Хозяйственная деятельность общин старца Паисия по рукописным источникам

Жгун П. Б.

Manastirea_Neamt.jpg

Один из заслуженных и старейших монастырей Румынии – Нямецкая Вознесенская лавра – основан в 1397 году. Он играет важнейшую роль в истории страны, как один из духовных культурных центров. В статье Петра Борисовича Жгуна на основе архивных данных и опубликованных исследований систематизирована хозяйственная деятельность братства в период управления святого архимандрита Паисия (Величковского) в 1779–1794 годах. Это время наивысшего расцвета обители и ее служения, в том числе социального, для окрестного населения.


Преподобный Паисий – не только известный во всех поместных церквях возродитель духовной жизни монастырей и переводчик значительного количества святоотеческой литературы. На протяжении долгой монашеской жизни, несомненно, он проявил себя и как талантливый организатор общего жития руководимых им общин. Только на закате его деятельности в управляемых им монастырях и принадлежавшим к ним скитам проживало около тысячи монахов и послушников самых разных национальностей[1]. И это не говоря о монастырских крестьянах, наемных работниках и других лицах, в то или иное время находившихся на работах в монастыре. В данном труде мы попробуем проследить, насколько св. Паисий вникал в хозяйственную жизнь общин и каким образом, через каких лиц управлял ими без урона для духовной и материальной сторон, а также поднимем вопросы, требующие отдельного изучения.

Устройство обители и прежде всего ее Устав были очень важны для старца Паисия еще со времен, когда он только помышлял об уходе в монастырь[2]. Так, он пишет своему другу юности, иерею Димитрию из Полтавы, о видах монастырской жизни[3]. Св. Паисий искренне желал жизни в уединении или с одним или двумя братьями, так как, несомненно, принадлежал по духу к так называемым нестяжателям. Ведь в его скриптории из русских святых часто переписывали именно труды прп. Нила Сорского[4]. Достаточно посмотреть на афонский период жизни преподобного, описанный, в частности, в послании к Афанасию,[5] и мы увидим, насколько буквальная нищета воздействовала на обычаи проживавших с ним братьев. Это послание появляется между 1757 и 1758 гг., по мнению румынской исследовательницы В. Пелин[6].

Нельзя также упускать из виду то обстоятельство, что, путешествуя по разным странам в поисках духовного наставника и возможности жить по выработанному на основании древних монастырских правил Уставу, преподобный сталкивался с большим количеством представителей разных народностей, даже культур, исповеданий (в том числе с мусульманским и католическим мирами).

Несмотря на хорошее образование, полученное прп. Паисием после четырех курсов Киево-Могилянской академии, будущий старец тяготился обучением, его душа жаждала Бога. Рано усвоив евангельские и святоотеческие истины, он стремился к своему идеалу, который не мог обрести в тогдашних монастырях Российского государства[7]. Отправившись в самостоятельное путешествие, он вынужден был делить свой путь со случайными людьми. Так, два его друга, обещавшие и даже клявшиеся[8] быть вместе в поисках, вынужденно отказались ему сопутствовать. Первоначально св. Паисий приходит в Молдавскую землю, что сравнительно недалеко от Киева. Там он остается в Матренинском Никольском монастыре, изучая предстоящую жизнь в небольшом общежитии братии. Однако после смены настоятеля, произошедшей повелением епископа, был поставлен игумен с немирным устроением, оскорблявший и даже избивавший братию, вопреки евангельским идеалам, четко представлявшимся будущему старцу Паисию. После лично полученного удара[9] он уходит из обители.

Путешествия по молдавским скитам весьма воодушевили преподобного, он воочию увидел, как при полном нестяжании и послушании старцу живут подвижники в малочисленных обителях. Однако обрести наставника ему самому никак не удавалось. Скоро он встретил известного уже старца Василия, происходившего, как и Паисий, из малороссиян[10], и, получив от его наставлений многую пользу, был вынужден дистанцироваться, так как св. Василий желал рукоположить его в священный сан, духовно предвидя его дарования. Паисий же, не имея должного возраста для канонического принятия сана, не хотел к тому же совсем священства, считая себя недостойным такого положения и ответственности. Позже он получил возможность перейти на Святую Гору Афон. Монах Трифон, с которым он прибыл, вскоре скончался, и старец Паисий остался один.

Со временем он получает разрешение поселиться в заброшенном ските греческого монастыря Пантократор, который вскоре возродится в огромный монастырь св. пророка Илии. Однако братия там была так бедна, что им приходилось ходить за милостыней в славянские монастыри, находящиеся в нескольких часах пути, к трапезе их допускали лишь на праздники. А у себя в скиту они были вынуждены постоянно пристраивать келии для новоприходящих и исполнять другие необходимые для налаживания жизни послушания. В устроении своей внутренней жизни прп. Паисий находился под руководством старца Василия Поляномерульского и духовника, иеромонаха Даниила[11]. При этом он сам был духовником многих не только из своего братства, например бывшего патриарха Константинополя Серафима. Там, на Святой Горе, придя в соответствующий возраст, отец Паисий принял священный сан, в основном из-за многочисленных просьб братий, желавших видеть его главой в том числе и в богослужебной жизни и уставших ходить на службы в другие обители. В этот период он, помимо управления богослужением и общиной, организует поиск и переписывание святоотеческих рукописей Святой Горы, а также начинает их перевод сначала на молдавский, а потом и на славянский языки. В его братстве – до половины выходцы из Молдовлахии, но нашлись и иноки Макарий и Исаак, знающие древнегреческий язык[12]. Паисий организует постройку келий, питание, поиск книг, путешествия в греческие и славянские обители. Наконец, вместе со всей братией Паисий переселяется в монастырь Симонопетра, успев наладить там функционирование всех служб в течение года. Однако в связи с непомерными и неожиданными финансовыми претензиями турецких чиновников он вынужден был организовать переселение братии на двух нанятых кораблях в относительно свободную и изобильную землю Молдовлахии. Отметим, что в афонский период и позже материальному состоянию братства помогали запорожские казаки – благотворители[13]; пожертвования на покрытие долга Симонопетры монахи Паисия, по благословению митр. Киевского Арсения (Могилянского), собирали и в Малороссии[14].

Итак, в 1763 г. братия и св. Паисий единодушно решают уйти в Молдавию. Они нанимают два корабля, причем в один садится сам старец и братья-славяне, в другой – о. Виссарион и братья-молдаване. На момент ухода с Афона братия составляла 64 человека. Они плывут через Царьград и Галац, останавливаются в Валахии, в скиту Варзарешт[15]. Св. Паисием была послана делегация из трех братьев, один из которых – Георгий Черникский[16], к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им монастырь. Они получили отказ на поселение в той местности. Тогда Паисий приходит в Молдавию (Яссы), где его принимают митрополит Молдовлахийский Гавриил (Калимах) и господарь Григорий Калимах. Митрополиту посылают Устав на утверждение, и в итоге братству благословляют поселиться в монастыре Святого Духа Драгомирна.

В первые после переселения годы происходит обустройство монастыря, налаживание нарушенного переездом устроения жизни и богослужения по чину Святой Горы. Согласно Уставу, настоятель поучает не от себя и не по своеволию, а только из отцов и Писания, советуясь с искуснейшими братиями, по смерти его избирается следующий только из братии и владеющий тремя языками — греческим, молдавским и русским[17]. Правило церковное исполнялось по афонскому уставу с поминанием ктиторов обители, в келиях монахи не праздны, занимались рукоделием, чтением святых отцов. На все внутренние послушания определяли не работников, а братию. Настоятелю помогал духовник и руководящий имениями брат, занимающийся хозяйственными вопросами. Все важные решениях настоятель обсуждал с братством. В Уставе закреплялось обязательное наставничество в нужных ремеслах, продолжение работы в скриптории, обязательное откровение помыслов духовнику, ежедневное для новоначальных. Было прописано наличие больницы, гостиницы. Устав подчеркивал важность изучения святых отцов всеми монахами. Нужно было избегать «молодых и женовидных лиц», также, по афонской традиции, женщины не могли входить в обитель. Исключение: военное время. Например, в Секуле[18] из-за войны приходилось укрывать окрестное население.

Через некоторое время из скита Мерлополяны в Драгомирну приходит иером. Алексий и постригает Паисия в схиму, оставив ему прежнее имя. В этот период братству продолжают помогать кошевой атаман и другие представители Запорожской Сечи, отношения с которыми завязались, как было отмечено, еще ранее, во время проживания старца на Афоне. Переписка с ними датируется 1768–1772 гг.[19] В монастыре Драгомирне полноценно заработал скрипторий: продолжалась переписка рукописей для келейного чтения, а также перевод и правка текстов. Применялась следующая технология: переписка давалась нескольким писцам от 2 до 4-х[20], как правило, за писцом считывал справщик, иногда другой писец делал киноварные буквы и другие украшения; часто при переписке делали небольшие тетради для возможности чтения большим числом монахов. Потом такие тетради могли быть собраны вместе и переплетены[21].

Ко времени войны между Турцией и Россией (1768–1774 гг.) Драгомирна уже была полностью отстроена и являлась одним из крупнейших укрепленных монастырей Молдавии. Обитель принимала беженцев. Из-за последовавшей в 1770 г. моровой язвы наступил трехлетний неурожай хлеба. Братия терпела крайнюю нужду в пище и одежде. В результате Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией русские войска покинули Молдавию в 1774 г., и монастырь Драгомирна в составе Буковины и других земель отошел Австро-Венгрии. Преподобный не желал жить в католической стране, пытался найти возможность переселиться с братией в православные пределы. В итоге, чтобы не жить в римско-католическом подданстве, он вместе с братией в 1775 г. принимает приглашение игумена Нифонта переселиться в монастырь Секул. Причем до этого в течение трех лет игумен Евфимий и проигумен Нифонт письменно и устно просили старца принять в управление Секулский монастырь[22]. Старец Паисий пишет послание к господарю Григорию Гике и митрополиту Гавриилу с просьбой дать ему в управление монастырь Секул, приложив к своему посланию писание игумена Нифонта. Получив разрешение, старец втайне от австрийских властей переселяется туда 14 октября 1775 г. с частью братии. В Драгомирне остается 150 братьев с двумя духовниками: один (молдавскоязычный) как игумен, другой (славяноязычный) как помощник игумена. Жизнь в Секуле устраивается по чину Драгомирны, с ежедневными поучениями в зимнее время и непрекращающейся переводческой деятельностью[23].

Паисиевский устав с необходимыми дополнениями соблюдался в Нямце и Секуле со времени вселения братства до 1859 г.[24] Но в это время братству предстоял и новый переезд, который был неожиданно для старца предрешен его просьбой к господарю Константину Мурузи. Весной 1779 г. Секул получил от господаря продукты, в сопроводительном письме к которым правитель поинтересовался нуждами обители. Св. Паисий решился просить у господаря Константина денег на строительство четырех новых помещений. «На строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческого учения, для преводу книг душеполезных», – так он пишет в Нямец покинувшим ранее обитель ученикам Амвросию, Афанасию и Феофану[25]. Однако по намерению господаря Паисиева община должна была служить образцом общежития и устройства монашеского быта для всех монастырей в округе. Со своей стороны, преподобный предвидел, что поселение в Нямце нарушит уединение общины и повлечет изменения в ритме монастырской жизни. Ведь, несмотря на отсутствие места, Секульский монастырь гарантировал большую изоляцию и условия для мира и молчания, идеальные для духовного формирования монахов. Нямецкий же монастырь был весьма посещаемым паломниками. Помимо необходимости справляться с огромным наплывом гостей, Нямец должен был участвовать и в социально-религиозной жизни целого региона. Переселяясь, таким образом, старец Паисий рисковал духовным состоянием братии и общины. Там к тому же уже было большое братство. Духовники обители утешили старца, помогая распределить братию по спискам – кого оставить в Секуле, кого перевести в Нямец. Старшим в Секуле был назначен духовник о. Иларион, управление же монастырем о. Паисий оставил за собой, с этого времени обители были объединены.

Австро-русско-турецкий конфликт 1787–1792 гг. принес новые опустошения и лишения. Паисий открыл двери монастыря для большого числа беженцев, которым он предоставил пищу, заботу и медицинскую помощь в монастырском госпитале[26]. Исход войны, благоприятный для русских, сделал возможным установление более тесных контактов нямецких монахов с Россией и имел значительные последствия для издательско-переводческой деятельности паисиевской школы. Из-за военных действий во время второй седмицы Великого поста братия уходит в леса, а старец с остановившимися в Нямце господами переезжает в Секул. В 1790 г. в Яссы прибывает главнокомандующий русской армией князь Потемкин, а вместе с ним архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебрянников); он возводит старца Паисия в сан архимандрита[27]. В 1792 г. старец добивается разрешения устроить в Нямце типографию, но замысел этот был осуществлен только в 1807 г. заботами и трудами митрополита Вениамина (Костаки).

Во второй части послания[28] поэтапно описывается торжественная встреча старца Паисия в Нямецком монастыре, а затем – в Секуле, который он ежегодно посещал после праздника Успения, оставаясь там до храмового праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Уже по этим строкам можно отметить, как подробно продумывал старец духовную и техническую стороны предпринимаемого переезда и последующих регулярных посещений. Отец Паисий поддерживал хорошие отношения и с предыдущими насельниками Нямца, которые были вынуждены выехать в Раску. Впоследствии многие из них вернулись обратно в Нямц. Один из биографов старца, иером. Исаак, сообщает, что часть движимого и недвижимого имущества была разделена между общинами (позже они остались в Нямце в послушании у старца). Старец заботился не только о находящихся в монастырях и скитах. Митрофан рассказывает о поездках Паисия к братьям, занятым на уборке урожая вдали от монастыря. При необходимости он отправлял доктора на покос Некшаны[29].

Жизнь братии в Нямецкой лавре старец старался строить на тех же принципах, что и на Афоне, в Драгомирне и Секуле. Однако прежней духовной высоты она уже не достигает, но постепенно падает вниз невозвратно по сравнению с прежним единодушным житием – из-за постоянного наплыва паломников с семьями, попечений, излишеств, оставления душеполезного чтения и внимания к себе. Главные же причины упадка старец видел в прекращении зимних соборных поучений и беспрепятственном входе женского пола в монастырь[30]. Прилежный труд ученой братии обители по исправлению, переводу и переписке святоотеческих писаний был примером и образцом для остальных насельников. Именно в годы пребывания преподобного в Нямце его школа переводчиков и переписчиков достигла расцвета. Старец посылал учеников в Бухарестскую Академию для совершенствования знания древнегреческого языка (он направлял их туда и ранее, находясь в Секуле). Из Нямецкого монастыря расходится большое количество исправленных славянских и румынских переводов отеческих книг и списков с них. Отметим, что и греческие оригиналы для перевода достать было непросто. Прп. Паисий имел постоянную связь с Афоном через разных иноков, направлявшихся на Святую Гору, он получал греческие издания, выходившие на Западе, как, например, «Слова» св. Исаака Сирина. Об этом и о связях с создателями греческой антологии «Филокалия» можно узнать из предисловий в рукописях, в частности, к переводу «Слов» прпп. Варсонуфия и Иоанна[31].

Больше всего об устроении хозяйства Нямецкого периода мы узнаем из сборника писем старца к эконому монастыря, монаху Иосифу[32]. Для постоянного функционирования хозяйственных служб Нямецкой лавры, помимо братий, проходящих послушания, в монастыре работали батраки из крестьян за еду и кров и цыгане, которые, как свободные, нанимались на отдельные работы в зависимости от необходимости[33]. У обители имелись рыбные угодья, ульи, покосы, много домашнего скота: овцы, кони, быки, которые использовались и как гужевой транспорт. Приходящих в монастырь людей высокого звания весьма качественно кормили, в том числе мясом, для них была отдельная гостиница[34]. Непростая задача поддержания жизнедеятельности во всех обителях и скитах требовала организации поставок, в том числе и незапланированных, в короткие сроки. Монахи и другие сотрудники, руководившие своими подчиненными, должны были обладать профессиональными навыками. При этом в монастыре сохранялась и четкая организация духовничества на двух языках для всех национальностей, служба с двумя разноязычными клиросами. Старец организовал покупку богослужебных книг, облачений.

Вообще, Паисий в записках Иосифу упоминает самые разные нюансы хозяйственной деятельности. Он контролировал время посева и уборки урожая, требовал более быстрой лошади для ускорения отправки монастырских продуктов, распоряжался о поддержании нуждающихся работников, живущих в селе вне монастыря. Иногда характер записок крайне авторитарен. Управление старца гибко, но при необходимости могут приниматься срочные меры: мы встречаем указания срочно ускорить решение какой-либо задачи за счет временного ослабления других звеньев, как, например, отдачу более сильных лошадей, наем большего числа сотрудников на селе вместо монастырских батраков, усиление монахами рабочих (например, для установки частокола в краткие сроки)[35]. Часто можно проследить комплексный подход к решению хозяйственных вопросов. Например, для постройки нового здания больницы старец упоминает о необходимости выработки кирпича, древесины, заботясь при этом о количестве и подвозе питания сотрудникам, отоплении помещения и т. п. Степень точности указаний достаточно высокая, старец подробно описывает, как надо организовать работу, что демонстрирует его широкие навыки. Уточняет он и необходимости вернуть тару, употребляемую для перевозки материалов и продуктов. Все подобные распоряжения он старается сделать с максимальной выгодой для монастыря.

Старец не забывал и о быте и духовном окормлении работников. Имеются упоминания об отправке к доктору в город больных работников[36]. Пожилых отцов переводят в отдельный скит для удобного обеспечения их потребностей. Старец Паисий убеждал российскую администрацию охранять монастырь во время русского протектората (1787–1792 гг.), составлял грамоты, описи об изъятии на военные нужды монастырских запасов, чтобы потом их можно было возместить. Для прохода до определенных городов по хозяйственным делам он выдавал документы монахам[37]. Когда в метохе[38] возникает небольшая забастовка работников, она умиряется без привлечения гражданских властей. Сам о. Иосиф через посыльных непосредственно контролируется старцем, последний не разрешает ему делать постройки на свое усмотрение. В конце года они проверяют все хозяйственные записи, распоряжения, шнуровые книги, делают копии для монастырского архива, причем старец Паисий требует сделать недостающие копии документов за предыдущие годы[39].

Отметим еще, что и в относительно зажиточный нямецкий период братства св. Паисий направляет некоторых собирать милостыню для обители в Российскую империю. В частности, в Синодике братии (Нямц. 204) упоминается о такой поездке в 1791 г.[40]

Само собой разумеется, что поддержание удаленно расположенных хозяйств требовало наличия отлаженной инфраструктуры и хорошо отработанной логистики. Все управление происходило вертикально, как уже упоминалось выше, через ответственных лиц, которым старец безусловно доверял. Братство в это время было весьма производительно, оно не испытывало нужды в чем-либо, обеспечивая свои потребности и давая возможность прокормиться подчиненным монастырю крестьянам и другим окрестным жителям.

Интересно, как оригинально описывает старец Паисий причины задержек в своих трудах: «Первая [из них] – наша негодность к какому бы то ни было благому делу; вторая же – затрудненное [состояние] наших дел в связи со множеством следующих друг за другом обстоятельств; третья – недостаток лошадей; четвертая и главнейшая – что не успевают закончиться письма одного, как тотчас на нас наваливаются другие, из другого места, или нужнейшие, или более срочные, и пока мы ответим на них, ожидают своей очереди другие».

О том, что времена паисиевского игуменства самые удачные, упоминается в позднейшем уставе 1843 г.[41] Еще долгое время ученики старца неуклонно старались блюсти созданный им порядок. Это подтверждает подробный Устав монастыря, который был издан в собственной типографии в 1843 г. Он имеет в своей основе Устав старца Паисия и показывает, насколько организация всех процессов была в те времена на высоте. Согласно этому Уставу, старец обители имеет отдельного управляющего хозяйством, причем казначей и келарь отдельно исправляют свои должности. Этот инок отвечает перед собором за хозяйство, не может простить сам утери или недостачи и тому подобное. Сдавать угодия монастыря в аренду, продавать недвижимое имущество монастыря или крепостных не разрешается. Никто из собора братий не вправе нанимать монастырские угодья, делать какой-либо бизнес, все рукоделие сдается на склад, оттуда все братья получают все необходимое. Поддерживался необходимый запас пищи и всех надобностей на три года, излишек – на продажу. В хозяйственных книгах точно записано все имущество поступающих в монастырь, которое те могут потребовать назад при выходе из обители. Самых опытных насельников стараются задействовать в скриптории и типографии, там проходит регулярное обучение, неспособных переводят на другие послушания. За старыми монахами ухаживают, работает больница с выученным персоналом, имеется аптека. Существовал традиционный запрет на еду в кельях, курение и жевание табака, на употребление мяса. Провинившихся высылали в скиты, в метохи для усиленной работы. Для паломников устраивают гостиницу внутри и вне обители в зависимости от достатка, они имеют отдельный стол.

Как мы видим, преподобный Паисий для управления столь многочисленным братством нашел удивительный баланс практичности и смирения, способствующий общению и нелицемерной любви между насельниками. Ему удалась одновременная организация ряда процессов, в т. ч. выходящих за пределы обители и даже страны.

Святой Георгий Черникский, ученик старца Паисия, писал, что у его духовного отца было три особенных дара: дар умной молитвы, дар руководить множеством братьев и дар сохранять единство среди монахов разных национальностей[42].


Список сокращений

РНБ – Российская Национальная Библиотека

БАН – Библиотека Академии Наук

БМН – Библиотека монастыря Нямц

БМР – Библиотека монастыря Рила

БАНР – Библиотека Академии Наук Румынии

НАРМ – Национальный Архив Республики Молдова


Литература

1. Paisianismul оn contextul cultural și spiritual sud-est și est european (sec. XVIII-XIX) / Valentina Pelin; ed. оngrijită de: Andrei Eșanu, Valentina Eșanu; Acad. de Știinţe a Moldovei, Inst. de Istorie, Univ. de Stat din Moldova [et al.]. – Chișinău: Pontos, 2014

2. Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. — М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004. — 368 с.

3. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва,1892.

4. Pelin V., Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998-1999.

5. Четвериков С., Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Имка-Пресс, 1988

6. Прп. Паисий Величковский: Полемические произведения, поучения, письма. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. — М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007.

7. Прп. Паисий Величковский: Житие и избранные творения, Серпухов, 2016

8. Шумило С., Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь, Киев-Серпухов, 2015

9. Шумило С., Преподобный Паисий Величковський. Повiсть про Святий собор. Киев, 2016

10. Mainardi A.La corrispondenza dello starec Paisij Velickovskij (1722-1794). Universita degli studi di Torino, Anno Academico 2001/2002 (Tesi di laurea).

11. C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946.

12. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017.


hr.svg.png


Примечания


[1] Paisianismul оn contextul cultural și spiritual sud-est și est european (sec. XVIII-XIX) / Valentina Pelin; ed. оngrijită de: Andrei Eșanu, Valentina Eșanu; Acad. de Știinţe a Moldovei, Inst. de Istorie, Univ. de Stat din Moldova [et al.]. – Chișinău: Pontos, 2014, с. 50.

[2] Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. — М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004, с. 37.

[3] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва,1892. с. 238-256.

[4] См. Бмн 3, Бмн 68, Бмн 77, Бмн 132, БАНР 2199.

[5] См. письмо монаху Афанасию: БМР 5/25, л. 26.

[6] Pelin V., Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998-1999. с. 21-22.

[7] Четвериков С., Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Имка-Пресс, 1988, с. 5.

[8] Прп. Паисий Величковский: Автобиография… 2004, с. 51.

[9] Прп. Паисий Величковский: Автобиография… 2004, с. 61.

[10] См. ПЭ том 7 с. 215.

[11] См. письмо Афанасию: БМР 5/25, л. 57.

[12] Прп. Паисий Величковский: Автобиография… 2004, с. 280.

[13] Шумило С., Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь, Киев-Серпухов, 2015, с. 18, 36, 37.

[14] Шумило С., Преподобный Паисий Величковський. Повiсть про Святий собор. Киев, 2016, с. 81-84.

[15] См. РНБ, 1271.7, л. 27 об.

[16] Прп. Паисий Величковский: Автобиография… 2004, с. 293.

[17] См. НАРМ, 2119.2.22, л. 15 об.

[18] В монастыре во имя св. Иоанна Предтечи, Секуле, братство находилось с 1775 года. В том числе 4 года до управления Паисием Нямца и Секула одновременно.

[19] Шумило С., Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь, Киев-Серпухов, 2015, с. 18.

[20] См. списки двух писцов: БМН 190, 213, 192; четырех: БМН 131, 294. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, 2017.

[21] См. БМН 247, БМН 52, БАН 13.5.10, 13.1.9.

[22] Прп. Паисий Величковский: Полемические произведения, поучения, письма. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. — М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007, с, 35.

[23] Прп. Паисий Величковский: Житие и избранные творения, Серпухов, 2016, с. 245.

[24] Paisianismul… 2014, с. 38.

[25] Прп. Паисий Величковский: Полемические произведения… 2007, с. 32.

[26] Житие и писания… 1892, с. 51.

[27] ПЭ, том 60, с. 210; РНБ 1271.7, л. 48.

[28] См. прим. 25.

[29] Прп. Паисий Величковский: Житие и избранные творения… 2016, с. 229.

[30] Прп. Паисий Величковский: Житие и избранные творения… 2016, с. 266.

[31] Переводческая школа старца Паисия и ее связь с Макарием Коринфским и Никодимом Агиоритом // Материалы V Международной богословско-практической конференции «Паисиевские чтения». Кишинев, 2017. С. 28–35.

[32] Письма написаны на румынском языке, хранятся в BAR 5707. Изданы C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946, с. 8-20. Mainardi A. La corrispondenza dello starec Paisij Velickovskij (1722-1794). Universita degli studi di Torino, Anno Academico 2001/2002 (Tesi di laurea). с. 145-169. Благодарю издателя А. Власюка за предоставление его перевода писем на русский язык.

[33] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 14-15.

[34] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 12.

[35] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 17-18.

[36] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 10.

[37] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 8.

[38] В Византии и на Балканах метох – небольшой монастырь или храм, подчиненный крупному монастырю, обладал небольшим хозяйством, состоявшем из отдельных нив, виноградников, садов, мельниц.

[39] C. Bobulescu. Din trecutul Mănăstirii Niamțului. Răvașe gospodărești. Bucurețti, 1946. С. 19.

[40] См. Каталог 2017. С. 297, 298. «1791 года октоврия 23 дня приихал из царствующаго града Москвы (sic), духовник иеромонах Иакинф, бывши от святыя обители Святовознесенския Нямецкия с послушания послан, от всечестнаго тоя обители, такожде и Секула настоятеля, старца и архимандрита Паисия, и привез разние вещи: а именно из сосудов церковных и одеяний, и подсвещники пред Богоматерь: и всенощное бдение было тогда на святаго великомученика Димитриа в неделю октоврия 26–го, за всех благотворителей московских и за прочих подателей, от разных мест: и для всегдашнего помяновения благотворителей вписать зде вечно сии имена ниже следующие».

[41] См. НАРМ 2219.2.32, л. 55 об.

[42] Paisianismul оn contextul cultural și spiritual sud-est și est european (sec. XVIII-XIX) / Valentina Pelin; ed. оngrijită de: Andrei Eșanu, Valentina Eșanu; Acad. de Știinţe a Moldovei, Inst. de Istorie, Univ. de Stat din Moldova [et al.]. – Chișinău: Pontos, 2014, с. 54.


Источник: Богослов.Ru

139