Увидел свет новый выпуск Оптинского альманаха «Обновитель древнего иночества», посвященный 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского)

28 декабря 2022
Увидел свет новый выпуск Оптинского альманаха «Обновитель древнего иночества», посвященный 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского)

Продолжая книгоиздательскую традицию, начатую оптинскими старцами в ХIХ веке, Оптина пустынь представляет вниманию боголюбивого читателя новый выпуск Оптинского альманаха «Обновитель древнего иночества», изданного к 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского).

В книге собраны труды современных богословов и исследователей, посвященных подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца. Авторы альманаха в своих статьях с разных сторон осветили личность этого великого подвижника, делателя Иисусовой молитвы, переводчика святоотеческих творений, возродителя старчества, его влияние на русское монашество и связь паисиевской школы со старчеством в Оптиной пустыни.

Выходом в свет в 1845 году «Жития молдавского старца схиархимандрита Паисия (Величковского)» был открыт более чем полувековой период публикации Оптиной пустынью святоотеческих творений. И это неудивительно — ведь Оптина была духовно взращена учениками преподобного Паисия, которого по праву называют «отцом русского старчества».

В своих монастырях преподобный Паисий возродил древнее учение об Иисусовой молитве и весь чин молитвенного подвига, возобновил почти забытую к тому времени традицию старчества. Кроме того, в основание жизни братства он положил чтение и изучение святоотеческих творений, много трудился над их переводами с греческого на славянский язык. А его многочисленные ученики и последователи принесли его духовное наследие в Россию. Начатое преподобным Паисием возвращение к святоотеческому богословию способствовало отказу Русской Церкви от католического и протестантского влияний и выходу из духовного упадка.

Сегодня, когда Русская Православная Церковь чествует и величает своего великого подвижника, празднуя 300-летие со дня его рождения, обращение к наследию преподобного Паисия видится еще более востребованным и необходимым. Ибо истинное возрождение духовной жизни достигается не через реформирование путем приспособления к миру, но через вхождение в опыт святых отцов, в двухтысячелетнюю традицию Церкви.

Открывает Оптинский сборник статья А.А. Захарова «От старца Паисия до старцев Оптинских. Опыт духовной преемственности», посвященная рассмотрению формирования духовного облика Оптиной пустыни на основе аскетической школы преподобного Паисия. Первые оптинские преподобные Лев, Макарий, Моисей и Антоний, имея наставниками учеников молдавского старца, выстраивали монастырскую жизнь на основе устава преподобного Паисия, строго следуя его аскетическим принципам.

Магистр богословия иерей Павел Арцабович в исследовании «Основные источники духовного становления преподобного Паисия (Величковского) анализирует источники, повлиявшие на становление преподобного Паисия не только как переводчика святоотеческих трудов, но прежде всего как монаха. Читатель узнает те обстоятельства, которые помогли открыть совершенно новый этап не только в жизни преподобного, но и в судьбах всего русского монашества.

В статье кандидата богословия игумена Петра (Пиголя) «Преподобный Паисий (Величковский) и исихастская традиция» святой Паисий предстает перед нами в первую очередь как наставник внутреннего делания, учитель молитвы Иисусовой, воспринявший исихастские традиции и передавший их своим многочисленным духовным преемникам на Афоне, в Молдавии и России. Из статьи читатель узнает, что в самой России через учеников и единомышленников преподобного Паисия традиции старчества и умного делания продолжили более ста обителей.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Свенского Успенского монастыря, посвятил свой труд «Хранители паисиевской традиции в рославльских лесах: новые данные о легендарных пустынниках» рославльскому отшельничеству в аспекте преемства древней аскетической традиции через наследие преподобного Паисия. Исследуя архив Оптиной пустыни, автор открыл новые подробности жизни в рославльских лесах ее будущего настоятеля, преподобного Моисея. Подобные открытия позволяют читателю прикоснуться к святая святых — сокровенным тайнам монашеской жизни.

В статье известного исследователя духовного наследия Оптиной пустыни доктора филологических наук В.В. Кашириной «Славянские рукописи и переводы творений преподобного Исаака Сирина» рассмотрены основные рукописи паисиевской редакции из собрания Нямецкого монастыря, Оптиной пустыни, архивных фондов митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина).

Следующую статью «Образ преподобного Паисия (Величковского) по его житиям» подготовил главный редактор издательства «Наследие Православного Востока» А.П. Власюк. Автор анализирует «классические» жития преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два на славянском.

Насельник Свято-Косминской пустыни Серовской епархии иеромонах Иов (Салиулин) в своей работе «Учение преподобного Василиска Сибирского и школа старца Паисия (Величковского). Сравнительный анализ» прослеживает духовную и историческую преемственность между преподобным Паисием и святыми Василиском Сибирским и Зосимой (Верховским).

Завершает альманах анонс готовящегося в Оптиной пустыни издания «Последующе святым отцам». Анонс книги «Лествица Небесного Царствия внутри тебя. Преподобный Исаак Сирин (тематическая классификация текста)». Его авторы, уставщик оптинского Иоанно-Предтеченского скита иеромонах Никон (Скарга) и монах Силуан (Константинов) подробно описывают свою работу по подготовке новой версии перевода творений преподобного Исаака Сирина.

Издатели надеются, что публикуемые в очередном «Оптинском альманахе» труды современных исследователей наследия великого молдавского старца станут той лептой вдовицы, которую они с любовью приносят в дар Богу в знак благоговейного почитания жизни и трудов Его избранника — великого «отца русского старчества» преподобного Паисия (Величковского).



Источник: сайт Оптиной пустыни


Возврат к списку

151