«Модерн в русской иконе»: декоративное обрамление духовного содержания

01 июля 2023

1.jpg
Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ в.
Фото: Музей христианского искусства

Церковное декоративно-прикладное искусство конца XIX — начала XX века редко привлекает к себе широкое внимание. Музей имени Андрея Рублева исправил положение, организовав выставку, на которой оклады ценнее образов.

Большинство экспонатов выставки «Модерн в русской иконе» хранятся в частных коллекциях, и только часть — из собственного собрания Музея Рублева, из Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова (который, впрочем, основан на личном собрании).

Состав выставки, каковы бы ни были его истинные причины, отражает историю отношения к иконам модерна в отечественном искусствознании, где долгое время чтили образы только допетровского времени, и только они попадали в собрания ведущих музеев. Коллекционеры же не были обременены учеными предрассудками, они собирали то, что нравится.

2.jpg
«Покров Богородицы». Икона в окладе. 1910-е. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова.
Фото: Собрание К.П. Калашникова

Вторая особенность выставки: она представляет не столько религиозную живопись в стиле модерн, сколько декоративно-прикладное церковное искусство. Именно оклады, а не изображения, в основном неоригинальные и анонимные, демонстрируют здесь особенности возникшего в конце XIX — начале XX века большого стиля с его пристрастием к растительным орнаментам и плавным линиям. Потому и на этикетках нет фамилий иконописцев, а только названия мастерских, где были сделаны оклады: Мастерская серебряных изделий Д. Л. Смирнова, Мастерская серебряных изделий Ф. Я. Мишукова, Товарищество «П. И. Оло­вя­ни­шни­ко­ва сыновья».

3.jpgГосподь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917. Икона: Мастерская А.Я.Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова. Фото: Коллекция семьи Карисаловых

Конечно, авторы выставки — директор музея Михаил Миндлин, главный научный сотрудник Светлана Гнутова и заведующая отделом экспертизы Жанна Белик — не обошлись без всем известных имен. В экспозиции представлены картины Михаила Нестерова «Христос, благословляющий отрока Варфоломея» и «Всадники», два синих керамических ангелочка Михаила Врубеля и эскиз Виктора Нестерова «Святитель Алексий, митрополит Московский». Но самыми привлекательными экспонатами стали именно оклады.

В центре экспозиции — своеобразный триптих: два парных оклада к иконам Богоматерь Казанская и Святитель Николай Чудотворец и несколько большего размера оклад к несохранившемуся Христу Вседержителю. Все они сделаны по эскизам Сергея Вашкова в разных мастерских, но одним мастером — Кузьмой Коновым. У этих киотов одинаковая оригинальная форма и асимметричные накладки с изображением фантазийных животных. Невиданные звери и растения, столь любимые модерном, также искусно вписаны в покрывающий киоты орнамент. Эти оклады смотрятся как малые архитектурные формы — такие надежные «дома» для образов.

4.jpg«Богоматерь Казанская». Икона в окладе. 1908–1917. Оклад: Н.А.Алексеев (по рисунку С.И.Вашкова). Частное собрание. Фото: Музей имени Андрея Рублева

На выставке есть совсем иной оклад, лаконичный, работы тех же Вашкова и Конова: в Богоматери Иверской тонкие серебряные полоски соответствуют прориси иконы. Этот прием повторяли в своих работах и другие мастера, чьи имена не сохранились. Совсем по-другому решен оклад Богоматери Казанской: здесь композиция геометрически выверенная, с чередованием мелких окружностей и квадратов и с крупными изображениями листьев папоротника по бокам. По ней видно, насколько талантлив и свободен в работе был Сергей Вашков. Именно он, ученик Виктора Васнецова, выпускник Строгановского училища, признан ведущим мастером модерна в русском церковном декоративно-прикладном искусстве.

Собранные на выставке произведения — в основном небольшого формата, камерные, предназначенные не для церковных, а для домашних интерьеров. В зале музея они демонстрируются рядами, плотно прилегая друг к другу, мелкие вещи показаны в витринах — все это склоняет к медленному и несуетливому рассматриванию пусть не великих, но достойных образцов русского религиозного искусства, созданного в стиле, существовавшем всего пару десятилетий.


Источник: «The Art Newspaper Russia»

Возврат к списку

140