Праздник Крещения Господня в Спасо-Евфросиниевской обители

20 января 2020
Праздник Крещения Господня в Спасо-Евфросиниевской обители

19 января Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа – второй после Рождества Христова двунадесятый праздник, который совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные Святками, составляют одно знаменательное и душеспасительное торжество. «Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть… день торжества»[1], – говорил святитель Иоанн Златоуст. 

В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января, в обители была совершена Божественная литургия, праздничная вечерня и великое освящение воды. Затем клирики монастыря освятили монашеские корпуса и монастырскую территорию с садовыми и огородными насаждениями. 

Вечером в Кресто-Воздвиженском соборе духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик возглавил всенощное бдение. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков. 

В праздник Крещения Господня, 19 января, в обители были отслужены две Божественные литургии. Раннюю литургию в Свято-Евфросиниевском храме совершил иерей Сергий Антипорук. В конце службы, поздравив всех молящихся с праздником и обратившись к ним с проповедью, он рассказал об истории праздника и призвал всех к покаянию и доброделанию. 

Позднюю Божественную литургию, которая проходила в Кресто-Воздвиженском соборе, возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. 

Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков. 

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). 

Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Никодим (Генералов): 

«Сегодня мы светло празднуем событие, о котором повествуют все четыре евангелиста, …событие, когда Господь и Бог наш Иисус Христос, по словам блаженного Августина, действительно Своим пришествием в мир освятил все человеческое естество. 

По достижении должного времени, как мы знаем, Он пришел к Своему сроднику Иоанну, который проповедовал покаяние в пустыне Иудейской, взывая к тому, чтобы жители этой земли раскаялись в злых делах, которые они совершали в течение своей жизни. Иоанн совершал крещение в знамение того, что человек отрешается от своих грехов, очищается и дает обет обращаться ко Господу и отвращаться от всякого зла. 

Обычай полного погружения в воду для очищения сохранялся издревле среди иудеев, и святой пророк Иоанн Предтеча использовал только то, что давно было распространено и известно. При этом он говорил, что крестит в покаяние, но придет Тот, Кому он «недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 27), Тот, Который «будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). И действительно, когда Господь и Бог наш Иисус Христос пришел, чтобы принять крещение у Иоанна Крестителя у реки Иорданской, то, будучи просвещен Духом Святым, Иоанн Креститель спросил Его: «Ты ли приходишь ко мне? Не мне ли надлежит принять крещение от Тебя?» Но Господь сказал ему: «Совершай то, что должен». 

…Так и мы должны совершить всякую правду. Ради всякой правды пришел Господь Бог на землю. Будучи безгрешен, Он принял крещение. И, как говорит нам преподобный Иоанн Дамаскин, подобно тому, как Своей смертью Он умер со всеми нами и дал нам возможность впоследствии совоскреснуть вместе с Ним, так Он в Своем крещении, когда погрузился в воды Иордана, очистил всех нас. Это было подлинное Таинство, когда действует благодать Святого Духа. Так Господь и Бог наш крестился со всеми нами. 

И сегодня мы слышали во время богослужения слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Когда Спаситель принял крещение в водах Иордана, Он дал нам возможность тоже креститься вместе с Ним. И облечься в Него дал нам возможность. Облечься в Него – это значит отрешиться от всякого зла, от всякого греха, от всякой неправды, которая есть в человеческом сердце. Для этого нам действительно дана такая благодать, которая существует в Церкви Божией. Потому что мы можем каяться, мы можем причащаться Тела и Крови Христовой, мы можем всячески приобщаться благодатным дарам Святого Духа. Это великое благо, которое дается каждому человеку, приходящему в храм Господень. Потому что со времени Пятидесятницы, когда в виде языков огня Дух Святой сошел на святых апостолов, начала свое существование Церковь Христова. 

И сегодня мы с вами празднуем начало служения Христова, когда Он пошел по земле Палестинской проповедовать Царство Божие. Ибо в момент крещения отверзлись небеса, Дух Святой снизошел на Него в виде голубя и был услышан голос Бога Отца: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). Во время этого события произошло явление всех трех Лиц Святой Троицы, поэтому и праздник этот называется Богоявлением. Спустя три года, Спаситель принял Свою смерть на кресте, и умер ради нас с вами, и воскрес. Это великое благо, которое Он совершил ради всего человеческого рода, явственно начинается сейчас, с этого события, которое мы сегодня светло празднуем. 

…Вода является символом жизни. Когда-то вода покрывала весь мир, еще пребывавший в состоянии хаоса и устроявшийся Промыслом Господним, и Дух Божий носился над водами, оживотворяя их. И действительно, вода является и символом жизни, и символом очищения, поэтому Господь Своим крещением благословил и освятил воды, дав им возможность нести свет, благодать очищения и освящения. 

По молитвам нашим Господь дарует нам благодать и силу, благословляя и освящая воду, которую мы сегодня берем в храмах. Эта вода – залог нашего освящения, символ этого освящения и помощь нам. Мы должны памятовать о том, что необходимо хранить в чистоте и целомудрии и свое тело, и свое жилище. В этом Таинстве Господь освящает и благословляет и воду, и весь материальный мир. Будем же уповать на Его помощь, на Его милосердие и надеяться на то, что Господь дарует нам Свою милость и спасение, чтобы наследовать нам Царствие Божие». 

По традиции, после каждой литургии совершалось великое освящение воды. 

До позднего вечера территория монастыря была заполнена людьми, которые приходили помолиться, поставить свечи, приложиться к святыням монастыря, посетить церковную лавку и запастись крещенской водой на весь год до нового торжества.

Возврат к списку

149