Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Важность отсечения своей воли и исполнения обета послушания для достижения цели монашества [+ВИДЕО]

HVM36296.jpg

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата, на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла (Храм Христа Спасителя, зал Церковных Соборов, 25 сентября 2023 года).


Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы игумены и матушки игумении!


«Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумену и ко всей о Христе братии?» – звучат во время монашеского пострига эти благословенные слова.

Итак – послушание. Невозможно представить монашеское общежитие, вообще монашескую жизнь и монашество вне этой добродетели. Монах ведь не называется бденщиком, или постником, или молитвенником, но – послушником. В моем докладе попробую напомнить, прежде всего самому себе, почему же монаху так необходимо послушание и почему без послушания нет спасения.

Преподобный Марк Подвижник учит: «Никакой нет пользы тому, кто, отрекшись от мира, живет в свое удовольствие, делая всегда только то, что нравится и приятно сердцу. Ибо что делал он прежде посредством имения, то же делает и теперь, ничего не имея»[1]. То есть отречение от мира состоит не в том, чтобы в миру не находиться телом, но прежде всего, чтобы духом устремиться к Богу и отречься мирских пристрастий. Как и сказано в Евангелии: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16: 24).

Но человеку, с его «земной» логикой, или, как говорят святые отцы, «плотским мудрованием», особенно современному, буквально «погруженному» в удовольствия и комфорт, тому, которого ежесекундно пытаются убедить в его исключительности, в том, что он хозяин этой жизни, достойный всех, но, к сожалению, только лишь ее земных благ, автоматически отбрасывая тем самым окружающих на последний план, – такому человеку очень трудно понять и принять эту необходимость отвержения себя, понять, как через покорность можно обрести истинную свободу, почему любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю (Ин. 12:25). И тогда на помощь нам, немощным, как и во все времена, приходят Священное Писание и святые отцы.

Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, говорит премудрый Сирах (Сир. 33:13).

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис. 25:9).

Бог – первая и главная Причина Бытия, «Всё для всего». По Своей любви Он образует существа и продлевает их жизнь через подчинение и зависимость существ от Него, и без этого связь Творца с творением прерывается. Таково для разумных тварей значение послушания[2]. Мы – не что иное, как глина, персть, но мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, Который есть Любовь (1 Ин. 4:16).

Когда Адам преслушался своего Создателя, преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния, в каком был создан, пребывая в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и впал в противоестественное состояние. Пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление.

И мы унаследовали эту духовную болезнь, унаследовали человеческую природу, искаженную грехом, и ни наш ум, и ни наше сердце, и даже ни наше тело не действуют так, как это было задумано Богом.

Послушание же является центральным моментом таинства воссоздания человека. Послушание по Богу является тем таинством обновления, к которому мы стремимся, оно является освобождением от того, что привело нас к тлению и смерти.

«Если перенесете иго подчинения, – говорит в своих писаниях преподобный Феодор Студит, – то освободитесь от греховных страстей и востечете к установлению Божию»[3]. Ибо, если не совлачимся ветхого Адама, как облачимся в Нового?

Отвергнуться себя призывает авва Дорофей и остерегаться своей воли: «…вы видите теперь ясно, до чего дошло устроение наше, вот в какие бедствия ввело нас то, что мы оправдываем самих себя, что держимся своей воли и следуем самим себе. Всё это исчадия гордости, враждебной Богу. А чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму, ненавидение своей воли; ибо через них человек сподобляется прийти в себя и возвратиться в естественное состояние через очищение себя святыми заповедями Христовыми»[4]. То есть без послушания невозможно исполнять заповеди и духовно преуспевать. Через послушание и через смирение приобретаются добродетели.

Авва Аммон говорил, что «совершая что-либо сам по себе, человек становится бессильным во всех начинаниях своих и на сердце его ложится тяжесть, так как Бог не содействует ему»[5]. Но почему? Отчего Благой Бог не хочет помочь стремящемуся, казалось бы, к Нему созданию? Потому что Богом «принимается только та воля, которая принадлежит Ему Самому». Человек не сможет постичь волю Божию на всякий час, если не отречется от всех хотений своих и не будет в [полном] послушании у духовных родителей своих. «А когда он постигает эту волю, тогда взыскует и Силу от Бога, чтобы Она укрепила его в исполнении воли Божией», – сказано там же. И это несомненно, ведь «и сама самопремудрость, Господь наш Иисус Христос говорит о Себе: снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6:38)[6].

Следование своей воле с ложной надеждой таким образом быстрее достичь духовных вершин и обрести бóльшие духовные блага уводит человека в состояние духовного повреждения. Ведь и Еве под предлогом блага и преуспеяния было обещано: Будете яко бози (Быт. 3:5).

Преподобный Паисий Святогорец писал, что еще в ранней юности понял: «…наше хотение, будь оно даже и добрым, имеет в себе своеволие. А своеволие препятствует, оно мешает тебе стать свободным, чтобы соединиться со Христом» [7]. Так и преподобный Симеон Столпник, удививший всех невиданным образом подвижничества, по слову игумена тотчас покинул место своего великого подвига, оказывая беспрекословное послушание не своему, пусть и духовному, желанию, а своему духовному отцу.

Потому, что и сам Христос, избрав себе учеников, показал нам такой род жизни, и со времени этого назнаменования Божия наставник или игумен есть не что иное, как человек, который представляет собою лицо Спасителя [Ср. 8]. Как выражался преподобный Ефрем Катунакский: «Старец для послушника – как видимый Бог. То, что говорит старец, исходит из уст Божиих. Старец да будет для тебя образом Бога. Смотри на старца, как на Христа. Не огорчай его. Огорчил ты старца – огорчил и Христа»[9].

Итак, одним словом – монах спасается не четками, а послушанием игумену. А ключиком, который открывает дверь этого спасительного послушания является доверие.

У старца с учеником должна установиться духовная связь. Если он духовно будет расположен к своему игумену, то все остальное придет. Но важно избежать крайностей. На одной из монашеских конференций прозвучали такие мудрые слова: «Монах не должен быть подобен “квадратному колесу”, которому нужно, чтобы его постоянно кто-то толкал, т. е. вдохновлял его своим “огненным” словом или необычайной добродетелью, но монах сам, ради Христа, должен совершать дело Божие, ради которого оставил мир, пребывать в послушании не формально, из страха или желания быть “отличником”, что еще хуже, но из сыновней любви и радостного подчинения мудрованию старца».

«И как хорошо бывает послушнику, когда он поймет смысл послушания и обретет свободу, и старец будет свободно трудиться над его душой! Тогда оба радуются и веселятся, и тогда Христос – там, где два или трие собрани (Мф. 18:20), – ибо в противном случае могут быть двое или трое и с ними лукавый»[1].

Когда послушник имеет расположение к своему игумену и расположение слушаться, то тогда в расположение игумена всецело отдаются послушнические, словно младенческие, сердце и душа, но вместе с этим на отцовские (материнские) плечи игумена ложится и великая ответственность.

Каким же должен быть истинный духовный отец, способный привести своих чад ко Христу, в Царствие Отца нашего Небесного?

По моему смиренному мнению, очень емко охарактеризовал личность истинного духовного руководителя преподобный Иоанн Лествичник, когда сказал: «Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь»[11].

Святитель Василий Великий, отвечая на подобный вопрос, так же подчеркивает: настоятелю необходимо, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, «чтобы, когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова», «… [Настоятели] должны сделаться точным образцом. Ибо Христос говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Пусть кротость нрава и смирение сердца отличают настоятеля, потому что смирение – это “содержимое сердца Христа”»[12].

Мягкосердие, великодушие к немощам братии, и, конечно, рассудительность, чтобы не потакать грехам, с кротостью терпеть непослушных, с кротостью «увещевать» и наказывать – всё это будем иметь, если будем иметь любовь.

В завершение своего доклада хотелось бы отметить, что монашество, главным образом, это предание, традиция. Молодой монах учится у духовного отца образу жизни и подвигам, которым его духовный руководитель научился у предыдущих отцов. А «у самого себя ничему не научишься», – говорил преподобный Паисий. И если от старца к старцу идти по течению монашеского Предания вверх, то можно дойти до пустынных подвижников первых веков христианства. Это тот путь, которым шли преподобный Сергий и все наши преподобные и богоносные отцы, это тот путь, которым должны идти с помощью Божией и мы, чтобы по слову преподобного Паисия Святогорца, «осталось что-то и для тех, кто придет вслед за нами». Благодарю за внимание!


Литература

[1] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. Т.7 // Православная онлайн-библиотека «Святоотеческое наследие» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru /biblioteka /sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti /txt234.html. Дата доступа: 18.09.2023.

[2] Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского // Портал «Азбука веры» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru /otechnik /Iosif_Vatopedskij /blazhennyj-poslushnik-zhizneopisanie-startsa-efrema-katunakskogo /4_14. Дата доступа: 18.09.2023.

[3] См. Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. Т.7. Указ. изд.

[4] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. С присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка – М.: Благовест, 2013. С. 22.

[5] Послания св. Аммона. Послание пятое. // Богословские труды. Сб. 33. М., 1997. С. 268–269. // Библиотека Центра христианской психологии и антропологии в Санкт – Петербурге [электронный ресурс]. Режим доступа: https://xpa-spb.ru /libr/_Ammon /5-trudno-poznanie-voli-Bozhiej.pdf. Дата доступа: 18.09.2023.

[6] Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав. Гл.15 // Библиотека Центра христианской психологии и антропологии в Санкт – Петербурге [электронный ресурс]. Режим доступа: https://xpa-spb.ru /libr/_Kallist-Ksanfopul /nast-bezmolvstvuyushhim.html#_318-15. Дата доступа: 18.09.2023.

[7] Житие преподобного Паисия Святогорца / перевод с греч. – 3-е издание. – М.: Орфограф, 2021. С. 55.

[8] Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 22. О послушании // Портал «Азбука веры» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru /otechnik /Vasilij_Velikij /ustavy_podvizhn /22. Дата доступа: 18.09.2023.

[9] См. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского. Указ. изд.

[10] Старец Паисий Святогорец. Письма. Письмо второе. // Портал «Азбука веры» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru /otechnik /Paisij_Svjatogorets /pisma /2. Дата доступа: 18.09.2023.

[11] Иоанн Лествичник. Слово особенное к пастырю // Библиотека Центра христианской психологии и антропологии в Санкт – Петербурге [электронный ресурс]. Режим доступа:https://xpa-spb.ru /libr /_Ioann-Lestvichnik /31-slovo-k-pastyryu.html. Дата доступа: 18.09.2023.

[12] Святитель Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах («Большой Аскетикон»). // Портал «Азбука веры» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru /otechnik /Vasilij_Velikij /pravila-prostranno-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/. Дата доступа: 18.09.2023.



153