Игумен Варлаам (Переверзев): «Святитель Игнатий (Брянчанинов) как игумен общежительного монастыря»

IMG_2913.jpg

Доклад игумена Варлаама (Переверзева), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни г. Санкт-Петербурга, на пленарном заседании «Святитель Игнатий (Брянчанинов) – игумен и духовный отец» монашеской секции «Монастыри и монашество: традиции и современность» Девятых Белорусских Рождественских чтений (Полоцк, 15 декабря 2023 года).


О святителе Игнатии (Брянчанинове) сказано и написано много, но и сегодня его творческое и духовное наследие вызывает живой интерес. Особенно этот подвижник веры дорог нам, насельникам Свято-Троицкой Сергиевой пустыни г. Санкт-Петербурга, ведь святитель почти 24 года, с 1834 по 1857 год, был настоятелем нашего монастыря, с честью выполнив наказ императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву Пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из неё монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». Промыслом Божиим и молитвами преподобного Сергия, через сто лет от основания Пустыни началось её восстановление, как вещественное, так и духовное.

К моменту назначения архимандрита Игнатия настоятелем Сергиевой пустыни здания монастырские, начиная с церкви преподобного Сергия, были давно запущены. Из-за разрухи келейных корпусов вся братия помещалась в инвалидном доме, устроенном при монастыре на иждивение графов Зубовых и состоящем на их содержании. Не было никакого монастырского хозяйства и даже земля, на которой был расположен монастырь, не имела ни одного межевого столба. Не лучше обстояло дело и с вверенной архимандриту монастырской братией – все братство обители состояло из тринадцати человек: восьми монашествующих, трех послушников и двух подначальных. И несмотря на такое незначительное число братии, в среде их не было порядка.

Молодому настоятелю предстояло сделать многое. Нужно было возродить духовную жизнь, упорядочить материальную сторону обители и восстановить внешний и внутренний порядок. Святитель Игнатий, ученик Оптинского старца иеромонаха Леонида, начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

Архимандрит Игнатий сам старался подавать братии пример чинного и уставного совершения служб. В Троице-Сергиевой пустыни был устроен монастырский хор. К устроению богослужебного пения святитель Игнатий привлек лучших композиторов своего времени: о. Петра Турчанинова, М.М. Глинку, А.Ф. Львова.

Поскольку для торжественного совершения богослужений необходим благоустроенный храм, то о. Игнатию практически сразу после вступление в должность настоятеля пришлось озаботиться ремонтом храма в честь преподобного Сергия, в котором оказались годными только одни стены. После ремонта храма также были отремонтированы келейные корпуса.

Церковное богослужение стало совершаться в стройном чине, с величием и торжественностью, которые дополняли привлекательное хоровое пение, внятное чтение, чинное стояние, поклонения по положению и вообще благообразные движения. А благочинное пребывание в трапезе, весьма приличная одежда, а также опрятность и чистота во всём придавали всей обстановке вид изящества, соединенного с простотой, которые облагораживали нравы иноков.

Настоятель деликатно вникал в келейную жизнь каждого, внушая всем использовать данное от Бога время во спасение. Он руководил чтением братии, рекомендуя каждому те или иные творения святых отцов, в зависимости от духовного уровня и наклонностей каждого брата. При этом архимандрит Игнатий старался не стеснять свободы своих учеников. Он стремился к тому, чтобы в его присутствии братия вела себя естественно, и поощрял радостное состояние духа насельников. Если же о. Игнатий замечал, что кто-либо из братии впал в уныние, то старался расспросить о причине этого, воодушевить словом утешения и всегда неизменно прибавлял: «Уныние не от Бога, исповедуй грех и будь весел». Непрестанное общение с о. Игнатием, ежедневное откровение помыслов облагораживали и совершенно перерождали души учеников святителя. Они были, по выражению одного из них, «всегда легки и веселы», летая на крыльях духовной радости, всегда были готовы исполнить любое послушание. Двери келии отца Архимандрита были открыты; к нему входили свободно от престарелых монахов-священнослужителей до юных послушников, вследствие чего всё братство стало составлять одну великую семью, управляемую одним отцом, связанную союзом согласия и духовного единения, одушевляемую и руководимую высоким учением отца-наставника.

Жизнь святителя Игнатия была исполнена многих скорбей и болезней, но, постоянно помня спасительные слова Господа нашего Иисуса Христа: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), он все великодушно претерпевал с надеждой на помощь Божию, и при этом ещё и находил в себе силы, да и считал своим долгом, утешать других. Многоразличными были слова утешения, которыми Владыка подкреплял своих духовных чад. Видя души пасомых, он своим любвеобильным сердцем хорошо чувствовал, что кому сказать и как подкрепить угнетенного множеством скорбей. Постоянной целью архипастыря было как можно скорее и надежнее помочь и утешить в «беде сущего». Одних утешал он примером Христа Спасителя, претерпевшего для нашего спасения крестные страдания. Другим говорил, что скорби кратковременны и скоропреходящи. Некоторых утешал с состраданием, указывал на свои постоянные болезни, умоляя совместно и безропотно их переносить. Одного из своих приближенных добрый попечитель ободрял надеждой вечных благ. Владыка писал: «Терпи великодушно яростные волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры – и Христос приведет тебя в свое время в покой Свой. По множеству болезней, которые тебя посещают в этой жизни, великие утешения ожидают тебя». Если скорби возникали по причине или вине самого страждущего, то таким архипастырь советовал не только терпеть, но и принимать меры к устранению самой причины, вызвавшей скорбь.

Постепенно трудами настоятеля Сергиева Пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия (Брянчанинова) Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Игнатию Брянчанинову посвящена повесть Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники».

Будучи настоятелем Сергиевой пустыни, Владыка часто посещал петербургское общество. Многие тогда удивлялись, как он, подвижник и молитвенник, не чуждался вместе с тем общества, бывал приятным собеседником людям светским, умел возбуждать в них к себе доверие и действовать на них ко благу душевному. Видя в нем не столько лицо духовное, сколько доброго знакомого, равного по уму и образованию, многие, весьма нерасположенные к иночеству лица любили бывать у него в обители и видеть его в своих домах, что незаметно склоняло их к благочестию.

И всё это время святитель Игнатий не переставал писать. Исследователи духовного наследия этого выдающегося пастыря называют его труды уникальными. Уникальность эта – в сочетании опыта современной святителю науки и философии с опытом Святых Отцов на основе Священного Писания. «Это была живая библиотека отцов», – писал о нем игумен Антоний (Бочков). «Чтение отцов, – говорил о себе богомудрый архипастырь, – с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Православной Церкви несомненно. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека; почему необходим Искупитель и в чем заключается спасение».

Формально не обладая богословским образованием, святитель Игнатий явил в своих сочинениях учение Православной Церкви глубже и чище, нежели многие бакалавры и профессора богословия. Он проводил такую линию различения: «Они – воспитанники академий, а я – воспитанник монастыря». Святителя увлекает не рассуждение о Боге, а пребывание в Боге через исполнение заповедей. Он богослов в высшем смысле этого слова, который в него вкладывали преподобные отцы, говоря, что «богослов тот, кто молится…» Святитель Игнатий разделял изучающих христианство по букве и деятельное изучение христианства. Аскеза для него – искусство духовной жизни, высшее деятельное богословие. Святитель Игнатий принёс живой опыт аскетизма.

Отличаясь строгостью к себе, епископ Игнатий был снисходителен к немощам человеческим. Он охотно прощал недостатки своим духовным чадам, когда видел их искреннее раскаяние и начатки исправления. Эту черту милосердия доброго пастыря можно видеть во многих его письмах. Владыка не только не отвергал согрешающих, но, наоборот, старался поддержать, исправить и привести ко Христу. А чтобы следовать Христу, необходимо, по убеждению Владыки, исполнять Его заповеди, указанные в Евангелии, и отречься от своего греховного разума и своей воли, которые противоречат разуму и воле Божией.

Епископ Игнатий считал, что святое Евангелие есть основа духовной жизни христианина. Им необходимо поверять правильность своего шествия по лествице духовного совершенства. Читать Евангелие нужно постоянно, и не просто читать, а благоговейно изучать его. Владыка советует каждому христианину усвоить Евангелие настолько, «чтоб ум твой, так сказать, плавал в нём, жил в нём; тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия». Деятельное изучение Евангелия постепенно открывает человеку его греховность и то, каким должен быть новый обновленный человек. Почерпая из Евангелия образ мыслей и действий, каждый христианин перерождается из человека плотского в духовного, «созданного по Богу» (Еф. 4, 24).

По мнению святителя Игнатия, истолкование и понимание Священного Писания должно быть согласно с мнением и учением св. отцов Восточной Церкви. Иначе можно уклониться от правильного понимания его и тем самым погубить свою душу. Невозможно обрести духовные дары и без того, что святые Отцы называли постоянным состоянием христианина – без покаяния.

«Вся наша жизнь должна состоять из покаяния, - назидал Святитель в одном из писем в апреле 1844 года. – Чем больше погружаемся в покаяние, тем более находим, что нуждаемся в нём. Чем более очищаемся, тем более находим, что мы далеки от Пресвятого и Пречистого».

Архимандрит Игнатий не просто считал долгом служить иночеству своим примером и писаниями, он верил, что это его Божественное призвание. А поэтому старался усиливать свой дар, и такая любовь к своему делу позволяла ему преодолевать все трудности жизни. Стремясь раскрыть суть монашеской жизни, Игнатий старался воплотить в себе и описать другим духовную красоту нравов древнего египетского монашества, которое было его идеалом. С самого детства он мечтал о жизни в соответствии с учениями и примерами святых Отцов, особенно египетских. Игнатий обладал уникальной способностью принимать исповедь помыслов, что является редкостью в наши дни. Его опыт, проницательность и способность к самонаблюдению делали его мастером в исцелении душевных ран с помощью точного и тонкого слова. Не теряя самообладания в любых обстоятельствах и не падая духом даже в самых трудных ситуациях, он передавал эту же устойчивость тем, кто приходил к нему с исповедью. После исповеди у святителя любая печаль казалась им лишь пустым призраком.

Красой нашего века и деятельным учителем назвали святителя его ближайшие ученики. Биографы епископа отмечают, что не только своими трудами, но и всей своей жизнью он являет яркий пример самоотречения, граничащего с исповедничеством, борьбы человека со страстями; пример жизни, увенчанной победой при содействии и поддержке Божьей благодати, которая привлекала к подвижнику бесчисленные драгоценные дары Святого Духа.

Сегодня, когда многие люди потеряли смысл жизни, устремились к материальным благам, власти, ищут популярности и признания в социальных сетях, учение святителя Игнатия является живым источником спасения души. Открывает людям важность духовного развития и поиска истины. Оно помогает понять, что настоящее счастье и удовлетворение не могут быть достигнуты через материальные вещи, а только через духовное совершенствование и борьбу со своими страстями. Кроме того, учение святителя Игнатия о человеке имеет практическую значимость в нашей жизни ещё и потому, что помогает нам осознать, что мы не можем жить только для себя, что мы должны быть ответственными за свои поступки и заботиться о других людях. Оно напоминает нам о важности милосердия, терпимости и любви к ближнему.

Таким образом, духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) способно внести свой вклад в решение актуальных философских, этических и духовных проблем, стоящих как перед Церковью, так и перед современным обществом. Если мы не возродим живой дух нашей Церкви на приходах и в монастырях, мир ждёт участь Содома. Если возродим, мир ещё постоит.

Может я немного отклонюсь от темы, но не могу не сказать вот о чём. Мы всё пытаемся сформулировать нашу русскую национальную идею, и не видим подсказок, что даёт нам Господь в молитве, которую Он вознёс Отцу в завершение Своей прощальной беседы с учениками в 17-й главе Евангелия от Иоанна. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Мы все должны быть едины в своём выборе, а выбор наш – Христос. Кстати, разделение Церкви произошло именно потому, что Западная церковь поставила во главу угла человека с его благополучием, то есть, по сути, сделала выбор Фауста. Нашим же выбором всегда был и будет Христос. Поэтому неверно говорить о разделении Церкви на Восточную и Западную. Произошло именно отпадение Запада от Христа. И сегодня у мира тоже два пути: полное расчеловечивание и обожение. Господь сотворит то, что выберут наши сердца.

А завершить хочется словами игумена Никона (Воробьёва): «Учиться надо и молитве, и вообще христианству у Игнатия Брянчанинова. Лучшего учителя для нашего времени нет».

И ещё хочу обратить ваше внимание на тот удивительный факт, что Свято-Троицкую Сергиеву пустынь святитель Игнатий возглавил, когда ему было всего-навсего 27 лет. Это ли не Божие призвание?

Всех приглашаю посетить нашу обитель в Санкт-Петербурге. С радостью вас встретим. Спасибо.

128