«Человек не может любить Бога, если не любит своего ближнего»


В Евангелии заповедано: «возлюби ближнего твоего, яко сам себе» (Мф. 22:39).

Преподобный авва Дорофей сравнивает мир с кругом, Бога – с центром в круге, а пути человеческой жизни – с радиусами. Чем более входят люди внутрь круга, приближаясь к Богу, тем они становятся ближе и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, – столько приближаются и к Богу.

О важности хранении евангельской заповеди о любви к ближнему говорили многие оптинские старцы.

pwU09MGkRuA.jpgПрп. Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил своим ученикам: «Ко мне приходят вести, что один ропщет или скорбит на другого, что один обижен другим. Ко мне приходят с жалобами. А что я отвечаю таким? Конечно, одно: «Надо помириться, пойди попроси прощения, поклонись!» И некоторые это исполняют тотчас, а некоторые, к сожалению, медлят, и проходит иногда значительно время во вражде. А не должно быть так, честные отцы и братья! Монах должен быть исполнен любви к Богу и ближнему. Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: «возлюби Бога всем сердцем твоим, всею душею и всею крепостию твоею» (Мф. 22:37), «возлюби ближнего твоего, яко сам себе» (Мф. 22:39). Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и все заповеди Божии».

Для желающих идти путем спасения и исполнения евангельских заповедей предстоит духовная борьба. О том, как стяжевается любовь к ближнему, во многих письмах к своим духовным чадам старец Макарий отмечал: «О смущениях и нетерпениях противу ближних одно средство: самоукорение, смирение и терпение, аще что и случится, не давать места врагу, но примирением прекращать и себя всегда укорять и достойну вменять поношения и укоризны; а хотя и с болезнию приимешь оные, то и тут познавай свою немощь, и зазирай себя, от чего всегда будем иметь случай к укорению себя, а не ближних».

Очень важно избегать самооправдания и укорения своего ближнего. Старец Макарий писал: «Сколько мне ни случалось слышать от ссорящихся людей, – и все они правы, как не святы, а между тем с обоих сторон урон душевный, а только враг торжествует. Однако силен Господь низложить его коварства, и паки восставить многовожделенный мир. А нам каждому надобно искать мира и любви в себе самих, а не от людей истязывать. Смиренный грешный мытарь получил оправдание, а мнящийся быть праведным фарисей и осудивший других и сего мытаря, остался чужд оправдания. Да внимаем сему!»

И в другом письме: «Превышает мой ум, силы и достоинство право рассудить вас. С обеих сторон правы, ни одна не виновата, а обе обвиняют друг друга; то какой тут может быть мир. Мне остается только жалеть об вас и предать воле Божией. Ежели б вы каждая себя обвиняли, яко не исполнившая о любви заповеди Божией, о люблении врагов и о оставлении ближним согрешений их, то и мир бы водворялся между вами».

В борьбе с самооправданием помогает молитва. Старец Макарий советовал просить помощи Божией такими словами: «Господи, прости меня и даждь мне положить начало пред Тобою и любить не только ближних любящих мя, но и врагов, по заповеди Твоей».

Помимо келейной, важное значение имеет церковная молитва. Старец Варсонофий рассказывал один поучительный случай:

«К одному петербургскому священнику, отличавшемуся высокой жизнью, Колоколову, пришел однажды один из министров и жаловался:

– Батюшка, научи меня, что делать мне? У меня много врагов которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня государю. Я могу через их клевету потерять место, а если сам уйду, то государь может подумать, что враги мои правы, имя мое будет запятнанным. Как мне поступить?

– Молитесь за восстающих на вас, – отвечал о. Колоколов, не только дома молитесь, но, главное, в церкви поминайте и вынимайте частицы за их здоровье.

– Какая же от этого польза? – возразил министр.

– А вот увидите… Каждая частичка, вынутая из просфоры, означает душу человека; частицы опускаются в потир и наполняются Кровию Христовой. Послушайте меня, запишите на записочку всех врагов ваших, там Леонида, Иоанна, Владимира…

– Да, да, вот Владимир-то особенно на меня ополчается.

– Ну так за него подавайте каждый день.

Проходит неделя, месяц и его высокопревосходительство опять приходит к о. Колоколову. Поклонившись ему в ноги, он начал его благодарить:

– Батюшка, просто чудо случилось, – говорит он, – мои прежние враги не только больше не восстают на меня, но относятся ко мне с уважением и любовью. Вместо прежней клеветы они даже чересчур меня превозносят.

Вот какое чудо свершил Господь. И вам советую молиться за врагов ваших, и они обратятся в друзей. Молитвой вы спасете их души от сетей врага».

Если нет любви к ближнему, следовательно, нет любви и к Богу. В день памяти святого Иоанна Богослова, которого называют апостолом любви, старец Варсонофий обратился к ученикам с такими словами:

– Считаю долгом напомнить вам, братия и отцы, в этот день, день памяти св. Иоанна Богослова, о том, что необходимо всякому христианину, а наипаче облеченному в иноческий чин, иметь мир с Богом и с людьми.

Св. Иоанн Богослов говорит, что человек не может любить Бога, если не любит своего брата, что такой человек «ложь есть». Поэтому братья, напоминая вам эти слова св. апостола Иоанна Богослова, я прошу вас не таить злобы в сердце своем на кого-либо, а иметь мир и любовь к ближним.



Источник: сайт Оптиной пустыни

138