Игумения Параскева (Ельская): «Жизнь и труды святителя Игнатия (Брянчанинова)»

IMG_2859.jpg

Доклад настоятельницы женского монастыря в честь святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске игумении Параскевы (Ельской) на пленарном заседании «Святитель Игнатий (Брянчанинов) – игумен и духовный отец» монашеской секции «Монастыри и монашество: традиции и современность» Девятых Белорусских Рождественских чтений (Полоцк, 15 декабря 2023 года).


Житие святителя Игнатия было наполнено множеством событий — и ярких, и благодатных, и весьма скорбных. Замечательно описан его путь в «Жизнеописании епископа Игнатия Брянчанинова, составленного его ближайшими учениками в 1881 году», по материалам которого составлен настоящий доклад.

Дмитрий Александрович Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в Вологде, в весьма благородной семье. Его отец Александр Семенович Брянчанинов, потомок древних дворян Брянчаниновых, известных и чтимых в городе. Супруга его София Афанасьевна происходила также из фамилии Брянчаниновых, была благочестивой и образованной женщиной.

В первые годы супружества у них родилось двое детей, но прожили они всего несколько дней, а после супруги долго оставались бездетными. Они путешествовали по святым местам, чтобы в молитвах испросить рождение чада. Господь услышал их: плодом молитв стал сын, которого они нарекли Димитрием, в честь одного из первых Вологодских чудотворцев — преподобного Димитрия Прилуцкого.

Детство будущего святителя прошло в селе… Можно сказать, что природа стала первой наставницей отрока. Она привила ему склонность к уединению: Димитрий часто любил оставаться под тенью вековых деревьев и там погружаться в тихие думы. С ранних лет отрока влекло к иночеству. Родители не поддерживали его в его склонностях, однако с возрастом стремления Димитрия Александровича проявлялись еще ярче. Он необыкновенно любил молитву и духовное чтение. При этом способности Димитрия Александровича были весьма многосторонни: он преуспевал во всех науках, а также делал большие успехи в каллиграфии, рисовании, пении и игре на скрипке.

В конце лета 1822 года 15-летний Димитрий отправился поступать в Петербургское Главное инженерное училище. Вступительный экзамен он сдал блистательно. Благородная внешность и прекрасные знания обратили на молодого Брянчанинова внимание Великого князя Николая Павловича, бывшего тогда генерал-инспектором инженеров. Он приказал Брянчанинову явиться в Аничковский дворец, где представил его своей супруге, великой княгине Александре Феодоровне, и рекомендовал, как отлично приготовленного не только к наукам, преподаваемым в училище, но знающего даже латинский и греческий языки.

Успехи в науках, отличное поведение и расположение великого князя давали ему множество преимуществ перед товарищами. Кроме того, Димитрий Александрович имел успехи и в светском обществе. Родственные связи ввели его в дом тогдашнего президента Академии художеств Оленина. Там, на литературных вечерах, он стал любимым чтецом, а своими дарованиями обратил на себя внимание тогдашних знаменитостей: Гнедича, Крылова, Батюшкова и Пушкина.

Однако и в водовороте столичной жизни молодой человек не забыл о своем призвании. Он обратился к инокам Валаамского подворья, стал ходить туда каждые субботу и воскресенье.

Иноки Валаамского подворья с любовью принимали его, потому что видели искреннее стремление к Богу. Но, видя его стремление к образованию, посоветовали обращаться за назиданием к инокам Невской Лавры. Там в это время пребывали некоторые ученики старцев Феодора и Леонида, мужей опытных в духовной жизни, получивших монашеское образование: первый у известного старца Паисия Величковского, архимандрита Молдавского Нямецкого монастыря, а второй — у его учеников.

На пути к монашеской жизни будущему подвижнику пришлось преодолеть немало препятствий. Отец, который категорически не желал принимать волю сына, воспользовался всеми своими связями, чтобы помешать ему осуществить свое намерение. Однако Димитрий с помощью Божией преодолевал все преграды, и смог убедить в серьезности и чистоте своих намерений даже самого митрополита.

Получив отпуск по службе и приехав в родительский дом, молодой человек приложил все силы, чтобы получить благословение отца. Но безрезультатно.

С глубокой скорбью Димитрий Александрович вернулся в столицу, чтобы сдать окончательный экзамен в Инженерном училище и подать в отставку от службы. Тут встретила его новая буря: он должен был иметь дело с высшей властью, должен был отстоять свое заветное желание перед самим императором Николаем Павловичем, которому был обязан многим.

Однако никакие уговоры, и даже участие в этом вопросе монарха не изменили решения Димитрия. 6 ноября 1827 года Димитрий Александрович получил долгожданную отставку. Он был уволен с чином поручика и отправился в Александро-Свирский монастырь к отцу Леониду, чтобы под его руководством начать подвиг иночества. Родители были по-прежнему против его решения и прекратили с ним даже переписку.

Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали послушника Брянчанинова в монастыре. Димитрий всей душой предался старцу в духовное руководство. Эти отношения отличались искренностью, прямотой, представляли совершенное подобие древнего послушничества, которое не решалось сделать шагу без ведома или позволения наставника.

Спустя год отец Леонид со всеми учениками переселился из Свирского монастыря, по причине его многочисленности, в Площанскую пустынь Орловской епархии. Димитрий Александрович в числе прочих учеников следовал за старцем. В это время прибыл в Площанскую пустынь и Михаил Чихачев, давний друг Димитрия, с которым они вместе учились, вместе посещали монастыри и мечтали о подвижнической жизни. Друзья порадовались тому, что соединились в монастырских стенах, и сталь вновь жить в святейшей дружбе. На такую жизнь вдвоем, отдельно от других учеников, благословил их и старец Леонид.

Молодые послушники держались уединения, хранили себя от вредных впечатлений окружающей среды. Все силы души были направлены у них к богомыслию и молитве. Уединенное помещение в монастырском саду доставляло им желанный покой: молодые подвижники радовались своему отшельничеству. Так провели они зиму 1829 года.

Димитрий Александрович, от природы наделенный литературными дарованиями, любил созерцать картины природы и из них извлекать содержание для своего богомыслия, которое он изображал словом. Здесь он написал свой «Сад во время зимы».

Но вскоре молодым подвижникам предстояло тяжелое испытание. Между строителем пустыни иеромонахом Маркеллом и старцем Леонидом возникли нестроения, вынудившие последнего оставить Площанскую пустынь и переселиться в скит Оптиной Введенской пустыни. Брянчанинов и Чихачев также получили приказание немедленно выбыть из обители и отправиться куда угодно.

Пребывание в Оптиной пустыни было далеко не таким мирный и спокойным. Настоятель смотрел на них неблагосклонно, братия относились недоверчиво. Быт здесь был таким, что телесное здоровье обоих, особенно Димитрия Александровича, сильно пошатнулось.

В этот период Димитрий получил письмо от своих родителей — мать его была больна и пожелала увидеться с ним. Но к моменту, когда он вместе с другом прибыл в родительский дом, здоровье матери несколько окрепло, и их ждал довольно сдержанный прием. Отец снова стал склонять Димитрия к государственной службе, а мирские соблазны начали смущать взоры подвижников. Братья приняли решение вновь отправиться на поиски обители.

В феврале 1830 года Брянчанинов и Чихачев направились в Кирилло-Новоезерский монастырь. В это время там жил на покое архимандрит Феофан, известный своей святой жизнью, а настоятелем был игумен Аркадий, его ученик.

Отец Аркадий провидел в двух прибывших братьях дух истинного монашества и с любовью принял их в свою обитель. Но недолго радовались они новому месту жительства. Климат здесь был сырым и неблаготворно влиял на их здоровье. Чтобы восстановиться, друзья были вынуждены расстаться и отправиться каждый в свои родные места.

На родине на Димитрия обратил внимание Преосвященный Стефан, епископ Вологодский. Архипастырь так полюбил его, что принял в его судьбе самое живое участие. Оправившись от болезни, Димитрий Александрович по благословению владыки поместился в Семигородной пустыни. Местность здесь благоприятствовала восстановлению его здоровья, и он ревностно предался своим обычным духовным занятиям: богомыслию и молитве. Здесь написал он свой «Плач инока», в котором выразилось состояние души, усиленно стремящейся к Богу, но стесненной обстоятельствами жизни, из-за чего уделом ее стал только плач на развалинах ее стремлений.

Недолго пожил Димитрий Александрович и в Семигородной пустыни. Вскоре, 20 февраля 1831 года, он был перемещен Преосвященным в более уединенный, Глушицкий Дионисиев монастырь, где и был зачислен послушником.

28 июня 1831 года Преосвященный Стефан, идя навстречу мольбам Димитрия, который по-прежнему вынужден был противостоять давлению родных, совершил пострижение его в малую схиму и нарек Димитрия Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца. 4 июля того же года инок Игнатий был рукоположен Преосвященным Стефаном в иеродиакона, а 25 того же месяца — в иеромонаха, и временно оставлен при архиерейском доме.

В конце 1831 года скончался строитель Пельшемского Лопотова монастыря иеромонах Иосиф. Обряд погребения поручено было совершить иеромонаху Игнатию. А уже 6 января 1832 года он был назначен на место покойного.

Лопотов монастырь был почти в разрушенном состоянии, и его хотели упразднить: все здания обветшали, чувствовался недостаток в самом необходимом, братии было очень мало. Но новый настоятель не унывал: он энергично принялся за дело. Вскоре потекли пожертвования от благочестивых жителей Вологды. Монашествующие из тех монастырей, где проживал послушником святитель Игнатий, стали собираться в его обитель, и за короткое время численность братии выросла до 30 человек. Обитель обновилась и внешне, и внутренне.

Смягчилось сердце Александра Семеновича, когда он увидел молодого сына своего в сане, приличном старческому возрасту. Там, где не могла подействовать внутренняя, духовная сторона, подействовала внешняя, и родители примирились с выбором сына. Сын часто стал бывать в доме родителей, и его слову об истинах вечной жизни покорилось сердце матери. Напутствованная его назиданиями и молитвами, София Афанасьевна мирно скончалась 25 июля 1832 года.

В Лопотовом монастыре строитель Игнатий имел утешение опять соединиться с любимым своим другом Михаилом Чихачевым. Чихачев стал деятельным помощником строителя Игнатия. Он обладал отличным голосом, хорошо знал церковное пение и создал прекрасный хор, который содействовал привлечению в обитель богомольцев. Настоятель Игнатий облек его в рясофор и наставлял в духовной жизни. Епископ Вологодский Стефан возвел священноинока Игнатия в сан игумена 28 мая 1833 года.

Однако болотистая местность Лопотова монастыря уносила последние остатки здоровья игумена. Чихачев предложил ему поразмыслить о переселении в какое-либо другое место, и вскоре его стараниями было принято решение о перемещении игумена Игнатия в московский Николо-Угрешский монастырь. Однако император Николай Павлович, узнав о жизни и трудах игумена, пожелал вновь увидеться с ним.

Приехав в столицу, игумен Игнатий предстал перед митрополитом Филаретом, а после перед императором. Император повелел ему возглавить и благоустроить Сергиеву пустынь.

По распоряжению Синода, в 1834 году игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита и выехал в свою обитель в сопровождении Чихачева и только что принятого в келейники 22-летнего юноши Иоанна Малышева, который 23 года спустя стал преемником своего старца.

Сергиева пустынь, основанная в 1734 году и расположенная близ Петербурга, находилась под управлением викарных епископов. Это далеко не благоприятствовало ее материальному состоянию, а близость к столице делала ее перепутьем для проезжающих столичных жителей, что сказывалось на духовном состоянии братии. Здания монастыря были в запустении. Здесь будущего святителя ожидало немало трудов и скорбей. Однако он умело и ревностно наставлял братию, вникая в духовную жизнь каждого. К нему свободно мог войти каждый — от престарелых монахов до юных послушников. Обитель стала единой духовной семьей.

Однако здоровье подвижника все ухудшалось, здешний климат был для него еще менее благоприятным. Зиму 1846 года архимандрит Игнатий пробыл безвыходно в келлии по причине болезни, а весной 1847 года подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Однако ему позволили лишь 11-месячный отпуск для лечения и восстановления сил.

Через 11 месяцев, в 1848 году, архимандрит Игнатий возвратился в Сергиеву пустынь. Продолжительное безмолвие еще более расположило его к отшельничеству.

Через некоторое время архимандрит Игнатий получил назначение на епископскую кафедру. 27 октября 1857 года состоялась епископская хиротония. 3 ноября епископ Кавказский и Черноморский Игнатий окончательно простился с братией Сергиевой пустыни.

Во время пребывания на Кавказе Преосвященный Игнатий не оставлял своих духовно-литературных трудов. Кроме устных поучений, он написал здесь книгу «Приношение современному монашеству» — 5-й том своих творений. Составил слова: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О видении духов» и «О спасении и христианском совершенстве».

Между тем все ухудшающееся состояние здоровья вынудило святителя вновь проситься на покой.

В Николо-Бабаевский монастырь Преосвященный прибыл 13 октября 1861 года. Здесь он проводил скромную жизнь в молитве, принимая у себя для духовных бесед как братию, так и посетителей-мирян.

В тот же период Преосвященный Игнатий пересматривал и пополнял свои аскетические сочинения. Печатал их поселившийся при нем родной брат его Петр Александрович.

Тогда же были составлены первые два тома под названием «Аскетические опыты», изданные в 1864 году; два тома под названием «Аскетическая проповедь» и «Приношение современному монашеству». Чуть позднее был издан 5-й том под названием «Отечник».

Задолго до кончины своей Преосвященный Игнатий стал готовиться к ней и в разговорах часто касался распоряжений на этот счет. За пять лет (в 1862 году) он сделал духовное завещание, которым все свои сочинения передавал в собственность и распоряжение брата своего Петра Александровича Брянчанинова.

Зиму 1866 года Преосвященный Игнатий провел в заботах о приготовлении к печати избранных изречений и повестей из жизни святых иноков, из которых составился еще один том его трудов под наименованием «Отечник». Кроме того, в этот период он написал статьи «О терпении скорбей», «Об отношениях человека к страстям его», значительно пополнил «Разговор старца с учеником его о молитве Иисусовой».

30 апреля (12 мая) 1867 года святитель Игнатий Брянчанинов скончался. Всего шестьдесят лет жизни — но это были удивительно наполненные годы. Святитель оставил нам богатую сокровищницу своих трудов, в числе которых нравственно-аскетические сочинения, проповеди, апологетические труды, литературно-поэтические произведения, дошедшие до нас письма святителя к разным лицам, и многое другое.

В лике святых святитель Игнатий (Брянчанинов) был прославлен 6 июня 1988 года.


Источник: Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шавранова. – 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т.; Творения: в 5 т. – Москва : Паломникъ, 2011-. / Т. 1. - 2014 - 656 с. / Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова), составленное его ближайшими учениками в 1881 году. 51-120 с. с.

146