Часовни Валаама, часть 2

12 ноября 2022

1.jpg
Часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Сайт Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря продолжает цикл статей о монастырских часовнях. Вторая часть статьи описывает внешний вид, расположение и историю строительства современных валаамских часовен.


Современные валаамские часовни


Часовня Иконы Божией Матери «Знамение»

В год 100-летия гонений на Русскую Православную Церковь Валаамским монастырем была закончена реставрация т.н. «Царской часовни» во имя иконы Божией Матери «Знамение».

Во время работ было обнаружено, что вся луковка и крест на кровле были прострелены, в самой луковке найдена застрявшие пули. «На Валааме, когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного непростреленного креста, – прокомментировал игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Эти простреленные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам еще нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства, долго еще в поколениях будут отзываться снова и снова вражда или безразличие к вере и Церкви».

На медальоне часовни написано: «Въ память Высочайшаго посещенiя Валаамскаго Монастыря въ 1858 году Ихъ Императорскими Величествами Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ и Государынею Императрицею Марiею Александровною съ Ихъ Августейшимъ Семействомъ воздвигли Настоятель Монастыря Игуменъ Дамаскинъ съ братiею».

Точно не выяснено, кто автор плана часовни. Известно только, что игумен Дамаскин в феврале 1860 года написал в письме архитектору Алексею Горностаеву, построившему на Валааме девять зданий, восемь из которых сохранились до сегодняшнего дня, следующее:

«Ваша светлость Алексей Максимович! Я имею честь отправить Вам план часовни, посвященной памяти визита на Валаам Великого государя (Александра II), и я покорнейше прошу Вас нарисовать детали, необходимые для ее строительства... Каков Ваш совет... о строительных материалах: использовать ли наш собственный мрамор, качество которого Вы знаете хорошо, или гранит? Я ожидаю Вашего мнения и совета по этому вопросу».

Что ответил на это письмо Горностаев – неизвестно. Но все-таки историки, сравнивая другие постройки Горностаева с часовней, приходят к выводу: автор – один и тот же.

Внутри часовни мозаичный образ Знамения Пресвятой Богородицы, а тыльной стороны св. благоверного князя Александра Невского выполненные в 90-х гг. ХХ в. московским художником Евгением Ключаревым. К 2017-му году на часовне были установлены новые мозаичные медальоны.

Часовня представляет собой объем, открытый с трех сторон и замкнутый апсидой с восточной стороны. Четыре колонны, поддерживающие крестовый свод, соединены между собой арками. Вся часовня выполнена из природного камня месторождений Северного Приладожья: стены — из чистотесаного серого мрамора, киот — из полированного черного диабаза, цоколь, пол и ступени — из серого гранита. Шатровая кровля часовни украшена четырьмя вызолоченными продольными ребрами, луковичной главкой с золоченым кованым крестом. На западном фасаде часовни — золоченый медальон с памятной надписью о посещении монастыря Александром II. И архитектурно-конструктивное, и декоративное решение Знаменской часовни восходят к традициям русской архитектуры XVI века.

Часовня — яркий пример постройки в «русском стиле» второй половины XIX века. Пространство вокруг четко организовано: к зданию ведет дорожка из известняковых плит, обрамленная посадками клена, липы, ясеня, небольшой холм, явно искусственного происхождения, огражден, вымощен. Аллея туи западной уводит на восток, к зданию Зимней гостиницы. Часовня поставлена на одной оси с центральным входом в гостиницу, и посадки широколиственных деревьев и аллея туи являются связующим звеном между этими зданиями.[1]


Часовня иконы Божией Матери «Валаамская»

Величественная — именно так, ибо храм от часовни принципиально отличается не убранством и размерами, а богослужебным назначением — часовня на острове Светлый Валаамского архипелага была спроектирована архитекторами «Товарищества реставраторов» в 2008-2009 годах. В проекте были полностью учтены пожелания монастыря. По богатству и совершенству отделки, использованным материалам, эта часовня, пожалуй, не имеет себе равных в современности и не уступает лучшим образцам храмового искусства императорской России.

Часовня, построенная по проекту архитекторов Анисимова А.А и Бледнова Н.Ю. расположена на острове Светлый у входа в Большую Монастырскую бухту.

2.jpg
Часовня Валаамского образа Пресвятой Богородицы.

9 июля 2010 года в ходе Первосвятительского визита на Валаам Святейший Патриарх Кирилл освятил часовню.

По словам Его Святейшества, часовня в честь Валаамской иконы и расположенный по другую сторону бухты Никольский скит, словно, образуют святые врата на входе в монастырскую гавань, от которой идет путь к главной святыне Валаамского архипелага.

«Не будет, наверное, ни одного человека, который посетит Валаам, миновав эту святыню, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Уверен, что очень многие, увидев купол этой часовни под светом заходящего солнца, задумаются о многом, потому что даже внешний вид храма нередко пробуждает в нас самые светлые и сильные чувства, помогает понять красоту Божиего мироздания и силу Божиего присутствия в человеческой жизни».

«Пусть это место станет святым местом молитвы и поклонения, местом обращения людей ко Господу, а все те, кто строил этот храм, вносил свою лепту, да получат от Господа все потребное ко спасению, прощение грехов, полноту жизни и жизнь вечную», — сказал в заключении Святейший Патриарх.

И сама часовня, и мозаичная икона Божией Матери Валаамской прекрасно видны с борта корабля, входящего в Монастырскую бухту острова.

Еще одна часовня в честь Валаамской Богоматери расположена напротив входа в Летнюю гостиницу. Часовня открытая и сравнительно небольшая. Кивот и икона из белоснежного камня покрывает изящный сферический купол, возвышающийся на мраморных колоннах с художественной лепкой. Часовня стоит в центре многочисленных цветочных клумб и лавочек для отдыха, напоминая гостям и паломникам в чьем прекрасном саду они оказались.


Часовня Благовещения Божией Матери

3.jpgБлаговещенская часовня.

Расположенная на причале Монастырской бухты эта часовня была одной из первых каменных построек времен Игумена Назария (1781-1804гг.).

Сейчас это самая старая из сохранившихся на Валааме каменных часовен, построенная в конце XVIII века.

Выразительность объема восьмиугольной в плане часовни достигается пропорциональным соотношением массы стен и купола с главкой, придающим часовне статичность и уравновешенность. Несмотря на скупость декоративных деталей, часовня обладает определенной пластикой. Выступающие из плоскости стен пилястры на углах восьмигранника в солнечную погоду бросают тень, создавая интересные светотеневые нюансы.

Интересно, что на месте Благовещенской часовни с незапамятных времен, сменяя друг друга, тоже стояли часовни, только деревянные. Такая преемственность наводит на мысль: не смогут ли нынешние каменные валаамские постройки открыть тайны исчезнувших деревянных строений.[2]

В 1988 году были проведены реставрационные работы на часовне Благовещения, автор проекта рестав­рации — Н. В. Егоркина.


Часовня Смоленской иконы Божией Матери

Расположенный на мысу Скитского острова Смоленский скит — последний по времени устройства. Здесь в 1855 году на полуострове Бобылек, в двух километрах от обители при игумене Дамаскине построили деревянную часовню во имя иконы Смоленской Богоматери. Поблизости находилась пустынная келья иеросхимонаха Антония (Брелихова) известного своей строгой подвижнической жизнью.

«Отец Дамаскин как бы предвидел более полвека назад, что на сем святом месте… после целого года небывалой страшной с Германией войны в память на поле брани убиенных воинов воздвигнется храм и скит…» – писал в своем дневнике валаамский старец монах Иосиф (Шорин).

4.jpg
Часовня Смоленской иконы Божией Матери.

В 1992 году по сохранившимся архивным чертежам была восстановлена деревянная часовня, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери. А сам скит начал восстанавливаться в 2005 году по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, который и освятил восстановленный храм 16 сентября 2007 года.

И сейчас любой желающий может также подать в часовне Смоленского скита, где читается Псалтирь, имена своих близких – погибших воинов.


Часовня Владимирской иконы Божией Матери

Деревянная часовня Богоматери Владимирской основана в конце XIX в. В советское время была разрушена. Находится возле Владимирского моста по дороге на Всехсвятский скит. Архимандрит Павел (Груздев) показывал своим духовным чадам разные вещи, привезенные с острова, в том числе и угольки от сожжённой Владимирской часовни.

5.jpg
Часовня Владимирской иконы Божией Матери.

Вскоре дорога подходит к мосту, перекинутому через небольшой канал. На арке моста надпись: «Возобновлена сия канава в 1863 году». Этот канал соединяет Мо­настырскую бухту с озером Сисяярви. Название пере­водится с финского как «внутреннее озеро». Фактически это ладожский залив, но он выходит в открытое озеро очень узкими протоками, поэтому его флора и фауна больше соответствуют характеру внутренних озер, чем Ладожского озера. Мост, перекинутый через канал, называется Влади­мирским. Возле него во второй половине XIX века стояла деревянная часовня, освященная во имя иконы Владимирской богоматери.[3]


Часовня Покрова Божией Матери

Находится на каменном берегу выступающим в Монастырскую бухту, на месте, где по преданию в 1182 году братией были встречены из Новгорода святые мощи основателей монастыря преподобных Сергия и Германа.

Первое известное изображение Покровской часовни выполнено в 1827 году Флегонтом Звонаревым в рукописной книге. Это позволяет сделать заключение, что Покровская часовня построена в 1825—1827 годах.

6.jpg
Покровская часовня.

Архитектура часовни лаконична. Это небольшая квадратная в плане рубленая «в лапу» постройка. С четырех сторон ее опоясывают фронтоны треугольной формы, из которых как бы вырастает высокий четырехгранный шатер, завершенный главкой с шаром и крестом на круглом барабане. С западной стороны к объему часовни примыкает крыльцо, крытое на два ската. Все архитектурные детали постройки очень просты. Отсюда, со скалы, хорошо видны Никольская церковь, колокольня Преображенского собора и Скитский остров. Рядом с часовней с северной и восточной сторон — многорядные пихтовые посадки. Они служат фоном, на котором воспринимается часовня при въезде в Монастырскую бухту.

К сожалению, в июле 1982 года из-за легкомысленного недосмотра Покровская часовня сгорела. Погибли от пожара и высаженные за ней сибирские пихты. По счастливому стечению обстоятельств у реставраторов именно на эту постройку уже был полный комплект обмерных материалов. На месте погибшей часовни была воссоздана ее копия.[4]


Часовня во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»

Часовня была освящена в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим князем Владимиром Александровичем – третьим сыном императора Александра II. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе, завершена луковичной главкой.

7.jpg
Часовня образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Когда в начале XX века паломники и богомольцы отправлялись из Петербурга на Старый Валаам, то они отплывали как раз с благословления иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», находящейся в храме Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря на Синопской набережной (первоначально храм был освящен в 1834 году). А когда они ступали на остров Валаам по прибытии, то первой иконой, к которой они прикладывались, была как раз икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», установленная в часовне на монастырском причале.

Часовня отреставрирована в 1985-м году и с тех пор радует глаз яркостью своих красок.


Часовня во имя Крестных страданий Господа Иисуса Христа

Часовня Крестных страданий, включенная в единый ансамбль скита Всех Святых, обращена на дорогу, ведущую к скиту. Её восьмигранный объем перекрыт шатром, углы оформлены трехчетвертными колоннами. Сохранился трехчастный киот из полированного черного гранита. За часовней был похоронен Валаамский подвижник иеросхимонах Антипа, мощи которого ныне почивают в соборе.[5]

8.jpg
Часовня во имя Крестных страданий Господа Иисуса Христа.


Часовни Вознесения Господня, «Моление о чаше» и часовня Андрея Первозванного

9.jpgЧасовня «Моление о чаше».

В 1906 году возле Гефсиманского скита была построена часовня, которую позже, в 1911 году расширили в Успенскую церковь. К этому же времени относится и упоминаемая ниже часовня «Моление о чаше».

В небольшой деревянной часовне Гефсиманского скита была когда-то только одна икона, изображавшая Моление о чаше. Часовня, рубленая из брусьев и обшитая тесом, построена в стиле деревянных церквей Средней Руси. Она украшена сквозной резьбой, примечателен резной орнамент над входом, на колонках, пилястрах на углах. На восьмигранной «шее» — луковичная главка.[6]

В стороне от Успенской Церкви Гефсиманского скита, на лужайке, окаймленной лесом, стоит открытая часовенка с огромная иконой-картиной "Моление о чаше". «Впечатление такое, что просто среди леса находится икона, едва прикрытая от дождей, — типичный валаамский уголок, божественное, окруженное природой, природа, знаменованная святыней» — пишет об этой часовне Борис Зайцев.

К Северу от Гефсимании — 30 метровая Елеонская гора, вершину которой украшает большая пятиглавая деревянная часовня в русском стиле в честь Вознесения Господня, которая была сооружена в 1912 году.

По склону горы к ней ведет дорожка с вырубленными в камне ступе­нями. И церковь, и часовня выдержаны в стиле деревянных храмов Средней Руси. Архитектор этой единственной на Валааме пятиглавой часовни неизвестен.

Особенно красив вход в часовню в виде креста с резными украшениями и карниз. Высокий восьмигранный купол обшит металлической чешуей и завершен центральной главкой с позолоченным «яблоком» и крестом. При реставрации 1987 — 1988 гг. на одной из досок обнаружена надпись работавшего здесь мастера.

В восьмистах метрах от Гефсиманского скита в окончании Главной монастырской дороги находится Воскресенский («Красный») скит. В 1847 году при игумене Дамаскине здесь была построена деревянная часовня во имя апостола Андрея Первозванного. В 1901—1906 годах на ее месте возвели двухэтажную церковь, которая стала композиционным центром скита и хорошим ориентиром для судов, идущих к Валааму с запада.


Часовня на Игуменском кладбище

Кирпичная часовня на Игуменском кладбище построена на средства благотворителя в русском эклектичном стиле, близком к стилю церкви Всех Преподобных Отцов, в качестве фамильного склепа над захоронениями семьи Клименко.

11.jpg
Часовня-склеп на Игуменском кладбище.


Часовня преп. Сергия Радонежского

12.jpgЧасовня во имя преподобного Сергия Радонежского.

Первоначально деревянная часовня в честь преподобного Сергия Радонежского находилась у пустынной келии игумена Назария (+ 1809 г.). В 1880 году после постройки возле этой келии храма во имя Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, часовня была перенесена на 1,5 км к северо-востоку от обители, ближе к дороге, ведущую на летнюю ферму монастыря. Во второй половине ХХ века, в годы безбожной власти, часовня была разрушена, уцелел лишь каменный фундамент.

В 2015 году деревянная часовня была восстановлена. Она сравнительно небольшого размера, шатровая, в древнем северно-русском стиле, который был здесь, на острове, в старину, еще до шведского разорения.

«Поднимаемся на крылечко. Как всегда, на Валааме, дверь не заперта. Часовня ветхая, средь многих, мною виденных, одна из наиболее намоленных, уютных. И поставлена-то будто так, что вот идет паломник, длинною стрелой дороги, притомится...- тут и зайдет к Сергию Радонежскому. Может посидеть на крыльце на лавочке, а потом - внутрь. Там же есть скамейки, и подобие иконостаса, разумеется, икона Преподобного. Вот он, святой Сергий!» — так описывает встречу с часовней писатель Борис Зайцев.


Часовня в честь преподобного Серафима Саровского

Когда-то на Порфирьевском острове Валаамского архипелага была небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Располагалась она близ любимой пустыньки валаамского старца, схиигумена Феодора. Согласно воспоминаниям современников, "старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем без различия посетителям, с присущей ему простотой преподавал духовные наставления, каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать или чаем, или плодами своего сада и огорода". Увы, но часовня, в которой любил молиться старец Феодор, не сохранилась до наших дней. В августе 2013 года в фундаменте разрушенной часовенки был установлен крест. Дальнейшая судьба этой часовни пока неизвестна.

Писатель Михаил Янсен так описывал свое посещение скита: «Вот и Порфирьевский остров. Перед ним – скрытая водой каменная луда. Надо обходить ее, искать дорогу, вот широкий, привольный заливчик с вытащенной в ракитник лодкой. Залитая солнцем полянка, а за ней на взлобочке - часовня преподобного Серафима Саровского. Будто сам угодник стоит здесь и молится над тихим местом, над гладью воды у стены сомкнувшегося леса. Дорожка поднимается полого, и видны тщательно возделанные гряды, кусты смородины. Молодые дубки стоят полукругом поодаль и точно любуются на дорогую часовенку…».

Во время своего пребывания на Валааме в 2019 году Предстоятель Церкви Патриарх Кирилл совершил освящение храма во имя святого преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове.


Часовня над пустынькой схимонаха Николая

В 100 метрах от Церкви, по дороге от Игуменского кладбища на восток, на пригорке стояла ветхая келья валаамского подвижника - схимонаха Николая (1752–6/19 января 1824), которую посещали императоры Александр 1 и Александр 2, великие князья и княгини. В 1930-к гг. над пустынькой построили часовню. В советское время келья была утрачена, сохранился фундамент.

13.jpg
Часовня над пустынькой схимонаха Николая.

Рядом с кельей находится могила пустынника. Келья старца Николая и его могила всегда были местом паломничества богомольцев. В 1862 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора над местом упокоения схимонаха Николая была построена часовня, которая периодически обновлялась и существует поныне.


Часовня в честь святителя Николая Чудотворца

При въезде с озера в Монастырский пролив находится небольшой остров, прежде называвшийся Крестовым, со времени-же построения на нем храма во имя святителя Николая — носит название Никольского. На вершине его издавна стояла Никольская часовня. В часовне этой на все стороны были сделаны окна и в темныя ночи зажигался фонарь для освящения воднаго пути к монастырю; свет этот далеко был виден на озере и делал плавающим судам, а зимнее время запоздавшим путникам не малую пользу. В 1853 г. при игумене Дамаскине на месте часовни с маяком был воздвигнут прекрасный храм, во имя святителя Николая.


Часовня святого пророка Предтечи Иоанна

Монастырское предание рассказывает, что скитская жизнь на Предтеченском острове возникла в незапамятные времена: прежде остров назывался Монашеским (по-карельски Серничан). В 1855 году на самой высокой точке острова была устроена деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи, с этих пор Сирничан стали называть Предтеченским островом. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками на Волхове во времена давнего исхода из разоренного шведами монастыря.

В 1858 году игумен Дамаскин перенес деревянную часовню с Предтеченского скита на будущее место Коневского скита. Она была перестроена в церковь по проекту архитектора Г.И. Карпова и освящена игуменом Дамаскиным 25 сентября 1870 г. во имя Коневской иконы Божией Матери.


Островные часовни

Устные монастырские предания свидетельствовали, что окружающие Валаам острова некогда принадлежали монастырю, но по причине неоднократного разорения его шведами в 1578-1611 гг. перешли во владение финнов, проживавших на ладожском побережье.

Игумен Дамаскин не без труда выкупал эти острова у финнов, как древнюю собственность монастыря. На некоторых из островов, помимо скитов и поклонных крестов возводились и часовни.

Остров Мигорка (Ялаянсаари) поступил в монастырское владение в 1866 г.; от монастыря он находится на расстоянии 19 км, от Тихвинского острова — 10 км. Окружность его 2 км. Кроме рыбацкой избы, жилья на острове не было. На остров была перенесена часовня с Тихвинского острова и освящена в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Тихвинский скит был наиболее удаленным, он находился в 25 км на юго-запад от Валаамского архипелага, а острове окружность 8 км. Прежнее название острова – «Воссинансаари», или Вощаный, Воссиной. Тихвинский остров назван в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», которая, по преданию, проходила по воздуху через Ладожское озеро вблизи острова. В 1718 г. При коневском строителе о. Тихоне были сооружены деревянный крест и часовня для рыбаков. Когда началось строительство скита при игумене Гаврииле (Гаврилове) деревянную часовню перенесли на остров Меккерике (Мигорка), а на ее месте построена каменная церковь во имя Тихвинской Иконы Божией Матери.

Сейчас восстановленная в 2013 г. тщанием Ксении Владимировны Барковой рубленая шатровая часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери находится по дороге на Воскресенский скит, у моста через протоку.

14.jpg
Часовня Тихвинского образа Божией Матери.

Остров Елай (Мёккерике) также был, приобретен вместе с прочими островами в 1866 г. Находится он в 11 км от Мигорки к северо-западу, окружность 1.5 км. На острове находилась деревянная часовня во имя святого великомученика Димитрия Солунского и деревянный дом для монастырских рыбаков.

Остров Сосновый (Хонкасаари) приобретен в 1893 г. и высочайше утвержден за Валаамским монастырем в 1898 г. При игумене Гаврииле были построены деревянная часовня во имя Псково-Печерской иконы Божией Матери и деревянный дом для рыбаков.

В 30 км от Валаама на северо-восток, в 3-х км от побережья, находится остров Сюскюянсаари, который монастырем был назван островом святого Германа, в честь Валаамского чудотворца. Остров был приобретен игуменом Дамаскиным и в 1878 г. Высочайше утвержден в вечное владение. При игумене Гаврииле (Гаврилове) силами монастырской братии на острове был устроен скит. 12 сентября 1901 года состоялась закладка храма на месте, где ранее находилась часовня во имя преп. Германа.


Часовня Александра Невского

Деревянная шатровая Александровская часовня первоначально была построена в 2013 году на южном берегу острова Порфирьевский рядом с церковью Серафима Саровского. В 2015-2017 перенесена на западный берег острова.

15.jpg
Часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.


Часовня Александра Свирского

На Святом острове в память богомудрого подвижника, неподалеку от священной его могилы, по преданию ископанной собственными его руками, существовала деревянная часовня, которую в XIX веке разобрали по ветхости. В 1840-1842 гг. устроили новую часовню, большего размера. Недалеко от старой часовни находилась небольшая келья, где постоянно проживали два монаха. Некоторые валаамские иноки, преуспевшие в духовной жизни, по совету своих старцев, просили благословения игумена Дамаскина удалиться ради безмолвия и спасения души на Святой остров. Тогда решили соорудить на острове кельи, а новую часовню перестроить в церковь.


Часовня пророка Божия Елисея

В 2012 году на острове Байонный по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был построен скит во имя преподобного Германа Аляскинского. Помимо храма была воссоздана деревянная часовня во имя пророка Божия Елисея, утраченная в советское время. Часовня представляет собой кубический сруб под высокой четырёхскатной кровлей.

Не сохранилась часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, разрушенная во 2-й пол. ХХ в., которая находилась в 3 километрах восточнее монастыря, на берегу Тростяного залива, у летней фермы. В наши дни место отмечено поклонным крестом. Как свидетельствуют современники часовня была весьма больших размеров и напоминала храм.

На территории валаамской воинской части поселка Тайцы существует часовня Архистратига Божия Михаила.

В 2015 году, начальник Смоленского скита иеромонах Давид, совершил чин малого освящения домовой часовни Святой Троицы, находящейся на территории фермы Валаамского монастыря.

Была уничтожена Казанская часовня. Часовни Косьмы и Дамиана на Петровском мысе и преподобного Нила Столобенского в районе мыса Бредневый не сохранились.


Часовня блаженной Ксении Петербургской

Проект часовни – детище молодых архитекторов Трофимовых, супругов Сергия и Наталии. Чтобы выбрать лучшее место для часовни, они сделали ее макет в натуральную величину. Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий на лодке отплывал на середину бухты – оценивал, с какой стороны новая часовня будет смотреться краше. В результате проект немного уменьшили в высоту. Изящная каменная миниатюра удачно дополняет пейзаж одного из причалов Монастырской бухты на Центральной усадьбе, и кажется, будто она стояла там всегда. От отделанных решетчатыми перилами мостков дорога уходит прямо и чуть вверх. Вид на точеный церковный силуэт в обрамлении лесов Валаама открывается такой, что душа замирает. Снаружи часовню отделали белым каррарским мрамором. Внутреннее убранство украсили мозаикой.

16.jpg
Часовня во имя блаженной Ксении Петербургской.

«Много уже часовен восстановлено на Валааме, и может прийти такая мысль: зачем еще одна? – сказал игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий при закладке часовни Блаженной Ксении Петербургской в октябре 2012 года. – Но будем помнить, что каждый храм Божий, каждая часовня – это образ Царствия Небесного на земле. Это место, где особенно пребывает благодать Божия. Поэтому предки наши украшали землю русскую, особенно такие места, как Валаам. Украшали многими храмами, часовнями, поклонными крестами, чтобы освящалась эта земля, прославлялся Творец и возносилась молитва к Богу, Богородице и всем святым. Будем помнить о том, что не все часовни мы еще восстановили, которые были на Валааме. Новая часовня, я думаю, будет украшением Монастырской бухты, и те люди, которые будут вступать на берег Валаама, смогут здесь молиться, просить помощи у Господа, Пресвятой Богородицы и святой блаженной Ксении Петербургской. Да хранит вас всех Господь, Матерь Божия и святая блаженная Ксения Петербургская!»


По материалам:

1. http://valamo.ru/

2. Книга Духоносный Пастырь Валаама 2001 г.

3. http://www.sharangha.ru/monastery/2.pdf

4. В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.

5. Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

6. Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

7. Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ.



[1] Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

[2] В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава «Центральный монастырский ансамбль» (С.117-159).

[3] Т. Л. Левиаш о дорогах Валаама и Владимирском мостике (Скит Всех Святых — ч. 1 из 4)

[4] Ссылка В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава «Центральный монастырский ансамбль» (С.117-159).

[5] В. Р. Рывкин. По Валааму. Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: Первое знакомство. С. 7-25.

[6] Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.



Источник: сайт Валаамского монастыря

Возврат к списку

109