Оптина. Возвращение

20 ноября 2023

2.jpg

17 ноября 1987 года Оптина пустынь, закрытая после революции богоборцами, была возвращена Русской Православной Церкви.

Значение этого события трудно переоценить. В XIХ столетии Оптина стала центром духовного просвещения России. Великие старцы – наставники сменяли друг друга, люди всех сословий, в том числе и представители образованного общества, стремились сюда как в духовную врачебницу. Поэтому, словам наместника монастыря епископа Иосифа, «духовное воскрешение Оптиной – хранительницы старческого наследия – можно назвать ключевым моментом возрождения церковной жизни по всей России. Ведь служение оптинских старцев было служением самоотверженной любви всему своему народу».

Вспомним события того времени и людей, самоотверженно трудившихся, чтобы этот исторический момент настал.

В 1983 году сформировалось и получило официальную регистрацию патриотическое объединение «Память». По мнению основателей движения – ученых, художников, реставраторов – возрождение России возможно лишь на православных принципах, а успех в проведении любых внешних реформ целиком зависит от духовного состояния общества. Однако вскоре в результате внутренних разногласий его председатель Е.С. Бехтерева была вынуждена покинуть объединение, которое стало приобретать все более скандальную репутацию.

В 1987 году, когда в стране полным ходом шла подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси, в Оптиной пустыни царила мерзость запустения. Хотя еще в 1974 году монастырь был принят на государственную охрану как памятник истории и архитектуры, для его восстановления было сделано очень мало. На территории до сих пор размещался учебный комбинат сельскохозяйственного оборудования; храмы были осквернены и полуразрушены, все вокруг завалено поломанным оборудованием и всяческим хламом.

8.jpg

Узнав о том, что группа архитекторов – реставраторов выступила с инициативой передачи Оптиной в ведение Министерства Культуры, Елена Сергеевна Бехтерева решила помешать превращению святыни в музей и бороться за то, чтобы дать монастырю возможность жить полнокровной духовной жизнью. Обратившись за благословением к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову), Елена Сергеевна получила благословение на это богоугодное дело. Она составила письмо к Генсеку ЦК КПСС М.С. Горбачеву с просьбой передать Оптину пустынь Церкви. Этот был опасный и рискованный шаг: одно дело – просьба об открытии музея и совсем иное – возрождение монастыря.

Подчеркнув значение монастыря как общенационального памятника культуры, описав разруху, в которой пребывала обитель, Елена Сергеевна писала: «…единственным достойным выходом из положения… была бы передача бывшего монастыря в ведение Русской Православной Церкви, а именно, Свято-Данилова монастыря… Работы в Оптиной пустыни могли бы проводиться на базе существующих в Даниловом монастыре ремонтно-строительных организаций, используя их технику и рабочую силу... Передача Оптиной Пустыни в ведение Церкви явилось бы гуманным актом исторического значения, который, как мы полагаем, встретил бы поддержку со стороны широких слоев советской и мировой общественности».

Еще необходимо было заручиться поддержкой знаменитостей, имеющих авторитет у власти. За несколько месяцев Елена Сергеевна собрала подписи выдающихся деятелей науки и искусства: академика Льва Понтрягина, писателей Валентина Распутина и Валерия Ганичева, летчика-космонавта Виталия Севастьянова, народного артиста СССР Ивана Козловского; композитора Георгия Свиридова.

Чтобы письмо не затерялось, попав в руки партийных бюрократов, его нужно было передать лично Горбачеву, и Елена Сергеевна решила обратиться к главному редактору журнала «Коммунист» академику Ивану Тимофеевичу Фролову. Однако долгое время ей связаться с ним не удавалось. И вот однажды, как вспоминает сама Бехтерева, она увидела в полусне старца Амвросия и расценила это как знак благоволения Божия к предпринятому делу. Вскоре встреча с академиком состоялась. Будучи убежденным коммунистом, Иван Тимофеевич все же не отказал в помощи. По воспоминаниям Елены Сергеевны, «он был с детства крещенным и настоящим русским интеллигентом с чуткой православной душой и открытым сердцем, готовым вместить и воспринять благое».

3 июня 1987 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери и равноапостольной царицы Елены, обращение было передано Михаилу Сергеевичу Горбачеву. По словам академика Фролова, решение было принято сразу же: прочитав письмо, Горбачев распорядился подготовить постановление ЦК и немедленно начать по нему работу.

3.jpg

Как и предлагалось в письме, восстановление Оптиной пустыни было поручено Свято-Данилову монастырю. Архимандрит Тихон направил сюда строительную бригаду и необходимые материалы, а главное, трех монахов, которые стали первыми насельниками возрождающейся обители.

Весной 1988 года на семинаре в секции художников-монументалистов Всероссийского общества охраны истории и культуры Бехтерева предложила провести в Оптиной пустыни субботник. Архимандрит Тихон предоставил микроавтобус, и четырнадцать человек – художники под руководством В. Мокроусова, В. Селина и сама Е.С. Бехтерева поехали в Оптину заниматься тяжелой работой – очищать территорию, вручную разгребая кучи строительного мусора.

3 июня 1988 года в Оптиной начались богослужения, а 13 августа ее наместником был назначен архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Евлогий. К тому времени уже были заметны первые результаты восстановительных работ.

В заключение заметим, что спустя годы, пережив разрушение страны, травлю от бывших соратников по партии, Иван Тимофеевич Фролов с супругой Галиной Леонидовной поселились в его родном селе Доброе Липецкой области и построили там храм. «Не это ли свидетельство истинно православной души человека, бывшего коммунистом, но способного воскреснуть и восстать, едва его коснется искра Божия?» – пишет Елена Сергеевна.

Отмечая праздник возвращения Оптиной пустыни Церкви, нельзя не отметить, что это событие, как и возрождение православного самосознания, стало возможным благодаря удивительным качествам русской души. Несмотря на десятилетия жестоких испытаний, она сохранила искру Божию под спудом чуждых, навязанных ей извне идеологических напластований. Чтобы освободиться от гнета и вновь обрести себя, понадобились многие жертвы и страдания, в которых проявилась верность русского человека Христу. Плодом этой верности и стало возрождение духовной жизни в России.


Источник: сайт Оптиной пустыни

Возврат к списку

125