Рождественская ангельская песнь

08 января 2024

dsc_3048.jpg
Фреска праздника Рождества Христова в Оптиной пустыни


Рождественские песнопения, объясняя богословский смысл праздника, позволяют глубже понять его значения для всех чад Православной Церкви. Церковные песнопения часто составляли основное содержание праздничных посланий преподобного Амвросия Оптинского, которые накануне Рождества отправлялись из монастыря многим адресатам.

Великое славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14), – молитвенное песнопение, основанное на ангельской песне, пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа.

В Евангелии от Луки об этом говорится: «И пастырие беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем. И се, ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их: и убояшася страхом велиим. И рече им ангел: не бойтеся: се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь спас, иже есть Христос Господь, во граде давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2:8-14).

В «Православной энциклопедии» говорится об употреблении Великого славословия в первые века христианства. В 47-й главе VII книги «Апостольских постановлений» гимн надписан как утренний. В проповедях святителя Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии, говорится о пении ангельского славословия перед восходом солнца. Святитель Василий Великий в письме к святителю Григорию Богослову, рассуждая о монашеской жизни, отмечает, что хорошо начинать день еще до восхода солнца с песнопений в честь Создателя, подражая ангелам.

Преподобный Амвросий Оптинский в Рождественском послании 1873 года писал: «в первую нощь Рождества Христова небесные воинства ангелов между небом и землею, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Да и доселе ежедневно в Церкви Православной повторяют слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов, и печалей, и попечений житейских, или земных, не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и великое значение сей ангельской песни».

Святитель Филарет (Дроздов), толкуя эти евангельские слова, писал: «Слава Богу и мир – людям! Сии два слова составляют высокое значение всех тайн в деле искупления рода человеческого. Все Божественные совершенства, могущество, премудрость, благость, правосудие являются здесь в самом ясном свете. Иисус Христос рождается, чтобы примирить мир со Своим Отцом, воздавая Богу славу, которую грех старался у Него похитить, рождается, чтобы вести брань с грехом и победить его, связать диавола, покорить плоть духу и соединить воли человеческие между собой и с волей Божией; следовательно, Ангелы достойно и праведно воспели сию песнь радости и счастия: Слава Богу! Мир – людям! Слава Богу, отмщающему прощением! Мир людям, послушным учению и благодати Спасителя».

Обращаясь к евангельским строкам, преподобный Амвросий Оптинский учил понимать их нравственное значение и прилагать к собственной жизни, стремясь исправить ее и просветить светом евангельской истины: «За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему, во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию к роду человеческому. О, дабы Всеблагий Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вам! Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением. Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам. И паки: заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Не вотще повторяется мудрое слово старинных людей: «Где мир и любовь, там и Бог». А где Бог, там всякое благо».

Тропарь Рождества Христова наполнен метафорами, обозначающими свет. Рожденный Христос – это Солнце правды и свет разума, который в эти рождественские дни пусть наполнит каждый дом и согреет сердце каждого человека.


Источник: сайт Оптиной пустыни

Возврат к списку

132