храм — словно феникс из пепла восстал, превратившись стараниями строителей, архитекторов, ученых, просто неравнодушных людей в настоящий шедевр, имеющий как духовную, так и культурную ценность для Беларуси. Специалисты в один голос твердят, что после такого ремонта и реконструкции он еще века простоит. Современные материалы превратили в монолит его могучие стены, до мельчайших подробностей воспроизвели старинный иконостас, внутреннее и наружное убранство, окраску. А золотые купола! А новые часовни, купальни, лавки, трапезные, воскресная школа, исполненные по православным архитектурным канонам! Подобный ансамбль готов с честью поспорить с любым шедевром Европы.

Вот заключение по этому поводу научного руководителя всех этих работ, архитектора Евгения Константиновича Колбовича: «Даже беглое знакомство с архитектурой и историей комплекса позволяет сделать вывод, что по всем составляющим монастырь может быть включен в списки всемирного наследия».

Думается, это только начало пути нашей обновленной обители. Уже сейчас о ней снимаются фильмы, пишутся книги, научные работы, ведутся жаркие споры в Сети. Под ее древними сводами проводят встречи паломники, священнослужители, их посещают туристы из разных стран. Все это радует. Но, думается, главное все же будет в другом. В нашем храме, как встарь, Спаситель будет стремиться донести людям волю свою жить в любви и согласии. А уж он в долгу не останется, воздаст каждому по заслугам. Важно только помнить всегда: кому много в этой жизни дано, с того в свое время много и спросится.

9.jpg
Покровский монастырь сегодня


Источник: «Наша Талачыншчына»

126