Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевской обители о настоятельнице Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила игумении Анфисы (Шевердяевой)

18 июня 2018
Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевской обители о настоятельнице Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила игумении Анфисы (Шевердяевой)

18 июня, в сороковой день по кончине настоятельницы Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила игумении Анфисы (Шевердяевой), в Спасо-Евфросиниевской обители после Божественной Литургии была совершена панихида.

Игумения Анфиса (Шевердяева; 1941 – 2018 гг.) была из того поколения, которое без остатка предавалось своему служению. Их стойкость, ревность по Богу, строгость к себе и необъятная любовь к ближнему переворачивали души людей. Они не замечали ни преград, ни трудностей, ни испытаний, потому что любили, самозабвенно любили Бога.

Под покровом преподобной Евфросинии на протяжении семи лет матушка игумения ежедневно предстояла перед Господом в молитвенном прошении за Спасо-Евфросиниевскую обитель и сестер. 27 сентября 1998 года настоятельница Полоцкого монастыря монахиня Анфиса была возведена в сан игумении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Сестры Спасо-Евфросиниевской обители с любовью и благодарностью вспоминают матушку Анфису и случаи из совместной монастырской жизни.

Спасо-Евфросиниевский монастырь возрождался. При матушке Анфисе в обитель пришло много молодых сестер, которых всему надо было научить, наставить и направить на верный путь, ведущий к Богу. Матушка игумения воспитывала сестер и оберегала их от различных искушений. Она проявляла заботу к вновь прибывшим сестрам и старалась найти подход к каждой насельнице обители.

«Матушка любила молодежь. Строга была, но мы чувствовали ее любовь,» – признается одна из насельниц.

«Она никогда не хвалила, – добавляет другая сестра, – но мы видели по ее взгляду и понимали, что она довольна».

Внешняя строгость удивительным образом сочеталась с всеобъемлющей любовью, которой было наполнено сердце матушки. Сестры любили и уважали игумению, беспрекословно выполняли ее благословение.

Настоятельница Свято-Успенского Тадулинского монастыря монахиня Илария (Болт) делится своими воспоминаниями: «Матушка была очень добрым человеком. На самом деле под внешней строгостью скрывалась чистота, открытость и ранимость. В ней сочетались поразительная доверчивость и любовь к людям, которые она старалась скрывать. Страдающая, любящая и благородная душа».

Одна из полоцких сестер рассказывает: «Матушка научила меня послушанию на всю жизнь. Как-то прихожу к ней и говорю: "Матушка, мне свитер связали. Очень хороший. Благословите!" – Она посмотрела на меня и спокойно ответила: "Да… свитер... А кто связал?" – Говорю: "Такая-то сестра". – Матушка опять спокойно обратилась: "Сестра Т…хорошо". – А потом, помолчав, добавила: "А кто благословил?" – Я понимаю, что сказать нечего. Ведь благословения не было. А она опять невозмутимо обратилась ко мне: "Так, так. Без благословения связали, тогда – в печку". – Пришлось сжечь новый красивый свитер. После этого случая вся моя иноческая жизнь была построена на послушании».

«Матушку Анфису отличало терпение. Подчас она видела, что мы делаем что-то неправильно, но молчала и терпеливо дожидалась, пока мы не исправимся и поймем свою ошибку. Внешне она была строга, но в сердце она переживала за сестер», – добавляет насельница обители.

Почившая схиигумения Евфросиния (Максимчук) говорила: «Быть игуменией – это трудное послушание, тяжелый Крест. Всеми надо управлять, всем надо угодить, вытерпеть и загладить, чтобы и заметно не было».

Матушка Анфиса была немногословна, но своим служением она призывала к труду, жертвенности, духовному трезвению и молитве.

Из воспоминаний келейницы матушки Анфисы: «Она всегда себя понуждала к труду. Исключительная требовательность и строгость к себе. Матушка словно не замечала своих болезней и недомоганий. Измеряем давление. Казалось бы, только лежать. Она, напротив, встанет, молчаливо выслушает мои просьбы остаться в келье и пойдет заниматься монастырскими делами».

Матушка Анфиса трудилась вместе с сестрами, являя собой пример для подражания.

Из воспоминаний сестер: «Часто матушка трудилась вместе с нами. К примеру, едем завтра собирать ягоды или грибы. Утром в числе первых сестер приходила матушка и ее келейница».

Та же сестра добавляет: «Она очень жалела сестер. Трудов было много. Сестры делали все сами. Сами косили, сами сажали. А она была рядом. Помогала, ободряла».

Монашеское устроение и неутомимое желание служить Богу, а также хозяйственность и практичность помогли матушке Анфисе продолжить восстановление Спасо-Евфросиниевского монастыря. Во время настоятельства матушки была возрождена великая святыня Беларуси – Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, исчезнувший во время Великой Отечественной войны, обретены и положены для поклонения верующих вериги преподобной Евфросинии. В Кресто-Воздвиженском соборе были установлены ковчеги, содержащие частицы святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, старцев Оптинских и иных святых угодников Божиих.

«Матушка сама ездила за частицами мощей, просила, молилась… Ее усилиями были собраны два мощевика, которые и по сей день являются сокровищем обители», – отмечает одна из сестер монастыря.

Матушка Анфиса продолжила благоукрашение Кресто-Воздвиженского собора. Ее усилиями был установлен двухярусный иконостас, написаны новые иконы святых, сделаны резные дубовые киоты для икон, поставлены монашеские стасидии, устроены два дубовых резных клироса. Величественный собор преображался на глазах. Во всем чувствовалась рука матушки. Монашеская строгость удивительным образом сочеталась с изящностью и аккуратностью. Чистота, порядок и простота – именно то, что в любом деле отличало матушку.

При игумении Анфисе изменилось не только устройство монастыря, но также расширилась деятельность обители. Она организовала новые мастерские, наладила рукоделие.

«Матушка любила ручную работу, вышивку. В ее кабинете была швейная машина, за которой она часто трудилась. Именно матушка Анфиса начала шить ладанки и рукавички, которые потом освящались на мощах преподобной Евфросинии», – рассказывает одна из сестер обители.

Одна из насельниц обители вспоминает: «Часто матушку можно было застать за шитьем рукавичек в кабинете. Помню один случай. Я с сестрой А. жила рядом с ее кабинетом. Матушка старалась не принимать сестер после вечернего правила. Уединялась для молитвы или отдыхала. Однажды она решила шить на машинке после правила. Матушка зашла к нам в келью, спросила у нас благословение, удостоверилась, что не будет нам мешать, и только тогда приступила к шитью. Матушка имела настоящее монашеское устроение, которое проявляется в мелочах».

Настоятельница Свято-Рождество-Богородицкого монастыря игумения Александра (Жарин): «Мы были вместе четыре года в Полоцкой обители. Я несла послушание ризничной. Матушка вникала во все детали, подробно расспрашивая про каждую вышивку, а после со свойственным ей смирением могла сказать: "Ты и так лучше меня все знаешь". Когда Владыка благословил меня на настоятельство, матушка произнесла только несколько слов: "Не отдам. Не отпущу!". В этом немногословии проявлялся весь ее характер. Чувствовалась ее любовь, которой она нас ограждала от всех житейских бурь. Общаясь с матушкой, я получила огромную пользу для себя. Я всегда поражалась ее неутомимости и дерзновению. Она была для меня примером. Ее целеустремленность невольно передавалась мне».

Как рачительная хозяйка, матушка Анфиса вникала во все, что имело отношение к монастырю. Бережность, рассудительность и умение дорожить самым малым отличали игумению Анфису в ее руководстве обителью.

«Матушка прекрасно готовила. Поваров учила, подсказывала. Благодаря ей, улучшилось питание в монастыре», – рассказывает насельница обители.

По благословению матушки Анфисы были изданы книги, посвященные истории обители и преподобной Евфросинии Полоцкой.

«Именно матушка Анфиса организовала иконописную, которая существует уже 21 год, – рассказывает старшая сестра в иконописной мастерской. – Многие сестры проходили это послушание. Матушка приглашала преподавателей, в их числе были выпускники иконописной школы при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии это послушание стало основным для некоторых насельниц обители».

Несмотря на многочисленные труды, игумения Анфиса несла ежедневный молитвенный подвиг. После смерти матушки многие сестры говорили о силе ее молитвы. Строгость и исключительная требовательность к себе, исполнительность, неуклонное посещение церковных богослужений стали прочным фундаментом для ее духовной жизни. Она была честна и пряма в отношениях с сестрами, с такой же честностью она предстояла перед Богом. Она не терпела лукавства и лицемерия, потому с простотой обращалась в своих молитвах к Господу.

Матушка с необычайным благоговением и трепетом относилась к храму и тому же учила сестер.

«Матушка была строга, если сестры позволяли небрежное отношение к святыням. Даже к монашеской одежде она призывала относиться с особым благоговением, – вспоминает инокиня О. – Помню, однажды я одевала рясу без молитвы, а матушка увидела и тотчас сделала мне замечание, что нужно обязательно перекрестить и прочитать молитву, только с молитвой позволительно надевать монашескую одежду».

Ее материнская строгость сочеталась с тонкостью и деликатностью. Одна из сестер вспоминает: «Когда мы переехали в Глубокое, матушка алтарничала. Она всегда приходила до службы заранее, чтобы ни в коем случае не помешать служащему батюшке. Она не позволяла себе зайти в алтарь во время службы. Только перед службой или после ее окончания».

Игумения Анфиса прошла непростой жизненный путь. С юного возраста она одна несла на себе тяготы воспитания младших сестер и братьев. Будучи уже игуменией, матушка Анфиса все с той же любовью и искренностью относилась к детям. Ее сердце отдыхало рядом с ними. Она уделяла большое внимание Воскресной школе. Матушка выделила помещения для школы, организовала группы воспитанников. Стали проводиться концерты и выступления детей. Каждый детский утренник было для нее особым событием. Именно при матушке Анфисе был первый Рождественский концерт для детей города. Со временем количество детей в воскресной школе увеличилось. Некоторые из воспитанниц впоследствии стали насельницами монастыря. Матушка видела благотворное влияние обучения в воскресной школе на сердца детей. Она не лишала детей своего общения, приглашала их к себе, проводила с ними время и всячески старалась их объединить в совместных трудах. У нее всегда были припасены для воспитанников сладости и другие утешения.

Усилиями матушки Анфисы был создан детский хор. Стройность и красота поражали каждого, кто становился свидетелем этого пения. По благословению матушки игумении дети стали петь попеременно с сестрами на двух клиросах, а после – самостоятельно и раннюю воскресную Литургию. Матушка желала сохранить драгоценную детскую чистоту, искренность и любовь, которые возросли в сердцах воспитанников за годы обучения при обители.

В 2004 году после семилетнего управления Полоцкой обителью решением Синода Белорусской Православной церкви игумения Анфиса была назначена настоятельницей Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила в городе Глубокое. Матушка вместе с семью монахинями приехала возрождать древнюю женскую обитель. Усердие, молитва и терпение стали их неразлучными спутниками в повседневной монашеской жизни на новом месте.

Сестры рассказывают: «Матушка понимала, что сестры оставили родную обитель, свою монашескую семью и уехали строить новый монастырь. С еще большей любовью она стала относиться к насельницам новой обители. Чтобы утешить сестер, каждый день она выпекала сладкие пироги».

«Матушка стала еще роднее, разделяя скорбь сестер. Понимание и сочувствие еще больше объединили ее с сестрами», – признается одна из глубокских сестер.

К концу 2006 года трудами игумении Анфисы и сестер в новом монастыре был возведен домовый храм во имя святителя Тихона Задонского. Со временем были построены сестринский корпус, хозяйственные пристройки. Появилось небольшое хозяйство: огород, сад, пасека. Началось возведение величественного собора во имя Архистратига Божия Михаила. Труд и усиленная молитва помогали насельницам обители стойко переносить все невзгоды.

«Мне приходилось несколько раз бывать в Глубоком, – рассказывает духовник Спасо-Евфросиниевской обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. – Когда по просьбе матушки Анфисы я приехал собирать мощевик, она встретила меня очень тепло. Накормила, поблагодарила. Как и прежде, матушка очень много трудилась. Выращивала цветы, выходила на послушания. Но самое главное, там, в Глубоком, пережив горестное время, она стала поистине любящей и заботливой матерью для сестер».

Матушка Анфиса прошла долгий монашеский путь, на котором встречались трудности и испытания, но ничто не поколебало ее решимости в ревностном служении Богу. Несмотря на внешние невзгоды, она всегда оставалась с Христом. Матушка непрестанно стремилась к Богу, претворяя в жизнь Его заповеди. Она искала волю Божию и, не рассуждая, предавалась ей.

Воспоминаний о матушке Анфисе множество, но объединяет их одно: чувство благодарности сестер за то время, когда они были окружены ее заботой и любовью. Поэтому спустя многие годы воспоминания тех ушедших дней становятся ценней и дороже, с каждым разом все сильнее согревая сердца насельниц Полоцкого монастыря.

Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоея игумении Анфисы и сотвори ей вечную память!

Источник: сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Возврат к списку

150