В Неделю о мытаре и фарисее архиепископ Гурий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен в Жировичском монастыре

25 февраля 2024

fa.jpg

25 февраля 2024 года, в Неделю о мытаре и фарисее, наместник Жировичского митрополичьего мужского монастыря архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил Божественную литургию в Успенском соборе обители.

В это воскресенье на Всенощном бдении начинают петь песнопения великопостного периода — «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее. Этим чтением открывается период подготовительных недель к Великому посту.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили братия монастыря в священном сане и духовенство Новогрудской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Пшенко.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Минской духовной семинарии (регент – протодиакон Андрей Скробот).

В феврале 2024 года исполняется 185 лет со времени Полоцкого церковного собора 1839 года, на котором, трудами и усердием приснопоминаемого митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) более 1 500 000 белорусских униатов воссоединились с Православной Церковью.

В связи с этим, по окончании Божественной литургии архиепископ Гурий совершил благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу.

Затем архиерей обратился к пастве со словом назидания:

«Приближается Великий пост. Святая Церковь, подготавливает нас к тому, чтобы он для нас стал спасительным.

Сегодня она предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее. Эти два человека молились в храме. Один старался жить по ветхозаветным заповедям, постился два раза в неделю, отдавал десятую часть всего, что приобретал на нужды Церкви.

Довольный собой, убежденный в своей праведности, он пришел в храм поблагодарить Бога за то, что он не хищник, не прелюбодей, не совершает грехи, как другие. А наоборот старается жить по заповедям. И, молясь, он произносит такие слова: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11).

Мытари были бесчестными людьми, грабили свой народ и за это их ненавидели, презирали. Слово «мытарь» было синонимом слову «гнусный грешник». И вот рядом с этим «праведником» стоял и молился такой мытарь, осознавая тяжесть своих грехов. Как говорится в Евангелии, он даже глаза не дерзал поднять на небо, только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди ми, грешнику» (Лк. 18:13).

И что же получилось? Молитва фарисея была отвергнута Богом: он вышел из храма запечатленным печатью гнева Божия, потому что сердце его было мертво для покаяния.

Молитва же мытаря была так действительна и сильна, что грешник вышел из храма Божия оправданным.

Почему так произошло? Казалось бы, фарисей исполнял закон, не совершал преступлений, но Господь поставил его ниже мытаря. Потому что Господь гнушается гордых и возвеличивающих себя. И Церковь и призывает нас к покаянию и внутреннему осознанию своей греховности, подчеркивая, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:10).

Мытарь, который хоть и был действительно большим грешником, но воззвал ко Господу с сокрушением сердца, после чего встал на путь исправления жизни, удостоился милости Божией – Спаситель оправдывает его.

И какой мы делаем вывод? Никто не должен отчаиваться в своем спасении. Главное, пока живем на земле, чтобы каялись мы в своих грехах, имели сердечное сокрушение и старались загладить их делами добра и милосердия…»


Источник: сайт Новогрудской епархии

Возврат к списку

132